28
29
30
31
ЗКПК УСТРОЕНА И РЯЕОТЯЕТ ПРОСТЯЯ МОТОРНАЯ ЛОДКЯ 1АДАЧИ и условия плавания моторных лодок очень разнообразны. Настоящая статья сйязана только с простой шлюпкой и одноцилиндровым двухтактным мотором в 347 куб. сантиметров (т. е. по об'ему своему чуть 5 больше /з литра). Развивая 2150 оборотов в минуту, наш двигатель дает 8 лош. сил, а при 3 750 оборотах — 11 лош. сил (рис. 1). Если на этот подвесной (переносный, забортный) мотор смотреть сзади, то можно различить в нем "следующие части: 1 — маховик, 2 — бензиновый бак, 3 — коробка охлаждения водой отработанных газов, 4—румпель, 5—двойная скоба с двумя зажимными винтами (.барашками") для укрепления двигателя на корме, 6 — вертикальная трубка для пропуска вала, 7 — выпускная труба, 8 — в ерхняя часть кожуха гребного вала, 9выпускное отверстие для отработанных газов, 10 — нижняя часть кожуха гребного вала, 11 — винт, идущий из коробки с коническими зубчатками, к оюрые передают врэщение вертикального вала короткому горизонтальному валику, с сидящим на нем винтом, 12—защитный для винта отросток, 13—изо-Рис. 1. Внешний вид мотора Watermota сэади и спереди 1—маховик, 2—бензиновый бак, 3—коробка водяного охлаждения отработанных газов, 4—румпель, 5—двойная скоба с двумя зажимными винтами („барашками"), б—вертикальная трубка для пропуска вала, 7—выпускная труба, 8—верхняя часть кожуха гребного вала, 9—выпускное отверстие для отработанных газон, 10—нижняя часть кожуха гребного вала, И — винт, 12 —защитный выступ („плавник"), 13—головка цилиндра, 14—карбюратор, 15—магнето, 16—провод, 17—трубка для подачи охлаждающей воды, 18—установочная пластинка свырезомгнутая пластинка с вырезом для точной вертикальной установки вала. Все остальные цифровые обозначения (от 13 до 17) лучше расИз подготовляемой к печати книги „Моторная лодка " (Устройство. Управление. Уход), изд. Гострансиздата,1смотреть на правом рисунке, 13—цилиндр (точнее—его с'емная головка), 14 — карбюратор, 15 — магнето, 1 6 — п ровод для подачи искры в головку цилиндра, 17—трубка для подачи охлаждающей воды. Двигатель надежно прикрепляется к транцу двойной скобой с зажимными винтами (5); строго вертикальное положение его достигается с помощью изогнутой пластинки с вырезом (18); следовательно, двигатель сначала прикрепляется к транцу и затем устанавливается точно в вертикальном положении. Сам двигатель укреплен неподвижно и поворачиваться для управления лодкой может только румпель (4) вместе со стальной трубой (6) и кожухом (8, 10) гребного вала. Рукоятка румпеля изолирована, таким образом, от цилиндра двигателя. Перейдем теперь от внешнего вида к вну тг еннему устройству двигателя, начав с его верхней части (рис. 2). Крепкий стальной маховик (1) снабжен заводным ободом (2), который охватывается ремнем; маховик приводится в быстрое вращение, чтобы пустить в ход двигатель; большой диаметр заводного ободэ И28 Должен облегчать пуск мотора, к ороткий валик (3), идущим вниз ог махозика, снабжен посррдине конической шестерней (4), которая передает свое движение шестерне, заставляющей вращаться якорь магнето (5); магнето посылает по проводу (6) электрический ток в свечу (7), ввинченную в головку цилиндра (8). Тот же вертикальный валик (3), приведенный в движение маховиком, соединен внизу ско ­ ленчатым валом (9); понятно, что вал, соединенный шатуном с поршнем (10), заставит последний подниматься (т. е. двигаться налево) и опускаться (в обратном направлении). Снабженный дефлектором ( I I ) , поршень сковьзит по стенкам цилиндра (12). Рисунок изображает отошедший направо, т. е. опустившийся поршень. Опускающийся поршень начнет засасывать из карбюратора газовую смесь, которая сожмется в голоЕке цилиндра поднимающимся холом поршня ; сжатая смесь будет взорвана искрой, которая благодаря работающему магнето появится в свече. Заведенный маховиком двига1ель начнет работать дальше общеизвестным образом Работа двигателя часто сопровождается таким шумом, который может заглушать разговор находящихся в лодке людей. Как добиться если не полного Исчезновения, то значительного уменьшения шума, создаваемого быстрым расширением вырывающейся отработанной газовой смеси, показывает рис. 3. Если резкий шум есть результат мгновенного расширения отработанных газов, то единственное средство его уничтожения заключается в том, чтобы отхолящив газы заставить расширяться постепенно. А так как большой об'ем газов зависит от их высокой температуры, то, понижая последнюю. мы добьемся и уменьшения их об'ема, т.-е. развиваемого ими высокого давления. Поэтому отработанные газы прежде всего охлаждаются, чтобы их давление понизилось; о ниРис. 4. Система водяивго охлаждения с насосом выходят из цилиндра через выпускное окошко сплошь окруженное водяной рубашкой, а затем несутся по выпускной трубе из рассеивающего теплоту дюралюминия, чтобы очутиться в вместительной камере, где расширение газов сопровождается их дальнейшим охлаждением. Заметим, что между бензиновым баком и камерой расширения имеется значительное воздушное пространство, чтобы тепло от последней не могло перейти на первый. Давление газов при выходе из камеры расширения почти приближается к атмосферному. В дальнейшем отработанные газы направляются а нижнюю выпускную трубу и входят в полую закругленную пластинку, откуда выходят уже под водой, увлекаемые вращением гребного винта. Отходящие газы при такой системе их охлаждения и расширения нигде не смешиваются св дой; такое смешение может вызвать пар, который способен пробраться в цилиндр и осесть на свече, расстроив работу двигателя затрудненным искрообразованием. Исправная и продолжительная работа мотора зависит от его правильного охлаждения и достаточной смазки. Все лодочные моторы охлаждаются водой, которую заставляют циркулировать в нашем моторе зубчатый насос, помещающийся в передней части коробки с горизонтальным гребным валиком (рис. 4). Отсюда вода гонится вверх, чтобы охлаждать стенки цилиндра и камеры для расширения отходящих газов. Еся система охлаждения точно приспособлена к скорости работающего двигателя и совершенно не зависит от быстроты передвижения самой мотолодки. Следовательно, двигатель совершенно не нужно разгонять, чтобы он при известном числе своих оборотов заставил циркулировать воду в рубашках. у же первый поворот маховика заставляет воду подниматься к верхней части мотора и циркулировать здесь до его полной остановки. Наконец как показывает рисунок, исполнившая своеРис- 3. Раврэа онств < ы «аглушэннл отработан> ных гаяеа29 Рис В. К-к опускается винт назначение вда отводится трубкой и выбрасывается на уровне воды. В отношении смазки высокооборотный двигатель не может удовлетвориться обычной системой, когда определенное количество масла вливается в бензиновый сак и смешивается с горючим. Вот почему наш мотор смазывается добавочно чистым маслом из особого масляного бака; это масло гонится отсюда в нужные места (подшипники, поршень и пр.) под влиянием того давления, которое создается в картере. Весь корпус двигателя сделан из алюминиевого сплава, чтобы предупредить его раз'едание соленой водой. Магнето отличается безусловной водонепроницаемостью; можно вылить на него несколько ведер воды, но искра будет подаваться им безостановочно. Рабочие части двигателя отличаются высокой уравновешенностью, а потому даже при 4 5С0 оборотах не вызывают сильного дрожания корпуса. Наконец, рис. 2 показывает нам, каким образом вертикальный вал, приводимый в движение коленчатым валом, сцеплен коническими шестернями с горизонтальным валиком, на котором насажен гребной винт с двумд лопастями. Таков мотор. Какой же корпус скажется для-негб наиболее подходящим? Общеизвестно, что между двигателем и лодкой существует определенное соотношение, и нзш маленький двигатель в 8—И лош. сил нельзя поставить на прогулочную лодку в 6—7 метров длиной. Допустим, что мы дорожим не столько быстротой, сколько удобством плавания, а потому и остановили свой выбор на простой водоизмещающей лодке. В первую очередь мы должны подвесить двигатель на транец и убедиться в том, что гребной винт достаточно погружен в воду. Иногда приходится в транце делать выемку, чтобы опустить винт на должную глубину (рис. 5). Равным образом необходимо удостовериться в полной надежности транца, который должен выдерживать сильное давление на него со стороны мотора. Широко распространено совершенно ошибочное представление, что мотор нажимает на транец вперед, т.-е. по направлению к носу. Правильным же оказываетсяРис. 7. Кач закрепляются барашки обратное положение: гребной винт стремится оттянуть транец назад. Вся моторная усгановга напоминает в этом отношении рычаг, у которого точка опоры находится в киле; если бы мы соединили работающий двигатель с пружинными весами, то последние могли бы показать, что вращающийся гребной винт заставляет мотор оттягиваться назад с силой, равной хотя бы 80 кг. Специальный мотолодочный корпус всегда отличается, конечно, достаточной крепостью, особенно в своей кормовой части, но когда хотят поставить мотор на обычной шлюпке, то корму приходится усиливать различными способами. Рис. б показывает нам два таких способа: один состоит в скреплении транца и планшира полукруглыми медными угольниками, а другой — в соединении транца двумя железными стержнями с крепким деревянным бруском, привинченным к полу. Еще лучше применить оба эти способа. Устанавливая и закрепляя мотор, никогда не следует пользоваться ключами или другим инструментом, чтобы подтягивать зажимные винты или барашки; здесь достаточно силы однихНОСУ ОnPHKMIUIFHHJ«ТВРЖМ(ИJ•дома.*лодкиРИС- 6. Укропяаиые транца Пальцев. Если же вызываемые мбтором сотрясения мало по-малу ослабляют виты , их можно закрепить указанным на рис. 7 способом, т.-а. пропустить через просверленные вбарашквх ППГЛ1НКЛ ямлютл , ГАЙКОЙ отверстияжелезный прут и повесить на одном конце замок. Теперь остается только обзавестись целым рядом необходимых инструментов (разводным ключом, молотком, клещами, п робойником и пр.), положить их в различные отделения непромокаемой Рис. 8. Установка мед. ной шпильки сумки на транце,— и можно трогаться в путь. В плавании мы прежде всего сталкиваемся срулевымуправлением ; послушность рулю—необходимое свойство каждой мотолодки, особенно на больших скоростях. У нашего двигателя работа руля производится кожухом для вертикального и горизонтального вала. Собственный опыт скоро убедит каждого рулевого, что резкий поворот руля под углом в 90° отнюдь не сопровождается быстрым поворотом лодки в нужную сторону. Оказывается, что руль всего сильнее действует на лодку при повороте его плоскости на 35-^45°. Это и понятнолодка слушается руля именно потому, что находится в движении; сильный же и резкий поворот руля тормозит движение, уменьшает быстроту хода, а чем меньше скорость передвижения, тем слабее действие руля. Вот почему, поворачивая руль на 35—45^, мы оказываем на лодку быстрое и сильное воздействие, не уменьшая заметно ее хода. Зачастую приходится не только обходить различные предметы, но и быстро останавливать лодку, давая ей задний ход. Технически вполне возможно заставить двухтактный мотор работать в обратном направлении, но такое постоянное „реверсирование" двигателя неблагоприятно отозвалось бы на его прочности, а потому задний ход предпочитают достигать с помощью особой конструкции гребного винта. Лопасти винта делаются подвижными, т.-е. их можно поворачивать стержнем, проходящим внутри гребного вала. Рычаг, передвигающий STOT стержень вперед или назад, находится под рукой моториста. Лопасти изменяют свою форму и начинают работать в обратном направлении, т.-е. гнать воду под корму, а не от нее. Всякое плавание сопряжено с риском удариться гребным винтом о какой-нибудь твердый подводный предмет. Такое столкновение может оказаться роковым не только для винта, Н и для самого двигателя, а потому всякий О подвесной мотор должен автоматически подниматься и разом выходить из воды при резком ударе о твердое препятствие, а чтобы не пострадали поворотные лопасти, они закрепляются на своем горизонтальном валике особыми Шпильками (рис. 8). Эти шпильки успешно выдерживают обычное давление, которое Окаы» вает вода на работающие лопасти, но при ударе о какое-нибудь препятствие они разом погнутся, разобщив между собой винт и гребной валик. Гребной винт не сидит плотко-*«а своем валике, а потому случается, что медные шпильки гнутся и при отсутствии ударов. Ослабнувшие шпильки всегда можно узнать по некоторой расшатанности их соединения с валом; гребной винт следует чаще осматривать, чтобы он не отказался работать в самое неподходящее для этого время (ночью, в шторм и пр.). Вставить новую шпильку — минутное дело, и в сумке с инструментами всегда должно быть несколько запасных шпилек. Если у мотолодки низкий подводный борт и она часто захлестывается волной, то рис 9 нам показывает, как можно устранить это неудобство. Берется кусок парусины длиною, примерно, в 3—4 ми 20 см шириной; по одному краю парусины идут маленькие отверстия или „глазки" на расстоянии хотя бы 15 см друг от друга, а другой край прибивается гвоздиками со шляпкой к бортам примерно на 8 см ниже планшира. Затем берется резиновая трубка диаметром 8—9 см С закрытыми концами; эта, ^ ? v ^ T ^ ^* аяьця пьпннекм'В ПРКОЛВЬМЫЛко ыляпцеиРис. 9.Как боротьсяе захлестыванием носовой частитрубка вкладывается в парусину, которая натягивается своим краем с „глазками" на планшир и стягивается бичевкой. Резиновая камера накачивается воздухом через вентиль в носовой части. Такой выступ хорошо справляется с любой набегающей волной в бурную погоду. Ленинград В. Д инзеГ? К ЧИТАТЕЛЯМ „ЗА РУЛЕМ * Если вы еще не подписались на журнал с октября—сдайте подписку немедленно. Тираж журнала ограничеп, сроки приема подписки сокращены. Этот номер хтурнала последив* по девятимесячной подписке. П одписнаяцене : с октября на 15 месяцев—5 р. 20 к.„ " год-4 р. Иаз