16
17
Т РЕТИЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ООВЕТС ( И Х ЕУ10ТОЦИПРОБЕ3-й всесоюзный пробег советских мотоциклов проходил в разнообразных дорсжных условиях. У часток под Угличем, приготовленный для дорожных работ. Ф ото Н. С труковасовет Явтодора и завод „Красный Октябрь" организовали в июле ЦЕНТРАЛЬНЫЙ агитационно-испытательный этого года пробег общим протяжением 4 631 км. Пробег должен был пройти по такому маршруту, где местами вообще еще не появлялся самодвижущийся экипаж, и показать, что мотоцикл может свободно передвигаться по дорогам, неприспособленным даже для движения телег. Кроме того пробег имел и общеавтодоровские задачи (посещение пунктов автотракторостроения, кампания за дороги и создание фонда моторизации погранчастей). В пробеге испытывались советские мотоциклы „Л-300" производства „Красного Октября". Три мотоцикла имели конструктивные изменения, внесенные после пробега 1930 г. Испытание было предположено провести в самых разнообразных дорожных условиях. Маршрут пробега был выбран следующий: Ленинград — Новгород — В.-Волочек — Бежецк —Ярос лавль — Иваново- Вознесенск—Шуя — Нижний - Новгород — Арзамас — Саранск — Пенза — Саратов —Камышин—Сталинград—Беловодск — Купянск — Харьков —Воронеж — Ефремов —Тула — Москва — по шоссе 929 км (23%) и по грунтовым дорогам 3 088 км (77%). Последний этап Харьков — В оронеж — М осква из-за начавшихся затяжных дождей был изменен и пройден по шоссе Харьков — Курск — Орел — Тула — Москва. Для мотоциклов „Л-300" после официального финиша в Москве был добавлен этап Москва — Тверь — Новгород — Ленинград. В пробеге участвовали 6 мотоциклов „Л-300" одиночек, 1 мотоцикл „Харлей-Давидсон" одиночка в 500 куб. см, 1 БСЯ одиночка в 493 куб. см, 2 — „Харлей-Давидсон" с колясками, в 1200 куб. см, 1 грузовой l'/a-TOHHbifi „Форд-ЯЯ", 3 легковых автомобиля „Форд-А", везших руководителей пробега, техническую комиссию, врача и фотокинокорреспондента. Для мотоциклов „Л-30Э" 3 водителя были представлены военведом, 3 водителя—заводом „Красный Октябрь". 16Весь пройденный путь можно разбить на шесть этапов: 1. Ленинград—В. Волочек—414 км по шоссе. 2. В. Волочек—Н. Новгород—839 км (700 км—лесная грунтовая дорога,139 км—шоссе). 3. Н-Новгород — Сталинград — 1138 км грунтовой дороги. 4. Сталинград — Харьков — 756 км грунтовой дороги. 5. Харьков — Москва — 769 км шоссе. 6. Москва — Ленинград — 715 км шоссе. Весь маршрут пройден в 32 дня, из них в ходу 21 день и дневок в городах 11 дней. Средний суточный пробег составил 220,5 км. 25 июля в 14 ч. 30 м. в Ленинграде на площади Урицкого был дан старт пробега, и мотоциклы отправились в свой длинный и тяжелый путь. П ервыйэта п—Л енинград — В . - В оло ­ ч ек был пройден по шоссе, сначала равнинному, а затем все более гористому. Шоссе под Ленинградом в отвратительном состоянии до самого Тосно (50 км), постепенно улучшаясь до Чудово, и только после него хорошее (за исключением городов и больших сел). На этом этапе технического учета не велось, т. к. машины вышли с завода необкатанные, а водители еще не освоились и не привыкли к своим машинам. В Волочке произошло соединение обеих частей, и весь пробег в полном составе двинулся в дальнейший путь. В торойэтап — В. В олочек — Н. Новг ород ; Дорога шла лесом, по старому изрытому тракту ( в особенности плохи участки Бежецк—Углич и Углич —Ярославль). Во многих местах во всю ширину дороги образовались .целые озера жидкой грязи. Мосты или просто сломаны, или ломались тут же под тяжестью фордов. Часто приходилось подкладывать бревна. сучья, комья глины и осторожно переезжать, но и это не всегда удавалось Здесь и оказалось, что мотоцикл может быстрее двигаться по таким дорогам: ему не надо чинить мосты, а иногда достаточно проложить через яму бревно и по нему перевезти его на руках, чего нельзя сделать с автомобилем. Дорога настолько изрыта, что иногда приходилось дви- пУ)!гаться по нескольку часов со скорсст ю5 км дождь, который удалось прорезать и выйти в час. После выпавшего дождя многие речки опять на сухое место; потом опять дождь, сноприходилось переезжать прямо вброд, иногда ва ушли от него, затем снова дождь. Дорога . довольно глубокий. Здесь выяснилась полная размокла, и грязь начала напитываться на коцелесообразность конструктивного изменения леса; на трех измененных моделях „Л-300" магнето „Красным Октябрем". На оригинале щитки (более широкие) были подняты; на трех Д. К. В. магнето, находящееся в маховике, отже других моделяд щитки были оставлены такикрыто для доступа воды и заливается ею; в соми же, как и на Д. К. В. Тут выяснилось, что ветской модели весь маховик вместе с магнето неизмененные модели не могут итти по такому помещен в специальный кожух, предохраняюгрунту, колеса у них перестали вращаться, все щий от заливания. было заклеено липкой грязью, измененные же Перед Ярославлем начались пески, которые модели проходили свободно и щитки не забипопадались на значительном протяжении до вались. самого Коврова. После Коврова дороги постеПятый этап—Харьков — Москва. По прибыпенно улучшились и, наконец, мы вышли на тии в Харькове начались затяжные дожди, и шоссе в 139 км от Нижнего-Новгорода. куда мы пошли прямо Харьков — Курск — Москва прибыли в 10 час. вечера 1 августа. Средние по шоссе. В первый день прошли участок Харьскорости на этом этапе получились невысокие: к ов — Курск 220 км без всяких приключений и на участке В.-Волочек—Бежецк27,3 км/час, Бечасов в5 прибыли на место. Начался дождь жецк—Углич — 17,8 км/час, Углич—Ярославльпродолжавшийся поч1И вплоть до Тулы. Не20 км/час, Ярославль—Иваново — 25,3 км/час и, смотря на это в этот день прошли 371 км. Веченаконец, на участке Иваново — Нижний, где ром прибыли в Тулу. На этом участке выясни139 км пройдено по шоссе из 310 км, средняя лась полная целесообразность изменения магскорость 33,4 км час. нето и вывода и привода высокого напряжеТретий этап — Нижний-Н овгород Стания, заливаемого водой на оригинальном Д. К. В. л инград . Болотистые дороги кончились, зато Зато немецкие карбюраторы „Фрамо" довольно участились песчаные участки все большей длины. плохо себя чувствовали в грязи. Местами дорога прямо сходила на-нет или превНаконец последнийучасток — Т ул аращалась в ряд глубоких колей,заросших травой. М осква был пройден со скоростью 55 км/час Чем ближе к Саратову, тем все круче и длиннесмотря на довольно скверное шоссе около нее становились под'емы, дороги напоминаТулы и Серпухова. На последних двух этапах ли Крым или Кавказ с такими же зигзагами были нагнаны два дня опоздания второго этаи крутыми поворотами. Несколько таких перепа, и к финишу подошли точно в назначенваловопять равнина, накаленная солнцем; ный заранее день и час. Финиш пробега состотемпература в эти дни доходила до 54° С. Иногялся на 11 километре серпуховского шоссе да попадались броды и несколько переправ в 18 ч. 30 мин. 19 августа. по качающимся мостам. На этом этапе скорости 22 августа ленинградские мотоциклы, после повысились и достигли на участке Пенза — Сатрехдневного пребывания в Москве, тронулись ратов 33,1 км час и на участке Саратов—Сталинв обратный путь. град 42,0 км час. Ш естойэтап —М оскв а—Л енинград - В Саратове выбыли из пробега мотоцикл был пройден в3 дня и 25 августа все 6 мотоБСЯ (его водитель из-за растяжения ноги не циклов „Л-300" прибыли в Ленинград на мог дальше вести машину) и „Харлей-Давидплощадь Урицкого, откуда месяц тому назад сон" с коляской (вследствие болезни водителя). тронулись в длинный и тяжелый путь. Пройденный путь довольно серьезно отразился Экономика мотоциклов „Л-300": он требует на этих машинах: у БСЯ лопнула рама, у Харв среднем 4-5 л смеси бензина и масла на 100 км. лей-Давидсон" лопнула задняя ось московского Пробег окончен. Мотоциклы выдержали испроизводства и отломилось ушко передней пытание. Отмечены все малейшие недостатки, вилки. Другой „Харлей-Давидсон" с коляской проверены все конструктивные изменения, сдетоже имел поломки рамы в задней части и поланные заводом. Т еперь остается.тольломку рессоры коляски. Все три мотоцикла прок остроить , н оуженеопытные экшли предварительно 30—40 000 км. земпляры, аразвертмватьмассовую Мотоциклы „Л — 300" тоже не обошлись без продукцию И. Дюмулен ремонта; были сменены шестерни 1-й скорости, ремонтировались ко. . . леса, прерыватели, но самые основные части, наиболее трудные как с конструктивной стороны, так ис производственной (рама, передняя вилка и мотор) дефектов не имели. Четвертый этап — Сталинг ра д—X арько в. Первые 80 км до Р. Калач на берегу Дона чуть ли не сплошь были пройдены по песку; Затем переправа через Дон, очень крутой под'ем и степь. Дорога хорошая, но местами песок и кодеи, заросшие травой, песчаная почва постепенно заменяется черноземом, дающим много пыли и Л-300" с остязаетсяв скорости с ,,Харлей-Дэвидсоном" на одном жуткую грязь во время дождя. На пеиз этапов пробегаФ ° т о н- С трукова регоне МиллеровоСватово пошел17