СОВХОЗЫ И МТС ДОЛЖНЫ ЭНЕРГИЧНО В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ*До сих пор во многих местах участие МТС и совхозов в дорожном строительстве, осуществляемом в порядке трудового участия населения, рассматривается как добровольная помощь со стороны дирекции МТС и совхозов дорожным органам или районным исполкомам. Это -г- неправильно. МТС и совхозы по постановлению правительства PC ФОР от 20 июня 1931 г. привлекаются к трудовому участию в дорожных работах в обязательном порядке," так же как и население. Несмотря на совершенную ясность и категоричность закона, МТС и совхозы в 1931 г. к трудовому участию в дорожном строительстве фактически привлечены почти не были. При обследовании Ленинградской и Московской областей установлено, что из общего количества 51 МТС этих областей в дорожных работах с . трудовым участием участвовало всего только 2 МТС. Ни в Ленинградской, ни в Московскрй областях совхозы участия в дорожном строительстве не приняли. Проверка подготовки к трудовому участию в 1932 г. установила, что участие МТС и совхозов в дорожном строительстве с трудовым участием не предусматривается их производственными планами, что директора МТС и совхозов продолжают рассматривать дорстроительство как случайно навязанную кампанию. К 'сожалению, дорожные органы не учли значения МТС и совхозов и не предприняли почти никаких мер, чтобы дирекции МТС и созхозов развернули дорожные работы. Нужно отметить, что ответственность за безразличное отношение МТС и совхозов к трудовому участию, за уклонение от дорожных работ в 1931 г. в значительной мере падает на дорожные органы, которые не попользовали всех преимуществ и прав, предоставленных им законом 10 августа 1931 г., чтобы заставить дирекции МТС и совхозы выполнить закон. В законе по вопросу об ответственности за уклонения от трудового участия (в п. 8) сказано" следующее: . «В случаях уклонения граждан от трудового участия в дорожном строительстве они привлекаются к уплате денежного взноса в двойном размере против установленного ст. 7 насстоящего постановления. При невнесении в установленный срок взноса последний взыскивается в бесспорном порядке». Имея в виду, что в том же законе (в пункте 9) участие МТС и совхозов в дорожном строительстве определяется s-гаравне с трудовым участием населения, дорожные органы обязаны были . исполбзовать предоставленное им право и оштрафовывать МТС и совхозы за уклонение от дорожных работ. Дорожным органам нужно понять, что уклонение МТС и совхозов от трудового участия следует рассматривать как прямое невыполВ порядке обсуждения.УЧАСТВОВАТЬнение закона от 10 августа 1931 г. Принуждая дирекции МТС и совхозов к выполнению обязанностей, Еэзлагаемых на них этим законом, они должны обращаться за помощью к прокурору и суду, привлекая виновных к уголовной ответственности по ст. 61 У. К. Директора МТС и совхозов часто пытаются рассматривать трудовое участие, как временную проходящ'/ю кампанию. Трудовое участие — плановая, из года в год со все расширяющимся кругом участников — повторяемая работа. Основное преимущество этого факта — его территориальная и об'емная стабильность, позволяющая со всею точностью осуществить плановое начало в дорожных работах, осуществляемых с трудовым участием. Участие МТС и совхозов в дорожных работах, осуществляемых с трудучастием населения, закон не ограничивает никакими условностями и примечаниями. В нем совершенно ясно сказано: МТС и совхозы к трудовому участию привлекаются наравне с трудовым населением, всей живой и механической тяговой силой и необходимым инвентарем и машинами. -Трудовое население привлекается на дорожные работы в порядке трудучастия и бесплатно на 6 дней в году. Отсюда совершенно .ясно, что каждая единица рабочего скота, каждый трактор, каждый автомобиль, дорожная, или иная какая-либо машина, полезная для дорожных работ и принадлежащая МТС и совхозу, должны проработать на дорожных работах в течение 6 дней в году. Говоря об об'еме участия МТС и совхозов в дорожных работах,, очень часто забывают об участии в дорожных работах его технических кадров. Между тем постановлением правительства от 20 августа совершенно четко указано, что МТС и совхозы помимо живей и механической тяговой силы и машин обязаны предоставить в распоряжение риков инженерно-технических специалистов. Связывая этот закон с законом от 10 августа 1931 г., необходимо установить, что дорожные работы, осуществляемые МТС и совхозами в .порядке трудового участил, надо организовать и осуществлять под руководством и. технадзором специалистов МТС и совхозов Таким образом об'ем трудового участия каждой МТС и совхоза в дорожных работах с- трудовым участием определяется произведением суммы всеро механического оборудования и рабочего скота, умноженной на 6 дней ежегодного обязательного трудучастия, плюс техническая помощь, оказываемая риком, и' техническое руководство дорожными работами, осуществляемыми в порядке трудового участия. Место участия МТС и совхозов в дорожных, работах с трудовым участием. В законе сказано: «МТС и совхозы привлекаются к участию в дорожных работах, проводимых с тру-' довым участием населения, на всех разрядах' дорог, используемых' ими для своего грузообо- ! рота».6 Но это не значит, что трудучастие МТС и совхозов должно ограничиться только постройкой или ремонтом дорог, предназначаемых для внутреннего грузооборота МТС и совхоза. Ясно, что дорожные работы на этих дорогах являются хозяйственным делом МТС и совхозов и засчитываться как выполнение трудо* вого' участия ни в коем случае не могут. Совершенно бесспорно: МТС и совхозы в порядке трудучастия должны осуществлять дорожные работы на дорогах сельских, районных, " краевых, республиканских и союзных, если они используются для их грузооборота. Ограничивая трудовое участие МТС и совхозов на дорогах, используемых для своего грузооборота, постановление вовсе не ограничивает место расположения работ на самой дороге от места расположения МТС или совхоза. Очевидно, если дорога тянется от станции железной дороги или пристани и если МТС и совхоз использует эту дорогу для доставки по ней своих грузов, то трудовое участие МТС и совхоза обязательно на всем протяжении этой дороги, независимо от расстояния ее -начального или конечного пункта от самой МТС или совхоза. План трудучастия и производственный план МТС и совхозов. Может ли МТС или совхоз, располагающий 50 тракторами, 10 автомобилями, 40 машинами, применимыми на дорработах, и 50 единицами рабрчего скота, сбалансировать свой производственный план, не" внеся в него предусмотренное законом обязательство дать 900 трудодней на трудовое участие? К. сожалению, среди большинства директоров МТС и совхозов все еще процветают предположения и расчеты о возможности выделения 100 и1 000 рабочих дней по машинам И рабочему скоту из какого-то забалансового расчета, хотя почти все они в один голос утверждают, что даже для основных работ им времени не хватает. - Трудовое участие МТС и совхозов в дорожном строительстве должно получить совершенно четкое отражение в производственном плане каждой МТС и совхоза. Для каждого трактора, единицы рабочего скота в производственном графике их использования должны быть указаны особые 6 дней, когда трактор или лошадь отвлекаются на трудовое участие. Дорожные органы должны добиться повсеместного и обязательного включения трудового участия МТС и совхозов в их производственные планы. Однако одним включением трудового участия в производственный план МТС и совхозов выполнения плана дорожных работ мы еще не обеспечим. Включая трудовое участие в производственный план МТС и совхоза, надо точно установить время (срок) трудового участия. Правильно выбранное время предопределяет успех дорожного строительства с трудовым участием. Нельзя намечать производство дорожных работ в разгар основных сельскохозяйственных кампаний, т. е. в период весеннего .сева, в период взмета паров, в период уборки урожая и озимого сева. Шесть дней для трудового участия должныбыть выкроены в узкие сроки между этими кампаниями, но в такие дни, когда бы г«и не перегружались другими работами. Зимний период. для заготовки строительных материалов, на составление проектов дорожного строительства — первый срок. . , Весенний период в междупарье для производства подготовительных работ, трассировки и разбивки полотна дороги — второй срок. Предуборочный период для производства основных дорожных работ — третий срок. И между этими сроками — отдельные ргботы: подвозка материала, оканавливание, утюжка, подсыпка обочин и т. п. Об'екты трудового участия в дорожном строительстве МТС и совхозов, казалось бы, достаточно определены постановлением правительства от 10 августа. Тем не менее обследованием установлено, что об'екты дорожного строительства выбираются недостаточно продуманно. Очень часто дорога, построенная весной, запахивается и перепахивается осенью, построенная летом — становится ненужной весной и т. д. " Такому способу развития дорожного хозяйства должен быть положен предел. МТС и совхозы, являясь крупнейшим центром (для каждого данного района) сосредоточения технических сил, обязаны взять на себя инициативу составления плана дорог района с выбором и установлением твердых трасс постоянных дорог, обеспечивающих перспективное развитие грузооборота района. - Взаимоотношения МТС, совхозов, сельсоветов и райисполкомов в вопросах трудового участия на дорожных работах. Организация и проведение дорожных работ с трудовым участием на территории района является делом районного: исполкома. На территории сельсовета организатором и проводником дорожных работ с трудовым участием населения является сельсовет, полностью' несущий ответственность за это дело. В то же время МТС и совхозы в порядке постановления правительства от 20- июня 1931 г. обязаны предоставлять в распоряжение риков, а следовательно, сельсоветов, все технические силы для организации и проведения трудового участия. В соответствии с этим положением МТС и совхозы по требованиям сельсоветов обязаны представить списки тракторов, рабочего скота, дорожных и прочих машин, подлежащих привлечению к трудовому участию, с указанием календарных сроков выпуска на дорожные работы машин и рабочего скота. Не ограничиваясь одной формальной стороной, в порядке постановления от 20 июня 1931 г. МТС и совхозы выделением инженерно-технических работников обязаны принять непосредственное участие в составлении плана дорожных работ с трудовым участием по сельсовету, предусмотрев в этом плане об'­ екты строительства, вы.полняемо-го самими МТС и совхозами в порядке трудового участия. Весь-план распределения и расстановки рабсилы по об'ектам предполагаемого дорожного строительства по сельсовету должен быть проработан инженерно-техническими работниками МТС и совхоза в порядке обязательного трудового участия самой МТС и совхоза. ' И. Фелистак7