26
27
28
ДИСПЕТЧИРОВАНИЕ НА АВТОТРАНСПОРТЕОПЫТЫ КИЕВСКОЙ КОНТОРЫ „СОЮЗТРАНСАОпыт лучших автохозяйств выдвигает принРазвитие автотранспортного дела выдвинуцип организации правильного регулирования ло вопрос о регулировании движения автодвижения автомашин через диспетчерскую машин. службу. Мощным рычагом, ведущим к регулироваБлагодаря телефонной систематической нию движения автомашин и улучшению их связи диспетчер знает местонахождение автоработы, признается правильно поставленная машины, время прибытия и отбытия ее на или диспетчерская служба. Ее сущность заключас пункта приема сдачи грузов, знает характер, ется в том, что на ограниченных масштабами операции (прием или сдача), темп операции участках — в городе, на трактах, между стан(соблюдение норм времени, задержки) и т. д. циями железных дорог и т. д.—-регулирование Для этого в пунктах наибольшего грузоподвижения автомашин проводится опытными и тока (товарные станции, пристани, -крупные отвечающими за дело людьми. предприятия) у -проездных ворот устраиваютЛицо, которому поручено заниматься регуся оперативные поаты, где кругло-суточно делированием движения автомашин исходя из журит оператор. плановых заданий и пр., называется диспетВ Киеве, на станции Товарная № 1, такой чером, (от английского слова — «dispetch», что пост учрежден. Оператор 'кроме извещений .в переводе на русский значит: посылать, отдиспетчера о продвшкении автомашин здесь правлять). занят подборкой документов для возможно Для . примера можно остановиться на тех скорейшего оформления приема и сдачи груповышенных требованиях, которые пред'являзов, распределяет автомашины по отделениям, ются к диспетчеру на железной дороге. Он, окладам, открытым площадям для приема и руководя движением одного какого-нибудь сдачи грузов. поезда, не только не выпускает его из виду В пунктах, где должности оператора нет, во все время движения по определенной лисвоевременное извещение диспетчера о пронии, но согласовывает это движение с проддвижении автомашин в порядке трудовой вижением других поездов, учитывая при этом дисциплины возлагается на агентов, чтз осо скорость движения каждого поезда, считается бенно ценно по стремлению и здесь освобос профилем пути, родом состава, исходит из дить шофера от затраты времени на вьиг»н •особенностей магистрали (раз'езды, мостовые диспетчера. Шофер держит связь с диспетче-сооружения, их составление -и т. д.). ром лишь в случаях, когда на пунктах нет Работа диспетчера на железной дороге оперативных постов и отсутствует агентура. .сложна и требует большого навыка и сноровНо что делать, когда на пункте нет телеки, выдержки и такта; уменья высчитать в-се фана или он испорчен? детали и во время приостановить движение Обязанность шофера в подобных случаях одного состава • (поезда) и ускорить прохожизвещать диспетчер-а о проделанной -работе дение другого или нескольких. Но -гораздо немедленно по прибытии на очередной пункт. ответственнее и во много раз сложнее, с перОбратимся к опыту киевской конторы вого взгляда бесхитростная, методика работы Союзтранс, которая первой взялась за осудиспетчера местного транспорта. Если диспетществление диспетчирования и имеет в этом чер на железной дороге имеет дело с движеотношении значительные успехи. нием единиц, подчиненнык единому расписаЗдесь нию, действующих на дистанциях, давно измеренных и детально изученных, то диспетстарший диспетчер, черу местного транспорта приходится маневрировать единицами (автомашинами), которые зная остатки невывезенны-х грузов и имея раскатываются по всему городу, образно вызаявки от группы перевозок, 'составляет план ражаясь, шарами. Здесь надо быть хорошим и работы подведомственного автопарка. Этот ловким дирижером, чтобы одним толчком наплан 'составляется на- смену по форме: правлять нужные шары в заранее предусмотренные -направления. перечисление клиентуры, Каждое дежурство приносит новые обстояперечисление пунктов приема грузов, - тельства, непредусмотренные никем и, разбиперечисление пунктов сдачи тех же грузов, раясь в них, диспетчер должен извлекать науказывается род грузов, упаковка, иболее полезное, рационально связывая его указывается вес грузов, с задачами, поставленными -на данное дежуруказывается количество намеченных для .ство. Именно такие требования пред'являются операций автомашин, отводится графа для отдиспетчеру, когда в нем хотят видеть не метки количества тонн перевезенных, отвотолько фиксатора движения автомашин, но радится графа для отметки достигнутого тонботника, занятого регулированием этого двино-километража, отводится графа для примежения. чаний. Опрашивается, как же поставить дело праНа основании посменного плана (так он вильного, рационального использования автоназывается) заготовляется маршрут для кажмашин, как ввести их движение в круг четдой автомашины. Для этого старший диспеткой, плановой, эффективной работы? чер пользуется таблицей расстояний между26 •Часть аппарата „Автослед". Отчетливо видна фиксация движения автомашин. Ремарки (значки) показывают, что автомашины № 9 и 12 отстают по работе. В этом преимущество -наглядного способа упразления машинами.пунктами -приема и сдачи, таблицей норм времени, общим заданием выполнения измерит е.лей трансф.инплана.. Записанные в порядке нумерации маршруты составляют перечень маршрутов, заготовка которого производится по ф-орме: №№ маршрутов, № № машин, откуда, _ куда, клиент, род груза. Посменный план и перечень маршрутов передаются диспетчеру для сведения и руководства, причем если первый является основой всей работы, то маршрут — только пособием. Диспетчер имеет право изменить маршрут любой автомашины так, как это наиболее выгодно для дела. С введением в жизнь работы на аппарате «Автослед» в киевской конторе Союзтранс • правильной работы на нем, диспетчер вмеи сто .вороха бумаг и папок, какими он заваливал себя, вместо полного отсутствия учета работы и контроля получает рационализован•ную систему. Диепетчерюкий стол преобразился: каждая автомашина имеет присвоенный ей значок — •ремарку, которая двигается по вертикали, двигается по заранее отведенному ей месту на столе, двигается 'Согласованно с планом. Благодаря наглядным методам работы на гаппарате «Автослед», диспетчер видит общее количество действующих автомашин, знает в каком пункте они находятся, куда направляются, что сделали. Все это и позволяет наиболее рационально- использовать движение авто-машин. Что jkt представляет собой аппарат «Автослед», которым пользуется диспетчер в киевской, харьковской, одесской, днепропетровской и других конторах Союзстранса ? Из фото видно, что конструкция аппарата весьма несложна ив этом ее преимуществе.Основные части аппарата—плоская, (по типу чертежной) доска и рама. Доска имеет размер 135X75X3 см, а рама, изготовленная из твердой древесной породы (дуб, ясень), имеет наружное измерение — 135X66X2,5 см. Ширина планок, составляющих раму, равна 3 см, за исключением меньшей лавой, которая по ширине не превышает 7 ем. Внутреннее измерение рамы, исходя из этих цифр, — 125x60 ом. Рама служит основанием ' для укрепления на нижних своих сторонах стальных проволок (серебрянка, в сечении 2,5—3 мм). Проволоки располагают параллельно по отношению к меньшим сторонам рамы, всех их — 49, следовательно, проворав М'ежду проволоками — 50. Готовая рама на петлях прикрепляется к плоской доске, большая сторона которой сходится с большей 'Стороной рамы. Часть доски, непокрытая рамой, оставшаяся как бы выступом, делится узенькими окантовками на гнезда, -предназначенные для ремарок. Над гнездами надписи: наличие автопарка, ремонт, осмотр. Крайние гнезда предназначаются для настольных часов (слева) и подушки со штемпелем (справа). По наличию автомашин заготовляются из алюминия или латуни ремарки (значки) ввиде пластинок с изгибом для в-ставки за проволоку. На каждой ремарке черными цифрами обозначен номер автомашины (имеется ввиду нумерация маршрутная). На раме, на большей по толщине ее планке (семиеантиметровой), укрепляются две (одна на одну) плоских, как линейки, планки размером: 6 0x3x0 , 3 см. На них наносят 12 делений и цифры. Каждое из делений соответствует одному часу, который в свою очередь короткими отсечками делится на- 6 частей. Таким образом каждый отрезок на планке знаменует равенство 10 минутам. 27 Плавки с делениями на часы и минуты называются часовыми планками. Они прикреплены к раме так, что могут перекладываться как листики на перекидном календаре. На одной часовой планке нанесены цифры с7 по 18, а на второй — с 19 по 6, при этом расположение цифр — снизу вверх по вертикали. «Автослед» подготавливается к работе на нем закладкой под раму листа бумаги и расстановкой ремарок с расчетом, чтобы точки установки ооответвететвовали бы по горизонтали времени, которое отмечено на часовых планках и совпадало бы с действительным рременем. Например в 8. часов утра все ремарки расположены по горизонтали, упирающейся в цифру 8 на часовой планке. С расстановки ремарок на «Автоследе» и начинается оперативная работа диспетчера Получив из гаража от нарядчика извещение о выходе автомашины на работу, диспетчер смотрит на часы ив соответствующую времени точку ставит штемпель, предварительно продвинув -выше ремарку. Штемпель имеет оттиск в виде четырехугольника (20x10 мм), поверх которого имеется строчка: «П...Ч...М.». Внизу четырехугольника такая же строчка, но первая буква заменена на «0». Значение букв: П — прибытие, О — о тбы ­ тие, Ч — час, М — минуты. Предположим, что автомашина вышла на работу в 8. 10 утра. Тогда в строчке, начинающейся с буквы «0» проставляются эти же цифры, (8. 10^, а внутри четырехугольника указывается краткое наименование пункта, откуда автомашина вышла, отбыла (в данном случае-—гараж). Поверх строчки, начинающейся с буквы «П», пишется краткое наименование пункта, куда автомашина направилась.Прибытие автомашины на пункт обязываетдиспетчера немедленно продвинуть ремарку и. в точке, соответствующей действительному и на горизонтали времени, поставить штемпель с заполнением строчки, начинающейся с буквы «П». Отбытие автомашины с пункта обязывает диспетчера снова продвинуть . ремарку, поставить штемпель, отметив пункт отбытия, время, направление. Пробеги без груза фиксируются обычнымпорядком, н ос немедленным и обязательнымпогашением оттиска красным карандашей — перекрестом по диагонали. Возвращение автомашины в гараж раньше выполнения заданий обязывает диспетчера снять ремарку с вертикали и перенести ее в гнездо под одну из надписей, отвечающей факту: «Ремонт, осмотр». В точке, откуда ремарка была снята, делается отметка: «ушла в ремонт, ушла на осмотр, потерпела аварию...» Наименование пунктов необходимо указывать на топотрамме в сокращенном виде, для чего в каждом городе пунктам приема и сдачи дается условное обозначение. В Киеве введены, примерно, такие: Ст. Киев I товарный — KI Ст. Киев II товарный —• КП Ст. Киев I пассаж.—• КПС Мельница № 9 1 — M l Кабельный завод — ЗВК Такими методами киевляне разрешают важный хозяйственно-политический вопрос и только благодаря такой постановке, при участии и поддержке массы Союзстранса, удалось перестроить эксплоатационную работу. Старая и уже негодная система нарядчиков, занимавшаяся чем угодно, — иногда вплоть до сделок с клиентурой,—но не делом, не регулированием перевозок,— уже сдана в архив и... повидимому, бесповоротно. киев. Вас. МалаковД АЙТЕ КАТАЛОГИ АВТОЧАСТЕЙ!*Отсутствие каталогов на машины Р5, АМО 2КР и АМО—-Ф—15 сильно затрудняет составление заявок на запасные части и оборудования этих машин. Поступающие в кладовые запчасти в каждом автохозяйстве называются по-своему и определенной спецификации не имеют; поэтому сплошь и рядом одна и та же деталь носит разные названия, это вводит в заблуждение как снабжающие организации, так и технические отделы, распределяющие эти части по паркам. Все запросы по этому поводу заводам и Авторемснабу остаются без ответа; в лучшем случае Авторемснаб отвечает: «Печатаются, по изготовлении вышлем». Когда это «изготовление» закончится—неизвестно, но пока автохозяйства остаются без каталогов. Между тем, тот же Авторемснаб и Союзтранс требуют в заявках, кроме названия частей, указывать еще и стоимость их, чтобы автохозяйства не вышли из пределов отпущенных им ли?* В поряд; е предложения.митов. Спрашивается, как это можно сделать, не имея каталога или хотя ориентировочной спецификации? Но заявки автохозяйства все же составляют; результат получается плачевный. Цены нз запасные части и их названия составляются по соображению калсдого автохозяйства. Снабжающие организации, удовлетворяя, заявки, придерживаются лимита отпущенных средств; в результате в кладовых автохозяйств по финансовой отчетности значится запасных частей по лимиту на полную сумму, а в действительности нет самых необходимых запасных частей. Мы обращаемся к автодоровской общественности и при помощи журнала «За Рулем» просим поставить этот важный вот/рос перед Авторемснабом и заводами, которые должны выпустить каталоги. Дальше составлять заявки по «соображе-» нию» нельзя! Воронеж Инж. А. Н иколаевсний28