ч то ЕНЕЕШШТ УЧАСТИЮ КИНО, В ПОДГОТОВКЕ ИЛДРОВ ,следнему слову кинематографической техники. Это — кинофабрика Союзкияо. . В этом здании происходят странные вещи. По договору с Автодором, фабрика должна ~ иметь уже часть готовой продукции. Готовой! Но. на сегодняшний день нет ни одного метра снятой пленки. До сих пор не начаты' съемки.,' Все есть; сценарии есть, деньги есть, но... дела нет. По картине «Электрооборудование» подготовительный период вырастает до пяти с половиной месяцев — срок, немыслимый даже для художественной картины, а для техническойпросто„легендарный. Такой прорыв произошел по вине дирекции кинокурса, а также и дирекции фабрики. Когда проследишь всю работу по этим картинам, то создается впечат-; ление пестрой кинофеерии, и приходишь к' грустному убеждению о несерьезном отношении работников к поставленным перед ними задачам. Сначала было так: «Электрооборудование» было разбито на две серии. Первая серия была готова на много раньше и сдана в произ-j водетво режиссерам Эльяшеву и Нижнему. Режиссеры молодые, картину ставят первый раз. Консультант фильмы инж. И. Дюмулен через некоторое время получил режиссерский вариант, т. е. раскадрованный сценарий. И. Дюмулену пришлось перечеркнуть сценарий и написать: «съемке не подлежит». Такая надпись была вызвана тем, что режиссеры не учли я не поняли своих функций. Сценарий, прошедший редакторат, утвержденный методеоветом Автодора, они меняли, переделывали, не согласовав свою работу с консультантом. Это создало прорыв по первой серии «Электрооборудования». По второй серии, которую ставят режиссеры В. Альтшуллер и Н. Богданов, прорыв создался из-за другой, не менее странной причины. В работе над курсом с самого начала по настоянию директора была учреждена должность главного режиссера. Но функции этого главного режиссера были крайне туманны и вряд ли понятны самому директору. Эта должность помогла творчеству режиссеров второй серии так же, как палка, сунутая в колеса экипажа. Ясно, что такая работа не стимулировала режиссерскую выдумку, а скорее создавала тормоз. Что касается фильмы «Двигатель», то тут * дело еще печальнее. Несмотря на то, что фаб-« рика получила готовый сценарий еще три месяца назад, до сих пор сценарий фактически лежит в ящике стола. В данное время можно надеяться, что Дело, двигающееся такими медленными темпами, наконец войдет в нужный ритм. Создан комитет содействия в составе тт. Н. Бухарина, Шумяцкого и проф. Е. Чудакова. Все это заставляет думать, что крупное, исключительно важное дело не заглохнет и мы действительно в скором времени убедим-ся в правильности метода кинолреподавания. К. Родекдорф Двадцать пять километров звуковой филь^ мы — вот та цифра, которая предусмотрена договором Автодора с трестом Техфильм. Метод преподавания посредством звукового кино на Зацаде не нов, у нас он будет применен впервые. Иначе говоря, кинокурс Автодора будет не только большой работой," но и крупным экспериментом в данной области. Метод кинопреподавания — наиболее сильный там, где приходится" изучать скрытые процессы, ускользающие от нормального слуха и зрения. Звуковой кинематограф позволяет нам не только записать человеческую речь, но и дополнить эту речь изображением происходящих объясняемых процессов, снятых синхронно с речью лектора, а также пользоваться методом аналогии, впечатыванием в кадр мультипликации и т. д. Также возможно оживлять мертвые модели (объемная мультипликация), ускорять или замедлять движение (замедленная и рапид-съемка), окрашивать изображевие. Звуковое кино, так же 1 как радио, позволяет нам усилить звук, или же сделать его тихим, • разложить звук или акцентировать его. Кроме того есть еще один благодарный прием. В звуковом кино вполне допустима замена одного звука другим. Например, звук револьверного выстрела на практике не записывается на фонограмму, выстрел фальсифицируют, заменяют другим звуком, который при проекции создает звук, подобный звуку выстрела из револьвера. Отсюда мы имеем возможность не только замены Одного звука другим, но и создаем в преподавании особые лейтмотивы, помогающие усвоению предмета. Техническим редактором курса с самого его рождения и по сие время является профессор £. Чудаков. Надо заметить, что профессор Е. Чудаков не, являлся только редактором, инспектирующим сценарный материал, роль профессора Е. Чудакова была во много раз глубже и плодотворнее. Он многим помог творчески сценаристам. Работа над сценарным материалом, т. е. работа над чертежей всего кино-курса, успешно доведена до конца. Кинофабрики, которым дали заказ на приготовление звуковых лекций, получили из рук треста Техфильм .апробированные сценарии, подвергнутые тщательной критике, прошедшие методсовет Автодора. Большинство сценариев кинокурса представляют собой новые интересные и ценные искания в области педагогики и кинематографии. Важная работа, крупный эксперимент,, а самое главное,' большой политической значимости дело сдано на фабрику. Сдано на кинофабрику. Сдано не сейчас, а много времени назад.' Например, «Электрооборудование» сдано шесть месяцев назад, «Двигатель» — три месяца. Остальные сценарии снимаются не в Москве, « их учесть трудно. Будем говорить только о двух фильмах автодоровского цикла—об «Электрооборудовании» и «Двигателе», тяжелые роды коих происходят в Москве, на Потылихе, где высится большое железобетонное здание, построенное по по15