20
21
Г.КОРЗИНКИНСОВЕТСКИЕ МОТОЦИКЛЫНАТИ-А и НАТИ-Б1 мая в Ижевске демонстрировались построенные Ижевским мотозаводом им. ЦС Автодора опытные мотоциклы тяжелого типа — НАТИ-А-750. • Выпуск мотоциклов тяжелого типа, спроектированных нашими советскими конструкторами целиком из наших материалов, представляет крупную победу советской техники в области легкого механического безрельсового транспорта. При проектировании мотоциклов НАТИ-А были учтены все наиболее оправдавшие себя достижения современной мотртехники, и по своей конструкции НАТИ-А не только не уступают лучшим образцам заграничных фирм, но и пр.евосходят их, давая максимум приспособляемости к разнообразию наших дорожных условий. До настоящего времени у нас уделялось недостаточное внимание мотоциклам. Ряд отдельных попыток организовать серийное производство мотоциклов не имел успеха из-за отсутствия материально-производственных баз. Единственным мотоциклом, поставленным на производство,, и то в небольшом количестве, был мотоцикл Л-300. Но производство Л-300 не могло полностью освободить нас от импорта и дать стране нужный ей универсальный тип мотоцикла, так как сфера применения Л-300 по типу легкой одиночки довольно ограничена, не исчерпывает всего разнообразия запросов народного хозяйства и не отвечает требованиям оборонного значения.' Это, понятно, не умаляет ценности постановки на'производство Л-300 как с точки зрения пополнения нашего мотопарка вполне современной, простой по уходу и обращению машиной, так со стороны получения ценного для нас производственного и технического опыта. Чтобы заполнить имеющийся пробел в мотостроении в конце 1931 г. по заданию Главмашпрома НКТП (тогда ВСНХ), мотоциклетной группой конструкторского ' бюро Научного автотракторного института (НАТИ) во главе с инж. П. В. Можаровым было приступлено сначала к проектировке универсального (применяемого как одиночка ис коляской) 2-цилиндрового 4-тактного мотоцикла тяжелого типа в 750 куб. см, а затем среднего одноцилиндрового мотоцикла в 375 куб. см, в основу проектирования которого был' положен максимум унификации с первым типом ис Л-300. К маю 1932 г. проектировка большого мотоцикла НАТИ-А-750 была закончена и приступлено к его производственному оформлению. Ряд' неизбежных трудностей по пути выполнения первых мотоциклов НАТИ-А был успешно преодолен энтузиазмом конструкторов и строителей при настойчивой поддержке мотосекции Автодора, и к1 мая этогр года опытные образцы НАТИ-А были не только выпущены, но ив основном опробованы, причем они показали хорошие качества. Конструктивные данные мотоцикла НАТИ-А-750 следующие: двигатель 2-цилиндровый V-обраэный, диаметр цилиндра — 70 мм, ход поршня — 97 мм, нижние клапаны, их стержни, пружины , и толкатели полностью закрыты телескопическими трубками. Головки цилиндров съемные, поршни легкого сплава, стандартная степень сжатия — 4,5„ повышенная—до 6,2—6,3. Максимальная мощность при стандартном сжатии 15—17 л . с , при повышенном — до 25—27 л. с. Смазка двигателя циркуляционная. Для избежания затруднений со смазкой при низкой температуре от застывания масла, что наблюдается в системах с отдельными масленками, баком и длинным внешним трубопроводом, в системе НАТИ масляный резервуар выполнен в виде консоли, являющейся частью картера. Подача масла из бака осуществляется мощной помпой через крроткие каналы в картере и сверление в коленчатом валу к подшипникам нижней головки шатуна. Обратно из картера- в резервуар масло откачивается второй помпой. Масляная система имеет''сетчатый фильтр,, легко доступный для ОЧИСТКИ. I Карбюратор автоматический, управляемый одной вращающейся рукояткой. Зажигание батарейное. Первые комплекты электрооборудования уже выполнены мастерской Снабаетодора. Трансмиссия шестеренчато-цепная. От двигателя к сцеплению трансмиссия осуществлена тремя шестернями (одна паразитная), помещенными в сплошном маслонепроницаемом картере. От коробки скоростей к заднему колесу идет передача роликовой цепью, заключенной в легкий герметический кожух, служащий масляной ванной. Подобная система яв- ( ляется наивыгоднейшей при продольной установке двигателя, так как дает возможность, с одной стороны, полностью заменять переднюю цепь, относительно быстро изнашивающуюся, а с другой—максимально защититьОбщий вид мотоцикла НАТИ-А-750 с коляской. Рядом конструктор инж. П. Б. МожаровФ ото автора заднюю цепь от пыли и обеспечить хорошую смазку и, следовательно, минимальный износ. Коробка З^скоростная, , одноходовая, помещена непосредственно на '-масляном резервуаре, она может быть легко снята без выемки двигателя из рамы. Общие передаточные числа на 1-й скорости — 12,1 : 1; на 2-й — 7,47:1; и на 3-й — 4,63 : 1 . Сцепление сухое, многодисковое, с увеличенным запасом надежности от пробуксовывания на случай замасливания. Рама штампованная, бак для горючего, имеющий емкость 21 л, расположен между двумя верхними балками рамы. Передняя вилка усиленная, рессорного типа, со штампованными фермами. Длина рессоры несколько большая по сравнению с заграничными типами, что обеспечивает высокую комфортабельность на самых неровных дорогах. Седло подвесное тракторного» типа, дающее плотную посадку. Колеса легко съемные, взаимозаменяемые. Размер шин 27x4,5. Тормоза с раздвижными колодками, причем задний тормоз вынесен на противоположную шестерне сторону во избежание замасливания от масляной ванны задней цепи. Подножки откидывающиеся, что гарантирует их от поломки при падении. Грязевые щитки сделаны очень глубокими и широкими для хорошей защиты частей мотоцикла на грязном грунте." Колесная база НАТИ-А — 1 475 мм, низшая точка — 135 мм, высота седла от грунта — 730 мм, общий вес опытных моделей — 210 кг. Максимальная скорость 100—120 км в час. Сфера применения мотоцикла НАТИ-А-750 следующая: мотоцикл с коляской пригоден для дорог с твердой одеждой и не слишком тяжелого проселка, а одиночки могут итти по любым самым тяжелым дорогам, причем, учитывая ряд конструктивных особенностей, проходимость их/ должна быть максимальной для нормального механического транспорта. Второй тип, запроектированный Научным автотракторным институтом,— мотоцикл Б-375. Выпуск этих опытных моделей ожидается в ближайшее время. Этот мотоцикл представляет собой одиночку среднего типа с 4-тактным одноцилиндровым нижнеклапанным двигателем мощностью 8—10 л. с. Рассчитана эта модель на работу почти -во всех дорожных условиях Союза (кроме самых тяжелых) и по своей конструкции должна стать массовойДвигатель мотоцикла НАТИ-А-750iмашиной, годной как для города, так и для междугородных поездок. В. основу конструкции НАТИ-Б положена, как уже отмечалось, максимальная унификация с НАТИ-А и Л-300. От двигателя НАТИ-А взято следующее, цилиндр, его головка, поршень с кольцами, шатун, кривошипный механизм, клапаны, клапанный привод, распределительный механизм, детали системы смазки ив основном . система зажигания. Из других механизмов НАТИ-А взяты .— коробка скоростей, шестеренчатая передача, сцепление, заднее колесо, подножки и детали управления. От Л-300 взяты формы и сережки передней вилки, втулка переднего колеса, бак, седло и верхняя часть рамы. Как видно, в основном самостоятельными деталями по НАТИ-Б являются Картер двигателя, карбюратор, всасывающий трубопровод и некоторые другие детали, из которых толь-ко картер представляет в производственном отношении сравнительно сложную деталь, так что при налаженности производства НАТИ-А и Л-300 НАТИ-Б можно выпускать с минимальной затратой производственных процессов, и в случае успешности НАТИ-Б должен постепенно заменить Л-300, так как по своим конструктивным данным он стоит выше последнего. Г. КорзинкинВозобновленJJвыпуск библиотекиЗАРУЛЕМ"с марта с. г. ,Всем подписчикам, имеющим подписку на таковую, Библиотека будет высылаться начиная с марта месяца со второго выпуска № 5—6 (март) и т. д. Подписная цена остается прежней. К сведенигр подписчиков Библиотеки «ЗА РУЛЕМ» 12 мес—9 р., 6 мес—4 р. 50 к., 3 мес—2 р. 25 к. Периодичность восстановлена в24 номера в год Сдавайте подписку на последующие сроки; подписка принимается во всех почтовых предприятиях, организаторами и сборщиками подписки Союзпечати. J