Пролетариивсехстран,соединяйтесь!Автомобиль—трудящимся!ПОПУЛЯРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА АВТОДОРШ естойгод Редколлегия: Н. Беляев, А. Головкин,ЦС Автодора — Москва, Садовая Кудринская, 17. Телеф. Д-1-50-82-и зданияРЕДАКЦИЯ : Москва, 6. С трасти . бульвар., 11, тел. 3-31-91. Трамв. А, А Горюнович, 6 15, 18, 23, 25, 29, 41.| В. Зарзпр, \М. Кольцов, Н Осинский, Массово-тиражный сектор : т ел . 5-51-69. В. Рубцов, Т. Скачковгкая, проф. Е. Чудаков, Н. Флакс, В. Фридман, П ОДПИСНАЯ ЦЕНА на 1933 год: И. Халепский, А. Штейнер. Отв. редактор — Н. О синский . на год — 7 р. 20 к., 6 мес. — 3 р. В ЫХОДИТДВАРАЗАВМЕСЯЦ 60 к., 3 мес—1 о. 80 к.чТОПОКАЗАЛн. осинскийКАРАКУМСКИРОБЕГОсновное значение этого пробега, который по длине пройденного пути и преодоленным трудностям ра'вен целому трансатлантическому перелету, в том, что он оказался зеркалом всех достигнутых нами успехов и всех еще требующих разрешения задач в области автомобилизации СССР. Мы начали развертывать массовое автостроение только в конце 1931 — начале 1932 г. после пуска ре конструированного АМО; мы поднялись на новую ступень этого разворота летом 1932 г., когда пошел горьковский гигант, а АМО стал набирать темпы; наконец, только в начале текущего года был перейден новый важнейший рубеж — легковые машины массами потекли с конвейера ГАЗ. Если в среднем за один месяц 1931 г. мы производили менее 350 машин, то в январе 1932 г. выпуск их составлял уже почти тысячу штук, в июле 1932 г. он поднялся почти до 2 тысяч, в январе 1933 г. перевалил за 3 тысячи, а в августе 1933 г. составил 4 800 машин, в том числе 1 200 легковых. За один только август нынешнего года нами построено на восемьсот машин больше, чем за весь 1931 г. Производство идет таким темпом, что годовой план автостроения — 44 тысячи машин — имеет все шансы быть перевыполненным, и продукция автомобилей 1933 г. обещает достигнуть 50 тысяч штук (в двенадцать раз больше, чем в 1931 г.1). Мы уверенно обходим в этом году Италию (ее производство в 1932 г. было 30 тысяч штук), вероятно, обойдем Германию (в прошлом году ее выпуск составил 50,5 тысяч машин) и становимся третьей страной в Европе по производству автомобилей (впереди остаются пока Англия и Франция). Все это совершилось, в сущности, за полтора с небольшим года-—за 1932 г. и первую половину 1933 г. «У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь». Это воочию показывают приведенные цифры. Но цифры показывают это все же только на бумаге. Воочию, в реальной жизни этот крупнейший перелом был выражен, конкретно воплощен, введен в сознание каждого Каракумским пробегом, этим во-время подоспевшим зеркалом наших успехов. Когда весной 1932 г. новый АМО уже начал работать, но ГАЗ сперва не мог еще полностью доукомплектоваться, а затем преодолеть первые трудности организации и освоения технологического процесса,—сколько злорадных заметок можно было 'тогда встретить в заграничной печати! В ней утверждали, что АМО не в состоянии будет освоить полную свею мощность, а Горьковский завод вообще не пойдет никогда. Болыш.вики-де построили в отсталой, некультурной стране огромную махину, построили только потому, что все для них .делали иностранцы, а вот справиться с этой махиной они не могут, работать она не будет. Эти утверждения буржуазных журналистов представляли собой, понятно, заведомо злостные глупости, обычные проявления антисоветской лжи и клеветы. Но и мы-то сами не представляли себе, что так быстро справимся с задачей освоения заводских мощностей, и мы не думали, что у нас сразу начнут выходить удовлетворяющие всем техническим требованиям автомобили. А между тем не только пошел полным ходом АМО, располагавший хорошими старыми кадрами, не только пошел полным ходом ГАЗ, выросший там, где в 1929 г. расстилалось чистое поле, но и новыеШ<о. ш«=5 ООс кого автопробега 7С оветскар стандартная машина мож ет работать в любом месте ССОР 9 • У СТИНЕНКО . - П араллели . " * '. 12 в . МЕДВЕДЕВ.—Растет и крепнет советская автопромышленность . 14 в реализации 4-й .автолотореи нет 15 нужных темпов . . . . цово г. БЕЛЯЕВ и А. Д ОЛЛИ . - О бра зперепровести оеенне-зимниз возки 16 В номере 41 иллюстрация. На обложке — Колонна Каракумского проЗега километру Серпуховского шоссе в МосквеИ И . - Ч то показал Каран ОСИНСК автопробег кумский в РУБЦОВ.—Беречь советский автомобиль, улучшать дороги . . . . москва встречает героев каракум1 4В. KOMOB.—Московская автоколонна на уборочной . . . . . . . . Н. Г ОЛОВЧИНОВ - — Новые машины з-да им. Сталина блестяще выдержали экзамен ....... Инж. и . Д ЮМУЛЕН . - О бзор ноеейших автомобильных конструкций в САСШ Новости мировой автодо'рожной техники Обмениваемся опытом гаражей . Х роника мирового автодорожного дела . . . Рабселькоры-автодоровцы пишут . . На общественный суд!18 20 22 26 28 30 31 33Октябрь 1933 г.20подходит к финишу — к 16-му Фото С. Шингарева Митинг на границе Азербайджана и Грузии. Местное население вышло встречать участников автопробега за 5 километров от города. Ф ото Кушнарева ( С оюзфото )советские машины сразу пошли, оказались хорошими, доброкачественными машинами. Их бегает по дорогам СССР уже свыше пятидесяти тысяч. То, что они бегают хорошо, • это проверил и воочию — доказал Каракумский пробег. Он был всенародным экзаменом нашей автопромышленности. И она выдержала свой экзамен на '«аттестат зрелости». Второе, что показал Каракумский пробег, — это наличие у нас предпосылок для налаживания правильной массовой эксплоатации машин. Мы имеем немалый актив людей, не только любящих, но и понимающих машину, — энтузиастов и специалистов автомобиля; этот актив выделил отличную бригаду, которая провела блестяще двадцать советских машин на пространстве в десять тысяч километров по дорогам и бездорожью, по асфальту и пескам и привела их обратно в полном порядке. Пример каракумских водителей и механиков показывает, что мы сумеем овладеть массовой эксплоатацией готовых машин так же, как овладели их массовым производством. А первая из этих двух задач не менее трудна (может быть труднее), чем вторая; именно она-то стоит теперь во весь рост. Третье, что выявил Каракумский пробег, — это напряженное, неослабевающее внимание широчайшей советской общественности, всей массы трудящихся, всех органов, выражающих ее мнение и волю, к проблеме автомобилизации страны. Пробег организован и проводился Автодором совместно с Московским автоклубом. Он санкционирован особым постановлением правительства, и о результатах его Авто дор должен дать отчет Совету народных комиссаров. ВКП(б) в лице своих организаций повсеместно оказывала пробегу широчайшую поддержку. Советская печать содействовала его успеху, постоянно осведомляя все население страны о ходе всесоюзного автоиспытания и отрядив отличных журналистов в состав самой колонны. Всевидящий глаз советской кинопромышленности следил за движением машин. Всюду на пути население встречало и провожало водителей, как лучших друзей, автоколонну — как передовой отряд будущей миллионной армии автомобилей, начавшей рождаться на советских заводах. В таком отношении широчайших масс к этому пробегу, постепенно ставшему событием первостепенного значения, — признак и залог дальнейших быстрых успехов автостроения и -широкой моторизации страны. Но пробег оказался как сказано, также и зеркалом, отразившим наши недочеты и важнейшие задачи, еще требующие разрешения. В первую очередь пробег поставил во весь рост вопрос об отставании так называемых смежных предприятий от основного автостроения. Мы овладели производством крупных, основных агрегатов, образующих автомобиль и вырабатываемых на самих автомобильных заводах. Но производство электрооборудования для автомобилей, меньших дополнительных агрегатов, арматуры, искусственной кожи,, стекла и т: д. поставлено у нас в лучшем случае не совсем удовлетворительно, в худшем случае — скверной небрежно. Это было и раньше известно всем, кому приходится постоянно иметь дело с советскими машинами. Пробег выявил это с полной яркостью и, как на экране, обнаружил для всеобщего сведения. Надо надеяться, что в результате широкого оглашения данных о качестве продукции смежных производств последние в короткие сроки подтянутся и выравняются до уровня, уже достигнутого основными автозаводами. Наши автомобили не должны страдать ни «маленькими недостатками механизма» вообще, ни недостатками маленьких механизмов, поставленных смежниками. Во-вторых, отличное качество ведения машин во время пробега ставит невольно в центр внимания вопрос об эксплоатации остальной массы машин, в пробеге не участвовавших. Читая корреспонденции о том, как заботливо велись машины в пути, как они без поломок проходили по труднейшим этапам путешествия, как внимательно за ними ухаживали, как тщательно наблюдали за их заправкой, смазкой, регулировкой и т. д., всякий человек, интересующийся автомобилем (а таких в СССР теперь уже не сотни тысяч, а миллионы), прежде всего задавал себе вопрос: «а у нас?» То есть: «в нашем гараже», «у нашего водителя», «на нашей машине». Разве так обычно у нас ведут машины, заботятся о машинах, заправляют, смазывают, регулируют их? Разве на этом сопоставлении не обнаруживается отчетливо безобразное пока состояние эксплоатации нашего автопарка? Разве не обнаруживается при этом, что не только наши колхозы находятся еще на уровне, в промышленности соответствовавшем производству зажигалок (по крылатому выражению т. Сталина), но на таком же уровне находятся и наши гаражи. — КОМАНДОРУ АВТОПРОБЕГА МОСКВА —КАРА-КУМ — М ОСКВАМИРЕЦКОМУСЕКРЕТАРЮ ПАРТКОЛЛЕКТИВА КОЛОННЫ —БЕНЕВОЛЕНСКПРЕДСЕДАТЕЛЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ЭХТУ Горячо приветствуем мастеров исторического автопробега. Своей упорной и героической работой участники автопробега доказали высокое качество советских водителей, стандартных советских автомашин и покрышек, проложили новые пути советскому автомобилю. Входим в ЦИК Союза ССР с ходатайством о награждении орденом Ленина участников автопробега, как блестяще выполнивших важное задание советской власти.СТАЛИН МОЛОТОВ ВОРОШИЛОВ КАГАНОВИЧваявБесспорно это так. И Каракумский автопробег, как пример правильной эксплоатации двадцати машин на огромном расстоянии и при очень трудных условиях, указывает на большую важность и срочность вопроса об упорядочении эксплоатации машин. В-третьих, пробег отчетливо показал, что наши успехи в области автостроения далеко переросли наши успехи в области дорожного строительства. Каракумская колонна в полном смысле слова является передовым отрядом миллионной армии автомашин. И эта миллионная армия пойдет именно по тем дорогам, по которым прошел ее авангард, пройдет не один раз, как передовые двадцать машин, но будет ходить ежедневно. И если проехать десять тысда километров по этим «дорогам» мы считаем героизмом, то одно из двух: либо нам в добавление к миллиону машин на"до создать миллион водителейгероев (что вряд ли удастся), либо надо теперь же усиленными темпами начать улучшать дороги. При этом недостаточно, конечно, взывать к Автодору, требуя усиления его работы, конкретизации ее, пробуждения самодеятельности масс. Все это имеет огромное значение, но составляет только одну из основ улучшения дорожной сети. Вторую основу составляет развертывание руководимой государством постройки дорог на базе применения тракторных отрядов, снабженных прицепными орудиями, на базе постановки массового производства дорожных машин (организовать это производство куда легче, чем производство автомобилей). Нам нужны дорожные машинно-тракторные станции для постройки, а затем для поддержания в порядке дорог; нам также нужны дорожные отряды при с.-х. машинно-тракторных станциях в качестве переходной организационной формы. Во всяком случае нам нужна солидная и организованная технико-материальная основа для использования трудучастия населения, для развертывания вокруг нее общественной самодеятельности. Конечно, улучшение дорог домашними' средствами можно и должно вести, не дожидаясь пришествия механизации, как и колхозы можно и должно, организовать, не дожидаясь трактора. Но радикальное решение вопроса о дорогах даст только база механизации, как она же решает бесповоротно вопрос о коллективизации.Каракумский пробег показывает всем, что автомобиль у нас опередил дорожную машину так же, как раньше трактор опередил автомобиль. Такие опережения имеют свою логику и закономерность, но лишь до известного предела. Теперь настает момент, когда дорожная машина должна начать догонять автомашину. Таковы основные выводы, напрашивающиеся из опыта Каракумского пробега. Если они встают перед нашими глазами с такой яркостью, то за это нам надо особенно быть благодарными боевым, самоотверженным, блестящим его участникам — настоящим большевикам у руля. Каждая яркая страница пашей борьбы и строительства за последние годы: первые дальние перелеты советских авиаторов, поход «Красина», зимний рекорд сталинградской стройки, эпопея Турксиба, подвиги комсомольцев Магнитной, Кузнецка и ХТЗ, сооружение Днепровской плотины, борьба с ледяной водой Оки на стройке ГАЗ и т. д. — каждый раз выдвигает вперед новый отряд мужественных, преданных своему делу и общепролетарскому делу одновременно большевиков-революционеров. Новый личный подвиг, новое техническое завоевание, новый успех пролетарской революции — вот что сливается воедино на каждой такой странице. Еще одна из этих страниц перевернута сегодня. Еще один славный отряд закончил свой путь. Привет каракумовцам от красной Москвы, от рабочих пролетарской столицы, от молодых гигантов, построивших их машины, от миллионов соратников по борьбе за советский автомобиль.