ШОССЕЙНАЯ ДОРОГА НА „ К РЫШУ МИРА"ОТ ОША ДО ХОРОГАКогда в Фергане хозяйничали баи, дорога на Памир шла древними караванными путями — • длинными трудными верблюжьими тропами. Этот путь усеян был по обеим сторонам белыми скелетами обглоданных трупов павших верблюдов. , Не было фактически проезжей дороги для связи Памира с Ферганской долимой. И только советская власть осуществила строительство труднейшей шоссейной дороги от города Ош в Фергане до Хорога ,на Памире протяжением в 740 км. Дорога шла вдоль (старого караванного пути через перевал Чигирь-Чик (800 м над уровнем моря), по реке Гульче через перевал Талдык (365 м над уровнем моря), пересекла Алайокую долину, поднялась на перевал Кизыл-Арт (через Заалайский хребет) и, пройдя через долину смерчей, опустилась к озеру Кара'-Куль, потом через перевал Ак-Байтал поднялась выше 6 200 м на Мургаб и Хорог. Много трудов и средств стоила эта дорога. Рвали динамитом вековые скалы, наводили (мосты через напроходршые реки, в местах осыпей и обвалов делали укрепления, отводили ручьи. размывающие дорогу, к перевалам разработали подъемы. Много лишений перенес героический Памирстрой. Жарким летом, холодной и суровой зимой, под дождем и снегом работали строители под руководством т. Федермеосера. И теперь по тем местам, где раньше гибли, надрываясь, тысячи .вьючных животных, можно свободно проехать на автомобиле.Экспедиция^ОПТЭ 1933 г. на Памир приняла участие в работах Панирстроя. На снимке — автомобиль экспедиции в горах Памира Шото О. Коробова Автомобиль покрывает расстояние от Оша до Хорога в трое суток вместо 50—60 дней пути прежних караванов. Благодаря новой дороге жители Памира получают ^продукты, промтовары, почту, газеты и все необходимое гораздо быстрее, чем раньше. Постепенно проникает культура в глухие горы. Здесь строят европейские дома, электростанции и ввозят машины как сельскохозяйственные, так и для разработки горных богатстз. ! iI I - i** Прекрасные образцы работы показывают водители машин. .Встречается трогательно-бережное отношение к машине, каждая свободная минута используется для ухода за машиной, и машина отвечает на это хорошим ходом. Но наряду гс этим наблюдается и другое. В Строймосдоре города Ош работает шофер Федотов. Этот трюкач гонит машину, не разбирая пути. Северный юпуск с перевала Талдык он взял на быстром .ходу, рискуя спустить машину под откос. Второй раз я встретил Федотова в Ак-Бусаш. Он сводил свою машину, нагруженную дровами, под 20-прадусный уклон. Несмотря на тормоз колеса скользили по сухой траве, и если бы не удалось удержать машину, то, дойдя до низу, она разбилась бы вдребезги. Таких, как Федотов, немало. Аварии здесь — вещь нормальная. Много автомобилей- стоят в ремонте и много груза ожидает их выздоровления. АристовСтанция Акбус-Ачи на Памирстрое Фото Коробова ;