20
21
н оприступитькпроектированию нов огошинногозавода мощностью в 4—5 млн. автошин; закончив в конце 1935 г. все подготовительные работы, с начала 1936 г. развернуть строительство завода ив конце 1937 г. пустить его с таким расчетом, чтобы в 19 38 г. с нятьснегоминимум1300тыс . автошин. Так рисуется положение с шинным производством. Помимо шин, автомобили и тракторы требуют еще большого количества резиновых и асбестовых деталей (одна модель Форд-А требует сотню резиновых деталей). В настоящее время резиновые детали изготовляются на заводе «Каучук» и частично на заводе «Промтехника»,—эти заводы с трудом справляются с программой выпуска резиновых деталей для автомобилей. С большим напряжением «Каучук» сможет обеспечить потребность автозаводов и автопарка в резиновых деталях в 1935 г. или в крайнем случае в 1936 г. К 1937 г. должны быть отданы новые мощности для выпуска резиновых автодеталей с тем, чтобы потребность в них была покрыта в 1937 г. и в третьем пятилетии. Следовательно необходимо приступить к проектированию нового завода резиновых автодеталей (или специальногоцехавсистеме нового большого завода техническ ихрезиновыхизделий ) и закончить постройку его к концу 1936 г. Это третья задача Главрезины во втором пятилетии. Необходимейшими деталями автомобиля и трактора являются также асбестовые тормозные ленты, асбестовые диски для муфт сцепления и асбо-латунные прокладки. Основным производителем всех этих изделий должен быть Ярославский асбестовый завод, ряд цехов которого (текстильный, асбо-латунный) в настоящее время только создаются. Это еще раз подтверждает необходимость Форсировать окончание ЯРАК. При этом нужно указать, что даже полная проектная мощность Ярославского асбестового завода не обеспечит потребности страны в дисках сцепления. Поэтому к 1937 г. должны быть созданы новые мощности по выпуску также и этих изделий. Удельный вес шинного производства в обшем объеме резиново-асбестового производства повышается с 18,5 проц. в 1932 г. до 37 проц. в 1937 г., т. е. ровно вдвое; в абсолютных цифрах шинноепроизводстводолжно возр астипочтив7раз . В пятьраз должен увеличиться выпуск асбестовых изделий, основная масса которых также потребляется автомобилем и трактором. Эти цифры ярко характеризуют теснейшую связь автотракторной и резиново-асбестовой отраслей промышленности и еще раз подчеркивают необходимость уделить максимум внимания вопросу о гармоничном развертывании обоих названных -отраслей. Для обеспечения намеченного на 1937 г. объема производства и для подготовки мощностей их к 1938—1939 гг., в резиново-асбестовую промышленность необходимо во втором пятилетии вложить около 750 млн. руб. (из них 135 млн. руб. частью уже вложены в прошлом году, частью вкладываются в этом году). Для освоения этой огромной суммы Главрезина должна немедленно развернуть напряженнейшуюШинный завод Ярославского резино-асбестового комбината освоил производство покрышки из синтетического каучука и из чистого регенерата. На снимке — сменный мастер цеха вулканизации шинного завода т. Чугунов, лучший ударник завода, осматривает готовые шиныФото Союзфотоподготовительную работу ив первую очередь заняться проектированием и подготовкой кадров. До последнего времени советская резиновая промышленность работала в основном на импортном оборудовании. Для освоения намечаемого объема производства и для создания соответствующих мощностей потребуется оборудование на сотни миллионов рублей. Ясно, что о скольконибудь значительном импорте оборудования неможет быть и речи. Советская машиностроительная промышленность в кратчайший срок освоила производство сложнейшего и точнейшего оборудования, и мы вправе требовать от нее выделения в требуемом количестве ив надлежащие сроки специальных заводов для освоения и изготовления оборудования для резиново-асбестовой промышленности. И, наконец, самое серьезное внимание должно быть уделено вопросу о развертывании сырьевой базы резиново-асбестовой промышленности. Потребность в каучуке на 1937 г. исчисляется в 105 тыс. т. Совершенно очевидно, что в основном эта потребность должна быть покрыта путем широкого развертывания отечественной сырьевой базы—производство синтетического каучука (СК) и добыча растительного каучука. Поскольку развитие добычи растительного каучука лимитируется природными условиями, постольку необходимо всемерно форсировать производство СК, выявившего свои отличные, качества в историческом каракумском пробеге. Необходимо, чтобы заводы СК в ближайшее время добились стандартности СК, что позволиг максимально внедрить в резиновое производство этот вид сырья. Резиновые смеси с СК обязательно требуют присутствия газовой сажи типа «Микронекс». Перспективы развития производства этой сажи пока довольно неудовлетворительны. Главнешть и Главгаз должны во второй пятилетке резко увеличить производство сажи «Микронекс», ибо недостаток ее не позволит использовать в полной мере то величайшее достижение в виде СК, которое советская наука, следуя указаниям т. Сталина, дала советской стране. Явно неудовлетворительными являются также запроектированные темпы развертывания добычи асбеста, особенно высших (текстильных) сортов.Несмотря на то, что Главрезина запроектировала резкое снижение расхода первого и второго сортов асбеста (в частности, намечено очень большое снижение выпуска тканной тормозной ленты и замена ее прессованной), все же намечается крупный дефицит по высшим сортам асбеста. Союзасбест должен учесть это обстоятельство и подтянуть свой план на вторую пятилетку до уровня намечающихся потребностей автомобильной промышленности. Вот в основном те важнейшие задачи, которые стоят во втором пятилетии перед резиново-асбестовой промышленностью и ее смежниками. А. ИзмайловЗам. нач. ГлаврезиныСПИРТ КАК ГОРЮЧЕЕ ДЛЯ iВ настоящее время спирт применяется в качестве горючего для автомобилей, главным образом, в виде примеси к обыкновенному бензину, в количестве 10—13 проц. В чистом виде спирт не применялся потому, что он имеет меньшую теплотворную способность, чем бензин. Мотор при работе на чистом спирте теряет часть своей мощности; кроме того, спирт требует большей теплоты для испарения и поэтому мотор на спирте в холодную погоду труднее запускать, чем на бензине. Для сгорания спирт требует меньшего количества воздуха. Весовая пропорция необходимого для бензина воздуха равна 15,3, а для спирта всего 9,1, так что один литр рабочей смеси того и другого горючего должны дать одинаковую работу. Но на практике вследствие трудности испарения и невозможности достигнуть необходимого коэфициента наполнения в цилиндрах обычных бензиновых двигателей, последние не развивают на спирту нормальной мощности. К положительным качествам спирта относится его меньшая склонность к детонации, благодаря чему на спирту можно работать с большей степенью сжатия, что повышает коэфициент полезного действия двигателя и развиваемую мощность. Этим свойством спирта часто пользуются для применения его в качестве горючего для спортивных двигателей с большей степенью сжатия; в обычных же двигателях степень сжатия может быть увеличена лишь незначительно (путем снятия прокладок или установки специальных поршней). Полностью компенсировать этим происходящую в результате применения спирта потерю мощности не удается. Но экономические выгоды использования спирта как горючего в местностях, бедных нефтяными продуктами и имеющих дешевый спирт, позволяют применять его в качестве добавления к обыкновенному бензину. Особенно много внимания уделяют этому вопросу во Франции, не имеющей собственной нефти. Здесь добавление спирта к бензину декретировано постановлением правительства. Опыт Франции интересен для нас в связи с большими возможностями использования спирта во многих частях СССР, могущих дать его как побочный продукт ряда производств. Наиболее важное значение в использовании спирта как горючего в смеси с бензином имеет установление правильного весового соотношения обоих горючих в составляемой смеси.' Цифра 10—13 проц. установлена на основе длительного заграничного опыта. Большее содержание спирта в смеси с бензином в значительной мере затрудняет взаимозаменяемость его с обычным бензином, ухудшая условия подачи и карбюрации. Меньшее же содержание спирта делает смесь крайне неустойчивой, так как спирт осаживается на дно бака. Поэтому указанная выше норма принята как из условий наиболее выгодного эксплоатационного режима двигателя, так и из условий стабильности самой смеси, что имеет громадное значение при массовом распространении смешанного горючего. Одним из наиболее практических методов употребления наспиртованного бензина является "смешение его с бензином, что дает взаимосменяемость с чистым бензином и абсолютную устойчивость. Приводим два наиболее употребляемые состава смеси указанных выше горючих:Состав А Состав ВСпирт Бензол Бензин15 проц. 5 „ 80 .16,6 проц. 16,6 , 66,6 „Бензол является как бы противоположностью спирта по отношению к бензину с точки зрения карбюрации. Когда употребляется спиртово-бензиновая смесь с большим количеством спирта, то приходится увеличивать жиклер, когда же употребляется бензино-бензоловая смесь, то жиклер берется уменьшенным. При одной и той же работе расходуется больше наспиртованно-бензиновой смеси, более богатой спиртом, чем бензином, и меньше расходуется бензино-бензоловой смеси, где преоблаладает бензол. Правильно составленная смесь бензина, бензола и спирта является строго взаимозаменяемой с чистым бензином. Расход ее в литрах на 100 кг несколько меньший, чем расход смеси чистого бензина со спиртом. Бензол смешивается во всех пропорциях с бензином и почти во всех пропорциях со спиртами. Таким образом бензол играет роль соединителя между спиртом и бензином. Инж.Сабинин