22
23
DCrA"Z5—СУДНО БОЛЬШЕВИСТСКОЙ СКОРОСТИОЧЕРК В. НЯУМОВЯ Сухум. Величавое, безбрежное небо. Зноем дышит раскаленное солнце. На пристани кипит работа. Прожорливые трюмы пароходов проглатывают огромные ящики, подхваченные стрелами. Вдруг толпа заволновалась. — Идет, идет, глиссер! — Ого, ну и шпарит... Весь вылез из воды. — Того и гляди, взлетит на воздух... — Наш глиссер-экспресс! Наш до последнего винтика! Достижение в мировом масштабе. И скорость наша, большевистская — 90 километров в час! Слышатся замечания «знатоков». — Он двухлодочный. — Значит у него большая мореходность и устойчивость на волне... Могучий глиссер, вспенивая волну, несется к пристани. У него две радиомачты, на носах его лодок стоят два больших прожектора. И когда глиссер, описав круто дугу, пристал к пристани, толпа образовала около него живую, непроницаемую степу. Каждому хотелось поскорей увидеть диковинный корабль, совершающий свой третий рейс. —• Товарищи,—крикнул в мегафон командир глиссера,—пожалуйста освободите проход для пассажиров! По широкому трапу хлынул оживленный поток. — Ну, как поездка?—спросила вышедшую из глиссера пассажирку одна из ожидавших на пристани. — Что и говорить, поездка замечательная. Подумайте, из Сочи сюда в Сухум мы примчались в1 час 40 минут. А ведь это больше 130 километров. Вы ведь знаете, я никак не могу переносить здешней поистине головокружительной дороги. Эти петли, зигзаги. Да и ехать надо 10 часов на автомобиле. — Как жалко. А я не успела во-время купить билет. Расхватали все. К группе встречающих подошел командир корабля, сверкая белоснежным кителем и брюками. — Поздравляем, товарищ командир, с успехом,—приветствовали его из толпы. Командира засыпали множеством вопросов относительно только-что пришедшей машины. — Этот глиссер, — начал объяснение командир, — конструкции инженера коммуниста В. А. Г артвига , начальника глиссерной бригады ОСГА, т. е. отдела опытного строительства глиссеров и аэросаней при Самолетном научноисследовательском институте гражданского воздушного флота. Весит он ни мало, ни много27 тонн. При нормальной нагрузке он может взять с собой 100 пассажиров. Команда 8 человек не в счет. С такой нагрузкой глиссер может пройти без пополнения горючим 400 километров. На расстояние л<е восемь-десять километров он может забрать с собой 150 человек. — Ничего себе машина,—-подал кто-то реплику. — Продолжаю. Длина глиссера — 21,5 метра,. ширина 9 метров, высота от ватерлинии около 4 метров. Наш глиссер может быть перевезен по железной дороге, так как он разбирается па три части. Наш глиссер может итти в штормовую погоду. Для этой цели у него имеются специальные моторы. Ему не страшны ни крупная зыбь, пи сильный ветер. — Пассажиров в Сочи прошу запять места,— прервал свои объяснения командир.—Отходим в Сочи. Зазвенел машинный телеграф. Мягкий ровный гул моторов и могучие водяные винты глиссера взбудоражили воду. — Отдать причалы!— Есть, отдать причалы! —• До свиданья, счастливого пути! Огромный двухлодочный глиссер, вытолкнутый давлением встречной воды, вышел на редан 1и легко заскользил по пологим спинам волн. Быстрей! Быстрей! Мимо пляж. Взмахи бронзовых рук купающихся. Проплывает панорама обрывистого берега. Зеленые гривы могучих сосен развеваются ветром. — Вы чувствуете какой мягкий ход у нашегоэкспресса?—спросил капитан глиссера.—Такого хода и высокой мореходности глиссера коллектив ОСГА добился путем упорной научно-исследовательской работы. Прототипом ОСГА-2опослужил построенный в 1932 г. 12-местный глиссер А-13 конструкции того же инженера Гартвига. Кстати, ОСГА-25, в свою очередь, является прообразом больших океанских глиссеров. Кто1 Редан - уступ на днище, способствующий быстрому выходу глиссера на поверхность воды.••:. • I• • .Т0ПЛиВЫ£ВАМKAU7T-KOM/7AWJ? ПАССАШР КАЮТА СПАЛЬНАЯ KAWTA•люквкшк \ том кого,I:тишннпЕГЛАВНЫЕ MOTOPt// ОСГА-25. /I' Макет гиганта-глиссера ОСГА-25, находящийся на выставке „Наши достижения" в Политехническом музее в МосквеФото авторазнает, может быть постройка и таких колоссов будет со временем осуществлена нашей великой страной. К сожалению, только незначительный круг лиц осведомлен об этом замечательном виде водного транспорта. В СССР глиссеростроение началось в 1920 г., когда был построен ЦАГИ деревянный глиссер АНТ-1 с водяным винтом! и с мотором Изотта Фраскини в 160 л. с. Очень много сделал в области строительства глиссеров Автодор. Одним из важнейших результатов работы глиссерной подсекции Автодора явилось создание отдела ОСГА, имеющего ряд крупных достижений. Назову хотя бы серийный выпуск глиссера ОСГА-5. Этот глиссер с оригинальной обшивкой из пластмассы, с советским мотором М-11 в 100 л. с. показал скорость 68,8 км в час, что является мировым достижением для пассажирских глиссеров того же класса. Сейчас проектируются и строятся интересные глиссеры, заказанные различными организациями, как-то: ОСГА-21, ОСГА-9, А-13, ОСГА-11 с необыкновенным водометным движителем и ряд других. Глиссер завоевал себе право на жизнь. Глиссер хорошо проявил себя как на порожистой реке Суре, на коварной, капризно меняющей свое мелководное русло Аму-Дарье, на бешено клокочущем Пяндже с его 30-километровой скоростью течения, так и среди плавающих бревен па Северной Двине. Глиссер уверенно пробивался сквозь ледостав. Он пронесся сквозь кипящие водовороты знаменитых днепровских порогов, затопленных теперь могучей волей нашей партии. Речной глиссер с воздушным винтом смело выходил на глубокое взморье, совершая удачные рейсы в штормовую погоду, когда крупные суда уходили под защиту портов. Мало того. Как показал опыт мировой войны, глиссер—грозное боевое орулше. Обладая огромной скоростью и маневренностью, глиссер, вооруженный торпедами и пулеметами, является настоящим бичом крупных линейных кораблей. В конце войны итальянские глиссеры, так назывались «торпедные катеры», потопили австрий-' ский броненосец «Вену» и два дредноута «Сцент Истоан» и «Вирибус Юнигис». — Хотелось бы посмотреть устройство глиссера,—попросили некоторые наиболее нетерпеливые слушатели. — Пожалуйста. Пойдемте. Из салона мы спустились по ступеням вниз в левую лодку. Там также сидели пассажиры. Мы толкнули дверь и вошли в машинное отделение. Чистота. Два мощных советских мотора с глушителями мягко рокотали. Два мотора находилось в правой лодке. — Электрогенератор оказался куда легче и экономичнее аккумуляторных батарей,—давал объяснения механик. — А хотите посмотреть наше жилье?—предложил капитан.—Вот дверь в кубрик. Здесь было уютно и чисто. Затем мы поднялись в большую светлую кают-компанию с мягкими диванами. — Какая симпатичная электрическая кухня!— сказала одна из пассажирок.—Ни гари, ни копоти. — Это камбуз для команды корабля. А вот здесь, за этой перегородкой, размещены баки с запасом горючего и смазочного на пять часов хода. Мы поднялись наверх в рубку водителя. Стоя за штурвалом, он внимательно смотрел вдаль. Около него стоял компас, столик для морских карт и приборы. Затем мы поднялись в каюту командира. Там сидел радиотелеграфист и принимал депешу: — Минут через 50 будем в Сочи,—сказал •командир глиссера. — Отличная машина,—заметил один из пассажиров. — Это глиссер-то?—с живостью подхватил командир.—Незаменимое судно. На почтэво-пассажирских глиссерных линиях, на лесосплаве, на рыбных промыслах, в хлопковой, золотой промышленности, на Крайнем Севере,—всюду глиссер может найти себе применение. Большевистские темпы великой социалистической стройки настойчиво требуют глиссера, ибо «глиссерэто скорость, это темп, это шаг в будущее». Сильный стук в дверь. Я открываю глаза... Зеленый гриб электролампы... Письменный стол, заваленный книгами... Прости, читатель. Этот глиссер-экспресс еще не построен. Модель его можно видеть на всесоюзной выставке в Политехническом музее. Но глиссер будет построен по чертежам отдела ОСГА.