ТЯГАЧИ СПОЛУПРИЦЕПАМИЭКОНОМИЧНЕЕ АВТОБУСОВОт автобусов мы требуем возможно большей вместимости, удобства расположения мест для пассажиров и надежности и безотказности действия механизмов рулевого управления и тормозов. Многоместные автобусы вынуждены иметь чрезвычайно большое шасси. Так как ведущим элементом у них являются задние оси, далеко отстоящие от двигателя, механизма сцепления чего, смазки и резины, меньшую стоимость ремонта. Тягач с полуприцепом в примитиве представляет собой трехосный автобус со средней ведущей осью. Так как полуприцеп лежит свободно на тягаче и не испытывает никаких крутящих усилий от ведущих механизмов, то конструкция его делается очень легкой, и общий вес тягача с полуприцепом по сравнению с авто-Рис. I. Тягач с полуприцепом и коробки передач, то их вес получается крайне тяжелым. Практика последних лет показывает, что автобусы вообще являются дорогими машинами. Однако их начальная стоимость, а также стоимость эксплоатации могут быть снижены при применении тягачей с полуприцепами. Полуприцепы отличаются от прицепов тем, что их передняя часть лежит на тягаче. Тягачи, предназначенные для грузовых полуприцепов, имеют кабину управления на своем шасси. В случае же применения тягачей для пассажирских полуприцепов—кабины управления не имеют. Кабина расположена внутри полуприцепа (рис. 1), и шофер легко воспринимает Сигналы кондуктора и наблюдает за движением пассажиров. Тягачи с полуприцепами имеют следующие преимущества перед автобусами: меньший собственный вес, меньшую мощность двигателя, более низкий центр тяжести кузова, меньший радиус поворота, меньший занос на спусках и поворотах, меньшие вибрации кузова, более легкое управление, большую силу ускорения и торможения, меньший удельный расход горюбусом равной вместимости облегчается до 40 проц. Показанный на рис. 1 тягач Форд с полуприцепом на 26 пассажиров весит 3 500 кг, автобус такой же вместимости весит 5 5005 700 кг. Уменьшение веса тягача с полуприцепом позволяет снизить мощность двигателя. Полуприцеп может быть выполнен со значительно более низким центром тяжести, чем автобус. Поэтому он получает большую устойчивость в любых условиях движения. Динамические качества тягача значительно превосходят соответствующие качества автобуса. Тягач имеет небольшое расстояние между осями, поэтому он более приземист, лучше сцепляется с почвой и более быстро берет разгон лли торможение. Самое ценное качество тягача с полуприцепом заключается в экономии горючего, смазки и резины. Сравнительные испытания 26-местных автобусов и тягачей Форд с полуприцепами такой же вместимости дали следующие результаты.Рис. 2. Вид тягача без прицепа