1ЕГЕНЕРАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛСЭКОНОМИТ СОТНИ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙОтработанные масла, применяемые для смазки •частей и деталей автомашин, пропадают у нас как отброс производства, в лучшем случае они в незначительной степени используются там, где можно применить более дешевые смазки (холодные подшипники, смазка цепей и т. д.). Большинство предприятий продает эти «отбросы» за бесценок или же просто выливает в сточные ямы. Между тем, все отработанные сорта масел 1 путем регенерации можно привести в такое •состояние, при котором восстанавливаются все их утерянные качества, и они снова могут быть применены как хорошее масло. В СССР этим вопросом начали заниматься недавно и сделано очень мало. Специальная организация по вопросам смазочных материалов«Оргсмазка», именуемая теперь «Органефть», за все время своего существования скинструировала один тип маслофильтра, кое-где применяющийся, но не дающий того эффекта, который получается при регенерации. Этот фильтр освобождает масло •от механических частиц и только, отработанная же кислотность и сниженная сила вспышки остаются без изменения. В настоящее время устанавливается регенератор жидкого стекла, но и •его эффект незначителен. Научно-исследовательские институты (автотракторный—НАТИ, нефтяной—ГИНИ) также ничего реального в этом направлении не дали. В настоящее время ГИНИ проектирует регенерационную установку, которая должна работать как перегонный куб с последующей очисткой серной кислотой и нейтрализацией каустиком. Инженер Власепко предлагает способ регенерации при помощи отбеливающих земель. Небезынтересно отметить один факт, харакризуюший отношение наших предприятий к это•му делу. Лет пять назад были закуплены два американских аппарата системы «Де-Лаваль» с целью использования их для регенерации отработанных масел. Одни из них до сих пор стоит без всякого использования в Московском научноисследовательском институте (ГИНИ) на том основании, что он не даст того эффекта, который может получиться от проектируемой институтом установки. Может быть это и так. Тем не менее, що заявлению ответственных научных сотрудников, этот аппарат можно использовать для автомобильных масел. Другой аппарат «Де-Лаваля» нашли где-то в подвале на московском заводе ВАРЗ з разобранном виде и без нескольких деталей. Между тем, экономика автохозяйства требует •сугубого внимания к вопросам использования отработанных масел. Возьмем Мосавтотранс, где иа приобретение масел в 1934 г. израсходовано 275 тыс. руб. Считая, что на угар масла пойдет 30 проц. о т числа закупленного, 10 проц.—иа потерю при сливе и заправке машин и 10 проц. на другие потери, можно собрать и регенерировать 50 проц. отработанного масла, что составит по Мосавтотрансу 137 500 руб. Расходы по производству регенерации составят около 30 тыс. руб. Следовательно, чистая экономия по Мэсавтотрансу будет не менее 100 тыс руб. в год. Еслиi O ^ ° • Регенерация — значит восстановление в использованном продукте первоначальных его свойств.даже считать, что отрегенерцрованное масло будет использовано наполовину, т. е. что его пойдет вдвое больше или его нужно будет укреплять наполовину свеже получаемым со склада маслом, то ив этом случае экономия составит 50 тыс. руб. в год, это по одному только тресту. Аппарат «Де-Лаваль», который будет применен для регенерации масел в Мосавтотрансе, состоит в основном из следующих частей: 1) центральный питательный бак, 2) насадочный скруббер, сепаратор, 3) вытяжной вентиль, 4) электропечь и 5) насос и электромотор. Принцип работы аппарата очень прост. Предварительно освобожденное от грубых механических примесей и хорошо отстоеппое масло заливается в питательный бак, из которого насосом подается в сепаратор, в это время включается ток в печь, через которую масло из сепаратора идет в насадочный скруббер. Назначение скруббера отогнать (испарить) с помощью насадки все горючее из масла. Поступающее из электропечи масло вместе с парами горючего касается насадки скруббера в виде керамических колец Рашига, которые способствуют наиболее ровному и ускоренному превращению горючего в парообразное состояние. Скопляющиеся пары или оттягиваются вентилятором или же конденсируются с помощью специальной барботнрующей колонки, где пары проходят слой охлаждающей их жидкости, пли по трубам, по принципу обычной конденсации. Работа аппарата происходит в виде замкнутого цикла: масло из питательного бака идет в сепаратор, из сепаратора в электропечь; дальше Б скруббер, из скруббера снова в питательный бак и т. д., до тех пор пока не получит требуемого качества. Принимая во внимание, что аппарат рассчитан на тщательную фильтрацию и отгон горючего, необходимо создать и последующую очистку, так как такие факторы, как кислотность, зольность, аппаратом не могут быть изменены в достаточной степени. Лучше и надежнее производить очистку с помощью серной кислоты и последующей нейтрализацией едким натром. Для этого не требуется никакой сложной аппаратуры, кроме двух баков—сернокислотного и щелочного, установленных один над другим для удобства стока. Размешивание можно вести вручную, т. к. количество масла, собираемого и пускаемого в регенерацию, небольшое. Все сорта масла теперь в Мосавтотрансе собираются по возможности лишенными загрязнений и хранятся отдельно в различных сборниках—отстойниках в закрытом помещении. Для производства регенерации отводится специальное помещение, где устанавливается аппарат «Де-Лаваля», отстойники и серпо-кислотная мешалка (бак для очистки переработанного иа аппарате масла). Кроме того организуется небольшая химическая лаборатория для исследования регенерируемого масла. Таким образом путем регенерации отработанных масел трест может сэкономить в год минимум 100 тыс. руб. i Примеру Мосавтотранса должны последовать и другие автопредприятия. Инж. Рогов