ЧЕГО ЖДУ !СОВЕТСКИЕ ЭКСПЛОАТАЦИОННИКИО надежности автомобильных дизелей, об их способности к длительной работе без поломок и без значительного износа эксплоагацпопннки почти ничего не знают: собственного опыта пет, а литературные материалы слишком разноречивы. Испытание надежности автомобильных дизелей—самая главная, по-нашему мнению, и вместе с тем самая сложная задача конкурса. Режим испытаний, определяемый техническими условиями конкурса, должен поставить двигатели в условия тяжелой, форсированной работы. Об износе двигателя за определенный период эксплоатации можно судить по степени потери автомобилем его динамических и экономических качеств. Это привело к мысли назначить для участвующих в конкурсе автомобилей лабораторпо-дорожные испытания до и после пробега. В лабораторных испытаниях надо будет установить: 1) максимально и минимально устойчивую скорость движения, 2) ускорение и 3) расход топлива; сопоставление показателей испытаний до пробега и после него позволит сделать некоторые выводы об износе двигателей. Пуск в ход справедливо считается «узким местом» многих автомобильных дизелей. Как известно, в двигателях Дизеля топливо, вводимое вблизи верхней мертвой точки, самовоспламеняется под влиянием температуры сильно сжатого воздуха; дчя надежного самовоспламенения должен быть обеспечен определенный перепад между температурой сжатого воздуха и температурой самовоспламенения. При пуске в ход холодного двигателя не всегда удается получить этот температурный перепад. Этому мешает интенсивная отдача развивающегося при сжатии тепла в стенки цилиндров. Это и затрудняет пуск в ход холодных двигателей. Кроме того, сама заводка двигателя требует больших механических усилий: при провертывании коленчатого вала приходится преодолевать значительные сопротивления вращению вследствие высокой степени сжатия (в среднем около 16).ОТ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА АВТОДИЗЕЛЕЙПредстоящий международный конкурс должен ознакомить нас с последними достижениями передовой иностранной техники в области легкого дизелсстроения и даст богатейший практический материал нашим конструкторам и эксплоатациоиннкам. Технические условия конкурса придают особое значение испытаниям дизельных автомобилей путем пробега, так как эти испытания дадут возможность произвести отбор наиболее рациональных прототипов двигателей для серийного, а затем и массового производства на заводах Союза. Не имея собственного эксплоатационного опыта по дизельным автомобилям, паши эксплоатациопники часто черпали информацию лишь из журнальных статей И проспектов иностранных фирм. Но эти проспекты носят обычно явно выраженный рекламный характер. Солидные же заграничные материалы, заслуживающие полного доверия, вызывали подчас сомнения, можно ли результаты где-то произведенных испытаний перенести в специфические условия нашей эксплоатации. « Испытания дизельных автомобилей в конкурсе заполнят этот пробел в наших знаниях. Наблюдая работу дизельных автомобилей на советских дорогах В течение нескольких месяцев, эксплоа; тационники постараются извлечь из конкурса максимум пользы. Пробег дизельных автомобилей — основная часть конкурсных испытаний—должен дать исчерпывающие эксплоатационные характеристики объектов конкурса; сравнительные оценки должны быть даны: 1) динамическим и экономическим свойствам дизельных автомобилей и 2) надежности и пусковым свойствам дизелей. Д инамикаиэкономика дизельных автомобилей хорошо проверены как в заграничной практике, так и испытаниями отдельных автомобилей в Союзе. Обобщенные материалы приводят к заключению, что современные дизельные автомобили в важнейших динамических свойствах отнюдь не уступают автомобилям с карбюраторными двигателями, а по своей экономичности значительно превосходят их. Широкие пробеговые испытания должны это мнение подтвердить.8Рис. 1. Автомобиль Я-5 с советским дизелем Коджу. Участвует во всесоюзном дизельном конкурсе Рис. 2. Английский дизель Перкинс, участвующий во всесоюзном дизельном конкурсе на шасси ГАЗААВ условиях холодной погоды (особенно в зимотказаться от газойля и ориентировать автомонее время; трудности пуска в ход, естественно, бильные дизели на топливо более тяжелых фракувеличиваются; нашим дизелистам трудности эти ций. Образцы таких видов топлива (типа соляровых хорошо знакомы. Борьба с описанными трудностями пуска вемасел) сейчас заготовляются, так как принято дется весьма успешно (отличными пусковыми свойствами обладает между прочим советский дизель Коджу), но утверждать, что проблема безотказного и быстрого пуска в ход автомобильных дизелей уже полностью разрешена, нельзя. Надежный и легкий пуск в ход—одно из основных требований, предъявляемых эксплоатационниками к дизелям. Строгой проверке пусковых свойств дизелей и ознакомлению с новейшими способами облегчения пуска должно быть в процессе конкурсных испытаний уделено серьезнейшее внимание. В заключение—о видах дизельного топлива. Многие представляют себе дело так, будто эти двигатели работают на сырой нефти (очевидно, потому, что дизели называются иногда нефтяными двигателями). Идея «всеядности» автомобильных дизелей и представление будто они могут удовлетворительно работать на сырой нефти и даже на мазутах возникли в результате отдельных ненадежных лабораторных испытаний. Такого рода мнения ошибочны и не имеют никакого права на существование. Быстроходность автомобильных дизелей, ограничивающая время распыливания, смесеобразования и теплопередачи от воздуха к топливу, предъявляет достаточно жесткие требования к сортам топлив. Бесспорно пригодными для современных автомобильных дизелей видами топлива являются только керосиново-соляровые Рис. 3. Швейцарский дизель Заурер. Поставленный на фракции нефтей парафинового и смешанного оснований; за границей наиболее употребительны шасси АМО-3, будет участвовать во всесоюзном автоособые виды топлива для автомобильных дидизельном конкурсе зелей—газойли. По своим параметрам они близрешение провести специальные внеконкурсные ки к нашему сураханскому, Именно стандартный газойль (ОСТ 5449) изиспытания дизелей на этих видах топлива. Испыбран как основное топливо при конкурсных истания обещают дать полноценные, представляюпытаниях, поскольку правильная оценка дизелей щие большой интерес, материалы; разнообразие может быть произведена лишь при работе их дизелей, участвующих в конкурсе, позволит установить чувствительность к перемене топлива на нормальных, проверенных видах топлива. Однако мы допускаем, что интересы экономики двигателей различных типов. Инж. З гура страны в целом заставят • в недалеком будущем„За рулем" № 13