10
11
ГАЗОГЕНЕРАТОРНОМУ АВТОМОБИЛЮНЕ УДЕЛЯЕТСЯ ЕЩЕ ДОСТАТОЧНОГО ВНИМАНИЯНЕИСЧЕРПАЕМЫЕ РЕСУРСЫ ДЕРЕВА И ДРЕВЕСНОГО УГЛЯ ПОСТАВИМ НА СЛУЖБУ СОВЕТСКОМУ АВТОТРАНСПОРТУ Техническая мысль за границей непрерывно работает над разрешением вопроса об использовании низкосортных видов топлива (дрова, древесный уголь) в качестве горючего для автомобилей и тракторов. За последнее время состоялось большое количество пробегов газогенераторных автомобилей по самым разнообразным маршрутам. На последних автомобильных выставках были выставлены грузовые машины с газогенераторными установками, позволяющими использовать вместо дорогого жидкого горючего дрова в виде чурок различного размера или древесный уголь, специально приготовленный (спрессованный) или просеянный. чрезвычайно замкнутый характер. Образцы наших советских легких газогенераторов до сих пор изготовляются в единичных экземплярах и все еще не вышли из стадии опытов. Между тем мы имеем уже в этой области значительные достижения. Прошлогодни/! пробег автомобиля ГАЗ с газогенератором проф. Наумова, работы проф. Карпова и ряд других говорят об этом с достаточной очевидностью. Пора перенести наш опыт в хозяйственные организации, и в этом отношении автодоровская организация должна сыграть значительную роль. В настоящей статье мы хотим осветить некоторые интересные подробности работы автомобилей на древесном угле за границей. Особо много внимания уделялось и уделяется древесному углю в качестве горючего для автомобиля ъ Англии. Фирма «Баркср» уже давно строит газогенераторы и приспосабливает их к автомобилям существующих марок. В настоящее время фирма «Баркер» передала все свои работы и права на постройку транспортных газогенераторов фирме «Кола». Энергично взявшись за дело, фирма «Кола» значительно усовершенствовала конструкции «Баркер» и в настоящее время выпускает стандартные газогенераторные установки и специальные головки цилиндров двигателя, позволяющие повысить степень сжатия от 6 до 7 для автомобилен и тракторов типа Форд, Шевроле, Бедфорд, Морис и Фордзон. Фирма выпускает три типа установок в 25, 40 и 65 л. с. На рис. 1 изображен общий вид подобного газогенераторного автомобиля. На рис. 2 изображен газогенераторный трактор Фордзон. В конце прошлого года, с целью продемонстрировать свою продукцию, фирма «Кола» устроила интереснейший пробег двух грузовиков Форд, снабженных газогенераторной установкой, из Лондона в Афганистан. Грузовики успешно покрыли в общей сложности около 5 000 км. Маршрут пробега: Лондон—Марсель; Марсель—Бейрут (Сирия) морем; из Бейрут—Дамаска через Сирийскую пустыню в Багдад. Далее через Персию в Тегеран и через Афганистан в Кабул. На участке пробега между Дамаском и Багдадом, проходившем через Сирийскую пустыню, грузовики осилили без серьезных аварий и по-Рис. 1. Автомобиль с газогенератором системы Кола Несмотря на огромные возможности (запасы древесного топлива в СССР буквально неисчерпаемы), мы до сих пор еще не добились реального разрешения проблемы использования местного горючего для нашего автотранспорта. Этому вопросу у нас уделяется недопустимо малое внимание. Разработка газогенераторной проблемы в научно-исследовательских институтах (НАТИ, ЦНИИМ), а также работы отдельных учреждений и лиц (проф. Наумов, Карпов и др.) носят10Рис. 2. Трактор Фордзон с древесно угольным газогенератором на пахоте Рис. 3. Грузовик Форд с газогенератором фирмы Кола, сделавший пробег Лондон — Кабул ломок сплошной подъем длиною в 42 км. Весь путь от Дамаска до Багдада, около 2100 км, машины прошли па древесном угле местного производства, достигнув, по словам газеты «Тайме», экономии по сравнению, с керосином на 60 проц. На этом участке каждый грузовик израсходовал около 535 кг древесного угля, что составляет примерно 0,255 кг древесного угля на 1 км пути. Результаты пробега показывают, что автомобиль на древесном угле может свободно конкурировать с бензиновым автомобилем, а исключительный интерес местных властей и особенно военных, проявленный к пробегу, свидетельствует об огромном значении газогенераторного автомобиля для Средней Азии. Этот интерес будет понятен, .если сравнить среднюю стоимость древесного угля в Индии, Африке и Востоке, колеблющуюся от 1,2 коп. до 1,8 коп. за 1 кг, с ценой жидкого горючего, колеблющейся от 14 до 27 коп. за 1 л. Пробег газогенераторных автомобилей в Средней Азии показал, что 1 кг древесного угля может заменить 0,83 л жидкого горючего. Не лишен интереса также факт, что в пробеге использовался только местный древесный уголь, причем распоряжений о его заготовке заранее не давалось. Это свидетельствует о большом значении газогенераторного автомобиля для военных целей. Отсюда большой интерес к пробегу военных властей как местных, так и лондонских. На рис. 3 изображен грузовик Форд с газогенератором. Пробегом по Средней Азии английские фирмы не ограничиваются. Так в газете «Дейли Геральд» от 12/Ш 1934 г. помещена интересная заметка, описывающая пробег 400 автомашин, совершенный на расстоянии около 1 600 км. Особый интерес привлекает участвующая в пробеге легковая машина фирмы «Снайп», оборудованная небольшим газогенератором фирмы «Кола», работающим на древесном угле местного происхождения. Эта машина приведена на рис. 4. Газогенератор имеет вид небольшого чемодана, установленного на подножке с левой стороны машины. По данным газеты установка газогенератора не требовала никаких переделок в двигателе, который по желанию водителя мог также работать и на жидком горючем. Время пуска такого газогенератора колебалось от 5 до 10 минут, сч:мая с момента розжига угля в шахте. Объем газогенератора позволяет иметь с собой такое количество древесного угля, которого хватает на пробег около 80 км. Загрузка свежей порцией топлива в пути отнимает от 1 до 2 минут. Результаты пробега 1600 км показали, что подобная легковая машина при работе на древесном угле израсходовала топлива на 12 руб., тогда как, работая на жидком горючем, она потребовала бы для покрытия этого участка топлива на 30 руб. Таким" образом общая экономия в стоимости топлива получается около 60 проц. Получившее свое начало в Австрии (19201921 г.) и широко развернувшееся во Франции газогенераторное дело перекинулось в ряд других стран. В настоящее время мы можем насчитать много фирм в Германии, Англии, Швеции, Бельгии и т. д., успешно выпускающих серии транспортных газогенераторов, позволяющих переводить современный автомобиль, трактор, мотолодку, мотодрезину и т. д. на местное дешевое и бросовое топливо: различного рода древесные отбросы и древесный уголь. В 'нашем Союзе в этом направлении еще мало сделано. Иа нашу статью, помещенную в № 12 журнала «За рулем» за прошлый год, получен ряд откликов. Многие товарищи очень охотно принялись бы за внедрение в своем районе газогенераторов, но дело это упирается в отсутствие конструкции, в неналаженность производства 1. Газогенератор чрезвычайно прост, и если не считаться с некоторой потерей мощности и не менять в двигателе головку цилиндров, то всю установку можно сделать даже в местных мастерских примитивным жестяночным оборудованием: В частности, совсем легко построить газогенератор для древесного угля, который имеется ИН IfS >'•': <ЛГ-т;ЛРис. 4. Легковой автомобиль Снайп с газогенератором почти в каждом районе нашего Союза в достаточном количестве. В последующих статьях мы постараемся описать простой 'тип подобного газогенератора, который можно построить и смонтировать на автомобиле ГАЗ в любых автодоровских мастерских силами и средствами автодоровских ячеек. Д. ВведенскийОт редакции . В ближайшее время в Библиотеке „За рулем" будет выпущена книга инж. Карачан и ннж. Внеденского: „Газогенераторы на автомобилях и тракторах".1