20
21
22
23
"~Инин. С. HOTQBРЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ НОВЕЙШИМ ОБОРУДОВАНИЕМ СОВЕТСКОГО ПРОИЗВОДСТВАДля изготовления в СССР необходимого авторемонтного оборудования на базе передовой техники ив количестве, достаточном для снабжения нашего автохозяйства,правительство выделило три действующих завода и отпустило кредиты для постройки нового большого завода. Для управления заводами авторемонтного оборудования в системе Авторем. снаба создан специальный трест ГАРО. Заводами треста уже освоена огромная часть из подлежащей выпуску продукции, готовое оборудование уже пошло в продажу через конторы Авторемснаба. Подавляющее большинство ремонтного оборуI дования является безусловно необходимым для каждого гаражного хозяйства, так как значительно удешевляет ремонт и сокращает его сроки. Для освоения на местах нового ремонтного оборудования аппаратов, приборов, приспособлений и инструментов, для точной установки оборудования в автопров А филакториях и ремонтных базах, для правильного ухода за этим оборудованием Г J§ и, наконец, для выявления качества выпускаемой заводами треста ГАРО продуквТЬЯ " ции редакция журнала „За рулем" печатает серию статей инж. С. П. НОТОВА. Отливка и обработка блока цилиндров — труднейшие операции в производстве автозаводов. Двигатель — это наиболее дорогой из агрегатов автомобиля. Работа клапанов — ответственнейшая и по динамике и по экономичности работа части двигателя. Преждевременный выход блоков из строя влечет за собою крупнейшие расходы автохозяйств и или вырывает этим самым досрочна из жизни целые автомобили, или нарушает программы автозаводов по выпуску блоков сверх плана для нового включения в строй выбывших из-за порчи мотора автомобилей. От выпуска качественных и конструктивно тщательно проработанных фрез-шарашек ]для ремонта клапанных гнезд зависит минимальность стружки, снимаемой с .клапанного гнезда при расшарашивании его. "Это удлиняет время работы блока" до амортизации. От скорейшего выпуска в свет прибора для замены клапанных гнезд зависит сокращение числа блоков цилиндров, преждевременно идущих в переплавку. В предыдущей статье, помещенной в № 14 «За рулем», мы познакомили читателей со станком и приспособлениями по ремонту цилиндров двигателя ГАЗ. Переходя к следующему этапу технологического процесса, остановимся на ремонте клапанов и клапанных гнезд. Прежде чем вынуть клапан, необходимо удалить направляющую втулку его стержня. Эта операция, кажущаяся на первый взгляд трудной, оказывается совсем простой, если использовать приспособление, изображенное на оис. 1 лит. А. Пользуются этим приспособлением так: удаляется клапанная пружина, клапан поднимается вверх настолько, чтобы приспособление вошло под грибок, как это показано на том же рисунке под лит. В. После этого клапан ставится в вертикальное положение, и -ударом руки по грибку втулка выбивается (рис. 1, лит. С). Трест ГАРО в настоящее времй ориентируется на выпуск более сложных приспособлений. Производство простейших перенесено в программу будущего года. Приведенное на рис. 1 под лит. А приспособление для удаления направляющей втулки- клапана может быть легко' изготовлено' любым автохозяйством, имеющим токарный станок. Способ изготовления сводится к следующему. Надо взять короткий кусок поделочной стали, равной по толщине диаметру клапанной головки. Сверлом, равным по толщине стержню клапана, с припуском 0,2 мм, вдоль куска вы-Рис. 1. Удаление направляющей втулки стержня клапана двигателя Форд сверливается отверстие. Получившаяся заготовка устанавливается просверленным отверстием на оправку и обрабатывается на том же станке с наружных сторон. Послей этой операции ножовкой "вынимается бок, так, чтобы через него проходил стержень клапана. После этого приспособление готово. Затратив на изготовление этого приспособления половину рабочего дня, мы получаем благодаря его использованию изрядную экономию рабочего времени. Кроме того достигается полная сохранность клапана, направляющей втулки и гнезда, в котором втулка запрессована. Аппараты для притирки клапанов После лробега машины в 14—15 000 км клапанное гнездо и рабочая поверхность грибка клапана почти всегда требуют притирки!ренки стержень прибора вращает клапан в правую сторону. Приведенный на рис. 2 стержень г предназначается для притирки клапанов с невывернутыми из блока шпильками, а также для цилиндров без съемных головок. Три наконечника е предназначены для разных прорезей или отверстий, проделанных в грибках клапанов -для их притирки. Для клапанов двигателя ГАЗ, в которых для притирки не делается никаких прорезей, применяются резиновые присосы и, которые надеваются на стержень г. \ За последнее время получил распространение еще более совершенный прибор для притирки клапанов, изображенный на рис. 3.Ш9шшШШжЯIаРис. 2. Аппарат для притирки клапанов Для этой притирки трестом выпущены две партии аппаратов, изображенных на рис. 2. При помощи этого прибора кропотливая и утомительная работа по притирке клапанов значительно 'ускоряется и облегчается. Аппарат весит около килограмма. Давление на клапан во время притирки не должнсг превышать килограмма. Облегчение операций достигается благодаря тому, что, вращая ручку а (рис. 2) все время в одном направлении, мы получаем в то же время вращение стержня, а с ним и клапанной головки бв разных [направлениях: У2 оборота в одну сторону и несколько больше — в другую, затем снова У2 оборота и т. д. Вращение стержня б поочередно то- вправо, то влево при вращении рукоятки прибора в одну сторону происходит благодаря помещенному внутри прибора механизму: за стенкой в на том же стержне, jta. который насажена рукоятка а, имеется круг. На одной части его окружности нарезано 5- зубцов, а на диаметрально противоположной части — на зуб больше или меньше, в зависимости от величины шага. Над кругом и под ним параллельно, под прямым углом к кругу, установлено по шестеренке. При вращении рукоятки а начинает вращаться и круг. Вращаясь, он сцепляется частично нарезанными на нем зубцами с посаженными 'над и под ним шестеренками. Причем, сцепляясь с шестеренкой, стоящей под ним, он вращает стержень с клапанной головкой влево, при сцеплении же с зубцами противоположной' шесте^^^^^ШЛРис. 3. Пневматический прибор для притирки клапанов Под литерой А прибор показан в работе. Б—тот же прибор в увеличенном виде; а—присос, в — шланг, по которому из баллона или из компрессора поступает сжатый воздух, приводящий прибор в действие. Вращение стержня с присосом в разные стороны достигается при помощи так называемой золотниковой коробки и воздуха. Производительность этого -прибора наРис. 4. Втулка с пружинкою для пригирки клапанов в двигателе ГАЗ 25 проц. выше прибора на рис. 2. Поэтому тресту Инструменты для этой работы должны быть ГАРО необходимо возможно скорее освоить просделаны особенно тщательно. Трест ГАРО долизводство этого прибора по образцу импортирожен учесть это и дать для ремонта клапанных ванного. гнезд лучший набор инструментов. Стержни клапанов в двигателях ГАЗ имеют" Изящный ящик, приведенный на рис. 5, сона концах утолщения. Поэтому во время придержит в аебе полный комплект шарашек и стержней, электродрель, щетки из стальной проволоки для удаления нагара и приспособление для того, чтобы проверить качество притирки клапанов после их расшарошки. Пользоваться приведенным набором нужно так: прежде всего надо при помощи стальной щетки и электродрели очистить расшарошиваемую поверхность от нагара, затем надо посредством зубчатой фрезы, показанной на рис. 6, снять верхний твердый слой с гнезда клапана, #й!з?г8 образующийся в результате отложения нагара. Зубья этой фрезы сконструированы так, что срез, выполненный одним из них, перекрывается вторым. Это уничтожает царапины и полосы и создает гладкую поверхность. Кроме того, при наличии на фрезе зубьев, лучше снимается нагар и меньше тупится фреза. , После первой фрезы применяется другая, которая заточена под углом, строго соответствующим заводскому "углу клапанного гнезда. Так, например, для двигателя ГАЗ фреза должна быть в 45°. Стремясь сделать гнездо абсолютно правильным, надо в то же время стараться снять с него минимум металла. Для этого в начале расшарошки нажимают рукой фрезу в гнезде и через рычаг торцового ключа поворачивают ее несколько взад и вперед, пока она не заберет металл. Затем одним или несколькими Рис. 5. Набор инструмента для ремонта клапанных полными поворотами чисто срезают поверхность гнезда, понемногу уменьшая нажимы на шарошгнезд ку с тем, чтобы закончить уже без всякого нажима. тирки клапанов вынуть их без удаления направЧ ляющей втулки невозможно. > ^ даление же на( правляющей втулки-, в свою очередь сопряжено с значительной затратой времени. Кроме того, частое изъятие клапанов и постановка их вновьвлечет деформацию втулки и ее гнезда в блоке. ,- г Приведенная ^на рис. 4 раздвижная втулка с пружинкой предназначена специально для притирки клапанов. в' Под лит. А показана втулка, в которой обе / половинки соединены вплотную так, как это должно быть, когда втулка находигся в гнезде блока. Под лит. ь половинки втулки показаны в разомкнутом состоянии. Пользование описываемой специальной втулкой кроме повышения качества притирки дает около 40 проц. экономии во времени.ШИнструменты для к е.чонта клапанных гнезд Клапанные гнезда очень часто требуют расшарошки перед притиркою. Это настолько важная и ответственная в работе двигателя операция, что на ней необходимо остановиться подробнее. Дело в том, что клапанные гнезда изнашиваются раньше других деталей двигателя. Выпускные же клапаны , подвергаются кроме того нагару, вызывающему на них углубленные точки. При таком состоянии гнезда исправление его притиркой отнимает- много времени и дает сомнительное качество. Тут надо поверхность гнезда пройти соответствующими фрезами. Эта работа довольно ответственная и требует высокой квалификации рабочего.•щРис. 6. Зубчатая фреза для снятия нагара с клапанных гнезд Чтобы довести рабочую поверхность гнезда клапана до узкой полоски, надо после фрезы в 45° пройти гнездо фрезой в 70° и ' затем фрезой в 20° (рис. 7). Для сохранения центрации гнезда с направляющей втулкой стержня камень Флеминга ставится на ту же оправку, на которой стояли фрезы. По мере износа каменной и других. фрез они исправляются на станках теми же приспособлениями, которые служат для проверки. и ремонта рабочей поверхности грибка клапана. Подробно мы расскажем об этом в следующей статье. Рис. 7. Фрезы, применяемые для расшарошки клапанных гнезд в двигателе ГАЗ \ Для трактора Фордэон в качестве первой фрезы применяется также фреза в 45°, а вторая и третья — под углом в 75° и 15°. ' При расшарошивании клапанного гнезда надо следить, чтобы оно было в строгом соответствии с направляющим отверстием стержня клапана. Вернемся к рис. 6. Представленное на нем приспособление ясно указывает, что не-Проверка притирки клапанов Качество притирки клапанов играет в работе двигателя огромную роль. Поэтому нужно самым: тщательным образом проверить притирку каждого клапана. Приспособление, показанное на. рис. 8 под лит. А, позволяет цроизвести эту проверку довольно быстро, но за тщательность не всегда можно ручаться. Дело в том, что стакан своей нижней частью ставится над клапаном, накрывая его грибок. На верхнюю частьРис. 8. Приспособления по испытанию притирки клапановобходима строгая установка на фрезы. Под лит. а приведен конус, которым стержень фрезы самоцентрируется в направляющей втулке клапана. Разрезная втулка б пружинит и, расширяясь, дает направление в нижней части втулки клапана в. Под лиг. г показана верхняя часть стержня, на который надеваются ,все сменные фрезы без изъятия стержня из направляющей втулки клапана. Лит. д обозначена зубчатая фреза, а ли]т. е показывает зазор в 0,015 дм, оставляемый при установке зубчатой фрезы пе/ред расшарошкой. Наконец в отверстие к вставляется рычажок, при помощи которого стержень устанавливается в направляющую втулку клапана. Для окончательной шлифовки клапанных гнезд, а'также и для незначительного их исправления применяются конусные твердые камни типа флеминг, с рабочей поверхностью под углом в 45'. При помощи многооборотной электродрели эти камни доводят клапанное гнездо почти до степени полировки. Благодаря этому притирка клапанов к гнезду сокращается 'до минимума. Во время работы камень поливается керосином, ни. 50 проц. разбавленным минеральным маслом.стакана б нажимают рукой, чтобы нижняя его> часть, имеющая резиновую прокладину, плотнее; прилегала к блоку. Другой рукой с помощью резиновой груши в стакан накачивают до> 10 англ. фунтов воздуха. Если стрелка воздушного манометра показывает стабильное давление воздуха в продолжение примерно одной минуты, значит клапан не пропускает. Но за абсолютную точность такойпроверки поручиться все же нельзя, так кате из-за усталости руки, нажимающей на стаканг или из-за неосторожного' движения, наконец,. из-за состояния резины, установленной на нижней части стакана, возможны случаи пропуска; воздуха. Аналогичное приспособление, показанное под, лит. С, отнимает несколько больше времени на установку, но зато оно, будучи плотно прижатовинтом, а не рукой, дает гарантию, что, если. стрелка манометра падает, значит клапан пропускает. Тресту ГАРО, выпускающему приспособление первого типа, надо хорошенько взвесить это обстоятельство. Инж. С. П. КотовКАК ПРАВИЛЬНО ОТРЕГУЛИРОВАТЬ НОЖНОЙ ТОРМОЗ МАШИНЫ ФОРД-АПредложение т. Елисеева М. Т. (г. Москва) 1) Поднять все 4 колеса на подставки. 2) Нажать на тормозную педаль домкратом — нижней частью в ящик переднего сиденья, а верхней — в педаль тормоза. 3) Распустить домкрат до нажатия педали на 7з хода. Поворачивая регулировочные клинки, нужно отрегулировать так, чтобы задние колеса вращались довольно туго, а передние немного слабее (вращать колеса руками). Потом распустить еще немного домкрат, чтобы задник колеса схватили намертво, а передние вращались туга. Такая регулировка обеспечивает надолго хорошее тормозное устройство.