10
11
12
1Инж. Н. П. Й1ЕНГ1ЕЛИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ МАШИН ДЛЯ ЗИМНИХ ДОРОГВ 21/22 номере журнала «За рулем» за прошлый год в статье «Устройствр и содержание зимних дорог» были даны основные приемы и правила производства работ для этого вида дорог. В настоящей статье мы даем краткие указания по изготовлению местными средствами необходимого оборудования и снарядов, вполне посильных для сельского автодоровского коллектива. Главными орудиями для срезки излишнего снега и его уплотнения являются: треугольники, волокуши и катки. Остановимся на тех конструкциях, которые достаточно уже испытаны и показали положительную работу. Т реугольники служат для срезки и уплотнения снега. Один из таких треугольников показан на рис. 1. Он состоит из двух бревен АиБ толщиною 26 см, длиною около 3,5 м, отесанных и положенных так, чтобы отвесные внешние боковые стенки их были ниже, чем внутренние; благодаря этому" треугольник хорошо срезает затвердевшую снежную корку. Отесанные бревна АиБ скрепляются поперечными планками В. Ширина захвата должна быть около 2 м. ',Чтобы в работе треугольник не вилял, к нему приделывается руль, которым свободно управляет один рабочий. Для прочности и лучшей срезки снега носовую часть его следует оковать 2-мм железом, а нижнюю рабочую часть—полосовым железом. Такой треугольник рассчитан на тягу двух лошадей. Р еверсивныйтре - у гольних (рис. 2) состоит из двух бревен, длиною каждое 3,2 ми толщиною 32 см. Ширина треугольника 1,4 м. Основное достоинство этого треугольника заключается в том, что его поперечники закреплены болтами и могут быстро переставляться. При необходимости обратного движения треугольник не надо поворачивать, а следует просто переставить поперечины и переместить тяговую цепь. Отсюда и ело название реверсивный или обратный. Общий вес такого треугольника248 кг. Он рассчитан для срезки снега на дороге с шириной колеи 1^ м. Для постройки его нужны следующие материалы :Материал деревоппридания устойчивости и регулирования хода в рабочее бревно волокуши врублен сзади рульхвост, комлевым концом на шпонку; другой конец руля упирается в полотно дороги. Ширина захвата волокуши 1,5 м, длина хвоста 3,4 м, вес волокуши около 150 кг.Эип.же"!"??*Рис- '• Треугольник для срезки лишнего снегаТакая волокуша хорошо уплотняет снег. Кроме того, после ряда поездок по дороге вперед и назад, волокуша, уплотняя нижний слой снега, в то же время разрыхляег верхний слой на глубину до 10 см. Этим качеством волокуши можно пользоваться для разрушения корки, образующейся на дорогах при чередовании оттепелей с заморозками, и для облегчения треугольникам снятия лишней массы плотного снега на дороге. На рис. 4 показан вид волокуши в работе. К атки также служат для уплотнения снега. Имеется несколько видов катков. Один из таких видов, достаточно хорошо себя зарекомендовавший на работах, приведен на рис. 5. Он состоит из досок толщиной 45 мм. Ось катка деревянная, сечением 15 X 15 см (вид кваддрата), длиной» 2,1 м. Закреплена она на дереРазмеры 1 деталиколич.деталейтолщ, (в см) ширин, (в см) длина (в м)32 20 15 15 15вес (в кг) 202 26 12 8п3,2 1,5 0,982 114Болты с шайбами и гай-железо круглое 2-смТакой треугольник могут изготовить один кузнец и два плотника в течение одного рабочего дня. В олокуша (рис. 3) служит для уплотнения снега. Вытесывается она из бревна толщиною 36 см, причем задняя часть бревна вытесывается 1 отвесно, передняя же часть — в виде овала. Длявянной раме железными скобами 0,6 X5 см и болтами 1,3 см. Рама катка состоит из брусьев, имеющих сечение в длину 9х 17 см, а поперек8 x13 см. Тяговое усилие передается оглоблями с тяжами из пеньковой веревки. Оглобли прикреплены к поперечным брусьям рамы катка железными скобами размером 0,6x5 см. Вся поверхность барабана катка покрыта кровельным железом (размер 1,4x0,7 м). Длина катзса 2 м; толщина барабана (диаметр) 1,5 м; общий вес около 550 кг. Для изготовления такого катка требуются следующие материалы: Наименование деталей МатериалНа рис. 6 изображен малый каток, который делают из обрубка дерева (например, лиственницы) толщиною 50—70 см. Осями таких катков служат ерши, забиваемые в торцы. На оси закрепляется рама катка. Вес такого катка около 300 кг. Колич. вес 216 127 25 41 23 11Размеры одной детали в мм1толщ.Доски для барабана Ось . . сосна * * * круглое железо плоское железо сосна круглое железо плоское железо сосна круглое железо сосна железо 45 45 150 90 80 40 13 6 40 13 666 70 10 70 —ширина 264 100 150 170 130 130длина 32 400 51700 2 100 2 500 2 000 2 000 2101 2225212224 — 49Болты с гайками и шай-щ3 3 0,1 1,7 1 8,7 26 7 11 40Брус Болты с гайками и шайбами ••'.50 70640 2 000 45Креплен, оглобли . . . Брус для барабана . . . Болты с гайками и шайОглобля . . . . . . Кровельное железо . . . .50 50 50 70 — — 710375 200 У00 4800 320 3 000 1400ЮДля изготовления такого катка потребуется 1 кузнец на 5 рабочих дней и1 плотник на 7 рабочих дней.Снаряды для поливки водой Необходимым оборудованием при устройстве ледяных дорог являются снаряды для поливка дороги водой. Если вблизи места работ имеется достаточное количество водоемов (пруды, реки, озера и т. п.), то орудиями для поливки могут служить специально устроенные для этой цели баки. Б ак (рис. 7) Может быть устроен в виде ящика из профугованных досок толщиною 3 см и шириной около 18 см, скрепляемых обвязками,1 RH;vv ; * i ; Рис. 2. Реверсивные треугольник Если не представляется' возможным изготовить указанный выше каток, то для менее крупных работ можно ограничиться более простым катком.Рис. 4. Волокуша в работе которые состоят из двух стоек, помещенных вокруг корпуса бака. Концы этих стоек связываются болтами. Благодаря тому, что стойки стягиваются гайками, стенкам бака придается необходи-Рве. 3. Волокуша Для устройства колейной ледяной дороги вода из бака выпускается или через два отверстия, сделанные в дне бака между передними и задними подсанками, или же через лотки (рис. 9), которые разделяют вытекающую из бака воду на две струи. При поливке струи воды направляют на борты колей, с которых затем вода стекает на дно колеи. Основной недостаток бака для наливки—это обмерзание внутренней его стороны, заставляющее постоянно заботиться об оттаивании и очистке. Кроме того, много времени приходится тратить на наполнение бака водой и перевозку к месту работы. Все это говорит о целесообразности применения иных приспособлений, к которым относится снеготаялка. Рис. 5. Каток для уплотнения снега мая плотность, предупреждающая просачивание воды. Сани, на которые устанавливается бак, очень трудно поворачивать, поэтому их нужно сделать так, чтобы можно было впрягать лошадь с двух сторон. Для предохранения воды от замерзания, бак внутри следует обить кровельным железом и устроить в нем водонепроницаемый подогреватель 1и[з четвертной листовой стали. Обычно в бак наливают воду из бочонку, который поднимается по наклонным лежням (рис. 7). На раме, над отверстием в крышке для наполнения бака водой, прикрепляют блок, через коРис. 7. Наполнение бака водой Из имеющихся снеготаялок наибольшего внимания заслуживает снеготаялка конструкции инж. Чернявского. На рис. 10 показана такая снеготаялка В работе. По своему устройству она весьма несложна и ее можно изготовить на месте своими средствами. Главная часть—топочное огневое пространствоустроена по типу паровых котлов. Сверху топочное пространство перекрывается чехлом полу цилиндрической формы 1X 1,7 м, снизу же—колосниковой ' решеткой 0,85x1,7 м. ЧехолРис. 6. Малый каток для уплотнения снега торый перекинут канат толщиной около 1 см. Один конец каната привязывается к канатной дужке, прикрепленной к бочонку, а другой — к .вальку. Бак подвозят к проруби, одну из лошадей припрягают к вальку, наклонные лежки устанавливают между прорубью и отверстием в крышке, и бочонок опускают в воду. Шест, прикрепленный ко дну бочонка, дает возможность рабочему погружать его в ' воду. Когда бочонок наполнится, его поднимают по лежням при помощи конной тяги и опоражнивают в бак. Можно применять и самый простой способ — наливать воду в бак ведрами. Для устройства сплошной ледяной дороги воду из бака обычно выпускают через отверстиещель, сделанное на задней стенке у дна бака (рис. 8). При перевозке воды щель эта должна быть плотно закрыта специальной задвижкой.Рис. 8. Поливка полотна сплошной ледяной дороги