12
13
14
а высшим класс во; :денияФИГУРНАЯ ЕЗДА НА АВТОМОБИЛЕВ наших автохозяйствах работают, главным образом, молодые шоферы, часто с очень низкой подготовкой (см. статью т. Туманяна в № 3 журнала «За рулем»). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед автотранспортом, является дальнейшее совершенствование шоферских кадров, повышение их квалификации. Задачу воспитания кадров четко поставил перед нами т. Сталин в беседе с металлургами. К разрешению этой задачи на автортранспорте уже приступлено: наши шоферы сдают и готовятся к сдаче техминимума. Но одного этого недостаточно. Мы должны еще совершенствовать шоферов в искусстве управления автомобилем. Надо добиться высокого класса вождения автомашин. Рев шестерен при переключении скоростей, ободранные кузова даже у новых автобусов и грузовиков, высокая аварийность — свидетельствуют о том, что культура управления машиной у нас находится еще на низком уровне. Автохозяйства должны позаботиться о том, чтобы оборудовать простейшие площадки для тренировки шоферов в фигурной езде. Автодор должен не реже одного раза в год устраивать соревнования на искусное управление автомобилем. , Местом для систематической тренировки в фигурной езде могут служить учебные площадки автошкол, а при отсутствии их, простейшие площадки, устроенные самим автохозяйством. Как устроить простейшую автоплощадку для фигурной езды Для тренировки шоферов на автоплощадке должны быть устроены: «гаражи», «тупики», «восьмерки», «змейки», «ласточкины хвосты», «габаритные ворота», «осмотровые мосты», «железнодорожные платформы» и т. п. Устроить эти фигуры, кроме последних трех, дрЗШШЩЕЕШШ очень легко, они могут быть сделаны даже самими шоферами. Для этого требуется лишь произвести промер и разметку фигур, обозначить контуры их, а также контуры в'езда и выезда из них. Размер каждой фигуры делается соответственно габаритам автомашин, на которых производится тренировка. Контур фигуры можно обозначить дерном. кирпичом, мелом или известью или же прост© установить по границе фигур деревянные столбики, легко опрокидываемые машиной. С .фигурами, границы которых очерчены постоянно, лучше упражняться под наблюдениемРис. 2. Нормальная восьмерка инструктора, так как иначе переезд границы шофером может быть незамечен. На состязаниях, а при возможности и во время тренировки, следует расставлять деревянные ограничительные столбики. По числу опрокинутых столбиков шофер может сам определить число своих ошибок и переездов границы. На состязаниях за каждый опрокинутый столбик записывается штрафное очко. Столбики должны быть круглыми, высотой около 50 см. и диаметром около 15 см. Можно их заменить и простыми поленьями с ровно распиленными основаниями. Устанавливаются они через каждый метр, точно на границе, без захвата дорожки фигуры. «Гараж» устраивается обычно боксового типа, так как наличие строго очерченного места позволяет машину поставить на место более точно. Для усложнения в нем устраивается внутригаражный проезд и несколько боксов, расположенных справа и слева (рис. 1). Ширина бокса равна габаритной ширине данной машины + 0,5 мс обеих сторон машины (т. е. + 1 м). Длина бокса равна габаритной длине машины плюс 1—1,5 м. Нормальная ширина внутригаражного проезда (ОСТ № 6433) должна быть равна наибольшему радиусу поворота данной машины: например, для ГАЗ-А—6 м, ГАЗ-АА7,5 м, ЗИС-5 и Яг-5—9 м. Для усложнения фигуры на состязаниях эти размеры могут быть несколько снижены.1BSSSSSS$SSSSSSSSa сосоCNJto&Е ЩЩДЩ лА - '• Условный боксовый гараж 1, 2, 3, 4, 1 ^ 5, 6 — номера боксовРис Рис. 3. Усложненная восьмерка; RM —минимальный радиус поворота данного автомобиля Задача тренировки на фигуре — «гараж» — добиться быстрой и правильной постановки машины на место в любых условиях. «Тупик» представляет собой узкий участок дороги, на котором шофер должен развернуть машину для движения в обратном направлении. Тупик должен быть ограничен с обеих сторон и ширина его должна соответствовать действительной ширине узких улиц, переулков или шоссе (5—6 м). « В осьмерки » и «зм ейк и». «Восьмерка» представляет собой 2 или 3 соединенные кольцевые дорожки (рис. 2, 3), а «змейка» несколько соединенных вместе зигзагов дороги. Упражнения на этих фигурах должны научить шофера искусному владению рулем при самых сложных поворотах. Радиус кругов восьмерки должен быть равен минимальному радиусу поворота данной машины или немного больше, а ширина дорожки 3м (рис. 4). «Змейка» имеет не менее 3 поворотов с уменьшающимися радиусами их, причем наименьший должен быть равен минимальному радиусу данной автомашины. « Л асточкинхвост » изображает два тупика, сходящиеся своими выездами под углом в 90° и больше. Задача упражнения — научить шофера точным поворотам руля при разворотах передним и задним ходом. Ширина дорожек «тупиков» около 3 м, длина, примерно, 6—8 м, в зависимости от длины машины (рис. 5). Устройство «габаритных ворот» осмотрового моста и «железнодорожной платформы» требует некоторых затрат. « Г абаритныеворота » — это деревянные ворота, имеющие ограничители, расставленные на 10—20 см шире габарита данной машины. Упражняясь в проезде передним и задним ходом через эти ворота, шофер обучается точности, умению проводить машину в узких местах, ничто не задевая. Габаритные ограничители могут быть сделаны в виде длинных шестов, подвешиваемых на крюках к верхней балке ворот (рис. 6), или просто из веревок с грузом на концах. «О смотровоймост » обычно делается с расчетом сквозного проезда машин. Он представляет собой две несколько приподнятые от земли колеи, по которым проходят колеса машин (рис. 7). Если нет подходящего материала, мост этот можно заменить двумя параллельно положенными досками по ширине колеи машины, размером на 0,5 м больше габаритной длины машины. «Ж елезнодорожнэя платформа» представляет собой приподнятую от земли площадку, равную площади обыкновенной железнодорожной платформы. Шофер тренируется здесь в крутых в'ёздах ив точности постановки машины на требуемое место очень ограниченной площади. Размер площади 10 X3 м, высота под'ема 1—1,5 м, в'езд под углом в 15—20°. Кроме всех этих фигур можно применять для упражнений шлагбаумы, железнодорожные переезды, качающиеся площадки и т. п. В состязания надо включать упражнения, которые позволили бы всесторонне проверить квалификацию шофера. Они должны выполняться, примерно, в следующем порядке: пуск мотора заводной рукояткой, посадка на рабочее мест», трогание с места, движение по прямому участку (15—20 м) с быстрой бесшумной переменой передач на высшую скорость, заезд в «тупик» с разворотом, заезд в «восьмерку» задним ходом, проезд по «осмотровому мосту» и постановка машины в «гараж». При этом должны учитываться скорость и качество (число штрафных очков). Можно также включить упражнение на плавный ход машины, заключающееся в поездке по горизонтальному участку и по дорожкам фигур со стаканом воды, поставленным в кузове или на подножке машины. Задача здесь состоит в том, чтобы шофер пришел к финишу с полным стаканом. Кроме этого полезно, особенно для шоферов, работающих на грунтовых дорогах, тренироваться в преодолении грязи, песка, в выводе забуксовавшей машины. Упражнения, ко-Рис. 4. Дорога с зигзагами или «змейка». Радиус поворотов различной величины RM — минимальный о12[—средние )радиусы Рис. 6. Габаритные ворота. X = ширине данной машины+ 20 см пользовать весь участок для разворота ив конце каждого заезда при движении выворачивать колеса в обратную сторону. Техника разворота (рис. 8) состоит в следующем. Шофер намечает наиболее удобное для разворота место, подводит машину как можно ближе к правой стороне дороги, после чего круто поворачивает руль влево и двигается вперед, как можно дальше до левой стороны дороги. При этом на последнем метре поворачивает ру^'Ь в обратную сторону (вправо). После остановки шофер включает задний ход, двигается задним ходом, как можно дальше до правого края дороги и на последнем метре поворачивает руль влево. Если разворот закончен, шофер производит выезд, если нет, то повторяет еще заезд передним и задним ходом. «Восьмерка». Восьмерка должна выполняться как передним, так и задним ходом. При движении передним ходом необходимо передним колесом равняться по внешней границе «восьмерки», не отрываясь от нее и не под'езжая слишком близко. Поворот руля при перемене направления должен производиться быстро с тем расчетом, чтобы к моменту под'езда к внешней границе следующего круга, руль, был уже повернут в обратную сторону. Значительно труднее производить «восьмер-Рис. 5. «Ласточкин хвост» нечно, не должны быть .шаблонными для всех автохозяйств СССР, их надо выбирать применительно к условиям работы шофера в данном автохозяйстве. Если для городских шоферов основной упор в соревнованиях надо сделать на быстрых поворотах машины, лавировании рулем, быстроте разгона и точности при остановках, то шоферы, работающие в сельских местностях, соревнуются на лучшее преодоление канав, труднопроходимых участков, на более быстрый вывод забуксовавшей машины и т. д. Однако это не значит, что для сельских шоферов можно вовсе отбросить элементы фигурной езды. Соревнование по технике управления автомобилем надо сочетать с соревнованиями на экономию горючего. Как организовать тренировку шоферов Тренировку по фигурной езде надо начинать передним ходом с постепенно увеличивающейся скоростью. После выполнения всех фигур передним ходом обязательно добиться преодоления их задним ходом *. Сначала следует выполнять отдельные фигуры, а затем переходить к преодолению нескольких и всех фигур за один урок. Причем необходимо обращать внимание на бесшумную перемену передач, плавный ход, нормальный газ и повороты рулем только в движении, а не на месте. Тренировка должна проходить под руководством наиболее опытных шоферов-инструкторов, которые могли бы научить тренируемых шоферов правильному управлению автомобилем. Правила преодоления фигур и техника езды Разворот на узком участке состоит из заезда передним и задним ходом и выезда передним ходом. Чтобы развернуть машину в минимальный срок, а значит ис минимальным количеством заездов, шофер должен как можно лучше ис1 Это относится к „восьмерке", „габаритным воротам" и досмотровому мосту".Змдг ocr*Qmpo6ozoгтослпос CSOHJ/3vcf ocwomjooSoso л/ос тог с 6еряхВ'езуРис. 7. Осмотровый мост