24
25
За большевистскую дисциплину на транспортеПРОИСШЕСТВИЕ В ПУСТЫННОМ ПЕРЕУЛКЕ*Петракова я знаю давно. Спокойный, выдержанный шофер, он имеет за плечами девятнадцать лет производственного стажа. Петраков — самая популярная личность в гараже. Восемь лет работает он в одном и том же месте. — За эти восемь лет, — рассказывает Петраков, — я не имел ни одного опоздания и прогула, ни одной аварии, ни одного взыскания. При этом он с гордостью показывает на значок, полученный им от ОРУД за образцовую безаварийную работу. И тем не менее Петраков попал в больницу как травматик. Случай этот вополошил весь гараж. Никто не хотел верить, что Петраков потерпел аварию и получил тяжелое ранение. На двадцатый день мне сообщили, что я могу посетить Петракова. Мне очень хотелось повидать моего приятеля и лично от него узнать о подробностях происшествия. Я пошел в больницу. Петраков лежал с забинтованной головой, обросший бородой. Вгзлянув на меня и словно прочитав на моем лице недоуменный вопрос, он быстро проговорил: — Сам я, сам виноват во всем — и никто больше. — Как же тебя угораздило? — И не говори. Влип я, как мальчишка... Всю жизнь не забуду. Он замолчал, и на лице его появилось страдальческое выражение. Видно было, что он остро переживал это событие и никак не мог свыкнуться с мыслью, что попал в аварийщики. — Все же как было дело-то? — Дело было просто, — медленно проговорил Петраков и уставился в потолок. — Ехал я от Смоленского рынка в Теплый переулок,* Продолжение. См. „За рулем" №№ 13, 15, 16.к Протезному институту. Доехал до Зубовского переулка, свернул вправо по направлению к Теплому. Зубовский переуло.к вторым концом упирается в Теплый и не имеет продолжения. Движение по обоим переулкам небольшое, и я тихо продвигался вперед, так как мостовая здесь сильно потрепана. Приближаясь к Теплому переулку, я заметил в углу, с правой .стороны Зубовского, большую лужу воды. Решив про себя, что Теплый очень тихий переулок и что опасности не предвидится, я переехал на левую сторону Зубовского, дал один короткий сигнал и тихо начал огибать угол для поворота влево. Не успел я сделать поворот, как почувствовал сильный толчок и ударился головой о ветровое стекло. Стекло разбилось, и осколками меня сильно ранило в голову в нескольких местах. Машинально я затормозил, и мой грузовик тотчас же остановился.' Меня извлекли из машины и доставили в Протезный институт. Первое время ко мне никого не допускали, так как я чувствовал себя очень плохо. Несколько дней назад меня навестил участковый инспектор и стал допрашивать об обстоятельствах столкновения. От него-то яи узнал подробности. Оказалось, что столкновение произошло только потому, что я допустил грубейшее нарушение правил уличного движения. Поворачивая влево, я резко срезал угол и тем подставил мою машину под удар встречной, которая шла по направлению к Зубовской площади. — Но как же ты, такой опытный старый шофер, мог допустить столь грубое нарушение правил поворота? — Я и сам не знаю. Лежа на спине, как пласт, я часто задумывался над этим. Меня больше всего терзает сознание, что после девятнадцати лет безупречной работы за рулем я мог допустить такую глупость.'v":::••••••'••'•••'-•'•.,'"'1§1тHit', . И. ^-№':!ШiiiРезультат быстрей езды. Машина сбила забор на Усачевке, в Москве, и врезалась в домШщ/Ш^'г: 1|1|ш|шр1|В результате хулиганской езды по Варшавскому шоссе в июне 1935 г. машина изуродована и выбыла из строя.— Все же чем ты об'яснишь свое поведение? Петраков задумался. Потом медленно повернул ко мне голову и тихо, но внятно проговорил: ( — Я потерял бдительность.' Да, именно бдительность, — решительно подтвердил Петраков. — Ты удивляешься, тебе кажется странным, почему это шофер говорит о бдительности. Если бы директиву нашего вождя о бдительности можно было начертать на руке каждого шофера, чтобы он, сидя за рулем, постоянно держал ее перед глазами, я уверен, у нас было бы меньше всяких происшествий. Петраков при этих словах глубоко вздохнул. — Возьми, к примеру, меня. В'езжаю яв Зубовский переулок, а он весь с воробьиный прыжок. Упирается он в Теплый переулок, прямо против которого глухая фабричная стена. Теплый переулок тоже глухой, за весь день по нему разве десятка два машин проедет. Так вот, мной овладело благодушное, беспечное настроение. Я не думал, что в такой трущобе может что-нибудь произойти. И забыл о правилах уличного движения и об опасности. Проговорив это он замолчал. — Ну и что же? г- Ну и срезал угол, — резко ответил Петраков. Воцарилось тяжелое молчание. Петраков повернул голову к стене и уставился неподвижным взглядом в одну точку. Я тихо поднялся и вышел из палаты, не попрощавшись с моим приятелем. Свидание с Петраковым оставило во мне неизгладимое впечатление. Угнетенное нрав, ственное состояние моего пострадавшего приятеля, его острые переживания, а главное — так ярко выраженное сознание своей вины сильно подействовали на меня. Ни яи никто из работников гаража не сомневался, что авария с Петраковым произошла случайно. Анализ аварии, который дал сам Петраков, имеет глубоко поучительное значение. Он правильно и точно определил основную причину происшедшей аварии. — Отсутствие бдительности.Бдительность в водительской профессии — главный и надежный фактор безопасности. Только при постоянной бдительности шофер в состоянии избежать аварии. Почему Петраков попал в опасную ситуациюи столкнулся со встречной машиной? Потому что у него ослабла бдительность, сознание опасности, и он грубо нарушил одноиз важнейших требований правил движенияне срезать угла при поворотах влево. Почему шофер Сидорин на Кузнецком мосту наехал на машину Фридина и прижал ее к трамваю? (см. «За рулем» № 15). Потому что Сидорин забыл о бдительности и грубо игнорировал другое правило движения, которое гласит: при повороте влево ждиза светофором (непосредственно), пока встречное движение не прекратится. И если бы Сидорин следовал этим указаниям: и остановил свою машину для пропуска автобуса и проезжавших вслед за ним машин, столкновения не произошло бы. Сидорина ни в коей мере не оправдывает его детский лепет, что Фридин слишком «далеко взял вправо» и спрятался за автобус. Сидорин обязан был остановиться сам. Почему Медведев так жестоко был наказан на Можайском шоссе, когда его грузовая машина ударом легкового форда, словно футбольный мяч, была отброшена далеко в сторону? (см. «За рулем» № 16). Потому что правила он понимал однобоко и думал, что выкидывать руку при поворотах нужно только для впереди идущих машин. Почему старый, опытный шофер Темкин способствовал столкновению на Можайском. шоссе? Потому что он также потерял чувство бдительности. Отлично зная, что согласно правилам движения он обязан при обгоне давать сигнал, он не выполнил этого важного требования. Совершенно очевидно, что если бы Темкин дал предупредительный сигнал, Медведев вряд ли решился бы на такой резкий и неожиданный поворот влево. Арсен Туманян