10
11
Переносный аппарат ДЛЯ ТАРИРОВКИ ЖИКЛЕРОВ" ~ Н. МОИСЕЕВОдной из важнейших причин, определяющих перерасход горючего, является неправильная регулировка карбюраторов. При регулировке карбюраторов нельзя ограничиваться подбором отверстий жиклеров путем замера их калибрами. Производительность жиклеров зависит не только от диаметра сечения, но и от длины калиброванного отверстия канала и чистоты его внутренней поверхности (отсутствия незначительных раковин, заусенцев, царапин и т. д.). Единственно правильным методом подбора жиклеров при регулировке карбюраторов является проверка их на истечение. Экспериментальная автолаборатория Госавтоинспекции ГУРКМ НКВД СССР изготовила аппарат для регулировки карбюраторов в гараже ив дорожных условиях. Аппарат прост в обращении, не требует секундомеров, мензурок, воронок, термометров и другой арматуры и укладывается в чемодан размером 500 X 250 мм. Работает он совершенно точно при любой температуре. Для испытания одного жиклера требуется не более одной минуты. Аппарат проверен в Научном автотракторном институте (НАТИ) в автолаборатории Госавтоинспекции ив ряде автобаз Москвы, получив всюду хорошие отзывы. Устройство аппарата следующее. На деревянном щите 1 (см. рисунок) размером 500 X 250 крепятся бачок 2, поплавковая камера 3и адаптер 4. Бачок 2 служит резервуаром для подачи воды самотеком в поплавковую камеру. В верхней части бачка имеются наливное отверстие, закрывающееся пробкой 5, игла Ви фильтр 9. Игла закрывает отверстие, соединяющее бачок с поплавковой камерой. м дщр — — ^ — — — — — — —К нижней части бачка подвешен поплавок 7с иглой 8, которые обеспечивают постоянный уровень в поплавковой камере. Поплавковая камера 3в свою очередь соединена трубками 10 с адаптером 4. Адаптер, как показано на рисунке, имеет в средней части трехходовой кран 11, соединяющий левую и правую части его с наконечником 12, куда и вставляется испытуемый жиклер 13. 8 левой части адаптера ввернуты две эталонные пробки: одна 14 с калиброванным отверстием, соответствующим истечению 250 см 9 воды, и вторая 15 с отверстием, соответствующим истечению 200 см 3 воды. Над эталонной пробкой 15 установлено водомерное стекло 16 для определения уровня воды, соответствующего расходу через испытуемый жиклер. Этот уровень измеряется в кубических сантиметрах от 100 до 250 на градуированной шкале 17. Правая часть адаптера также имеет две эталонные пробки: одну 18 с калиброванным отверстием, соответствующим истечению 500 см3, и вторую 19 с отверстием, соответствующим истечению 250 см 3 воды. Так же, как ив левой части, над эталонной пробкой 19 установлены второе водомерное стекло 20 и шкала для той же цели. Уровень здесь измеряется для расхода от 250 до 500 см3. Следовательно, две шкалы (правая и левая) целиком обеспечивают тарировку жиклеров всех марок карбюраторов. Перед началом работы новый аппарат необходимо промыть, очистить всю его .водяную систему от грязи, пыли и пр. и установить шкалы 17 и 21. Для этого через отверстие, закрывающееся пробкой 5, нужно залить в бачок чистую воду любой темпера-Боевая задача автоработников (окончание)ходу с мерным бензиновым бачком, что дает возможность убедиться в правильности регулировки. Тем более странно, что в августе парк стал работать еще хуже. За две декады августа фактически израсходовано 279 540 л, т. е. на 5 747 л больше плана. В чем же дело? Что повлияло на работу парка в последнее время? Руководящие работники его ссылаются на плохие дороги (идет дорожный ремонт) и на большой расход бензина при обкатке машин после ремонта. На самом деле не в этом главное. Некоторое время назад парк оказался в затруднительном положении из-за резины. В начале июля стояло без резины 64 автобуса, на 29 августа их число возросло до 98. Большинство этих машин только что вышло & З ремонта. Между тем на линиях, наряду сИ исправными автобусами, работает сейчас немало изношенных машин, требующих ремонта. Всякому, технически грамотному человеку понятно, что при изношенных кольцах с клапанами, требующими притирки, любая машина будет перерасходовать горючее. Ясно это и работникам ларька. Но их волнует не это. Частые переброски бригад с машины на машину создали своеобразную внутрипарковую конкуренцию. Шоферы не хотят итти на старые изношенные машины, а руководители парка из-за боязни, что не найдется охотников работать на изношенных машинах, когда будет получена резина, предпочли оставить хорошие машины «про запас» и пустили на линию более изношенные. Вот чем объясняется перерасход бензина в августе. Борьба за экономию горючего — боевая задача автоработников. Надо так организовать работу транспорта, чтобы не пропадала ни одна капля горючего.ю ках должна подняться до прежнего уровня, равного уровню воды в поплавковой камере. На этом подготовка аппарата к работе заканчивается. Приступая к испытанию, нужно прежде всего навернуть на адаптер наконечник, а затем ввернуть в него испытуемый жиклер. После этого надо открыть кран 11 в левую или правую -сторону. Установившийся новый уровень воды будет показывать на шкале расход воды, соответствующий истечению испытуемого жиклера. В такой последовательности проходит все испытание. Если столб жидкости уйдет за пределы одной шкалы, то кран 11 необходимо переключить на другую шкалу. При испытании разных жиклеров навертываются разные наконечники. Метод испытания остается прежним. Увеличение истечений жиклеров достигается .путем развертывания их калиброванных отверстий специальной разверткой. Величина нового расхода воды через развернутый жиклер определяется по описанному выше методу. Ниже мы даем таблицу расхода воды через жиклеры, допускаемого при регулировке карбюраторов при напоре воды в один метр иt = 18° (в кубических сантиметрах). туры. Количество воды в верхнем бачке на тарировке не отражается, так как, независимо от уровня воды в бачке, поплавковая камера 3 поддерживает постоянный уровень. Затем надо отвернуть перепускную иглу 6, чтобы вода могла свободно переходить из бачка в поплавковую камеру. Вода, заполняя поплавковую камеру 3, трубки 10 и адаптер 4, начнет подниматься по' водомерным стеклам до уровня воды в поплавковой камере. После этого установится равновесие. Если в водомерных стеклах 16 и 20 останутся воздушные пузырьки, их необходимо выпустить, открыв кран 11. После этого кран 11 надо повернуть влево. Вода, протекая через контрольный жиклер (прилагаемый к каждому аппарату и имеющий клеймо своего истечения), будет стекать в посуду. Спустя 5—10 секунд водомерное стекло покажет уровень, соответствующий расходу воды через контрольный жиклер в кубических сантиметрах в минуту при давлении водяного столба в один метр. Затем к установившемуся уровню столба надо подвести шкалу 17, передвигая ее по прорезям так, чтобы цифра шкалы соответствовала цифре клейма на контрольном жиклере. После этого шкалу нужно закрепить винтами. Точно таким ясе способом надо установить и правую шкалу по второму прилагаемому к аппарату жиклеру. Эти установки шкал не будут постоянными. Время от времени их надо проверять по контрольным жиклерам, как было указано выше. При разной температуре окружающей среды и разных барометрических давленпях уровень жидкости в водомерных трубках может меняться. После установки шкал надо закрыть кран 11, и вода в водомерных труба ио СО1 1Наименование жиклеровсо < ЩСО1о <со'Главный . . . 250Компенсаторный . . . . 210265140145225 275 155 160 Распылитель — 170— 195 Эконом-жиклер . . . . 400— 420 —t 185Обогатитель — 195 Жиклер малых оборотов . . — — — Жиклер средних оборотов — — — Жиклер высо. ких оборотов "• —325130140345 135 150Экономия топлива зависит не только от правильно выбранной регулировки. На расход топлива влияет также состояние системы подачи горючего, установки зажигания, двигателя и всего автомобиля в целом. Автомобиль. нуждающийся в капитальном ремонте, не даст экономии при любой регулировке. Поэтому, приступая к регулировке, необходимо прежде' всего убедиться в исправности системы подачи горючего, в отсутствии течи в местах соединений, в правильности установки зажиганпя ив исправности самого двигателя и автомобиля.Легковой автомобил ЗИС (при полумотро вом напоре— — 75 95 65 85Вл' <г>11