ПРОДУВКА ДВУХТАКТНЫХ МОТОЦИКЛЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙИнж. г. БУРСКИЙПроизводство мотоциклов с двухтактными двигателями объемом до 350 см 3 непрерывно растет. Назрела необходимость всестороннего изучения всех систем продувок. До 1933 года применялась продувка с дефлекторным поршнем. Эта продувка не обеспечивала повышенной мощности, экономичности и надежности двигателя. Кроме низкого коэфициента подачи, а следовательно повышенного расхода топлива, дефлектор поршня был склонен к перегреву. Это нарушало нормальную работу двигателя и вызывало необходимость применения пониженной степени сжатия. Поступающая смесь, ударяясь о дефлектор поршня, вызывала дополнительную конденсацию топлива и затрудняла пуск холодного двигателя. Дефлекторный поршень не позволял также расположить свечу в центре. Одно из основных требований к продувке любой системы — это устранение возможности перемешивания свежей смеси с продуктами сгорания. Поступающая смесь должна на пути своего следования выталкивать продукты сгорания. Направление свежей смеси в цилиндре создается дефлектором поршня или, при бездефлекторной продувке, профилем продувочных каналов. При любой системе продувки возможно попадание отработанного газа в картер. Во избежание этого, необходимо сделать большое предварение выхлопа (разность между высотами выхлопного и продувочного окон). Однако, чтобы не было потерь свежей смеси -через выхлопные окна, необходимо удлинить путь свежих газов в цилиндре или уменьшить скорость. Это возможно только при бездефлекторной продувке. Кроме того, повышение давления в картере при продувке частично препятствует проникновению в него отработанных газов. Практика показала, что при бездефлекторной продувке допускается более высокое давление в картере. В 1933 году фирма ДКВ применила новый тип продувки с небывалыми профилями продувочных каналов и со слегка выпуклым днищем поршня. Этот тип продувки, разработанный проф. Шнюрли, использован также с некоторыми изменениями и другими фирмами. Продувка ДКВ основана на принципе поступления свежей смеси в цилиндр не с одной стороны, как при дефлекторной продувке, а рядом с выхлопом (рис. 1). При этой системе применяется поршень без дефлектора. Нижняя кромка поршня регулирует поступление свежей смеси в картер, служащий продувочным насосом. Вслед за выхлопными открываются два продувочных окна, расположенных рядом с ними, и свежая смесь поступает под углом на стенку цилиндра, противоположную выхлопным окнам. Свежая смесь, двигаясь вверх по направлению к выхлопным окнам, совершает как бы замкнутый путь. формы петли. Такое движение смеси препятствует перемешиванию ее со сгоревшими газами и увеличивает путь прохождения свежего заряда. Это дает возможность увеличить предварение выхлопа, не вызывая липшей потери свежей смеси через выхлопные окна. Кроме того, устраняется возможность проникновения выхлопных газов в картер, так как к моменту открытия продувочных окон давление в цилиндре приближается к нормальному атмосферному, т. е. одному килограмму на один квадратный сантиметр. При бездефлекторной продувке степень сжатия в картере повышает1 ся о 1,2 до 1,4, степень сжатия в цилиндре — с 5 до 5,7, расход топлива снижается с 450 гр силу/час до 350, литровая мощность возрастает с 25—26 л. с. До 30. Фирма Ар(дй (рис. 2) также применяет двухканальную продувку, но движение смеси в цилиндре происходит не по петле (как у ДКВ). Продувочные окна расположены диаметрально противоположно, причем угол выхода смеси] в цилиндр значительно острее. Два диаметрально противоположных потока свежей смеси встречаются в верхней части цилиндра. Скоростной напор потоков переходит в напор давления. благодаря чему цилиндр очищается от отработанных газов и заполняется свежей смесью. Таким образом эта система продувки основана не на увеличении пути прохождения свежего заряда в цилиндре, как у ДКВ, а на потере скоростей движения при встрече двух потоков.Рис. 2. Продувка двухканальная (встречная) типа пАрдии В трехканальной продувке типа Цюндап и четырехканальной типа Триумф продувочным насосом также служит картер двигателя (рис. 3). Верхняя кромка поршня при своем движении вниз сначала открывает выхлопные, а затем и три продувочных окна. Основной продувочный канал, расположенный напротив выхлопа, направляет свежую смесь вдоль цилиндра в верхнюю часть. Два других окна расположены по бокам от основного с выходом по касательной и на 60° направлены вверх. Эти три потока, выходящие из продувочных окон, встречаются в верхней части цилиндра, из-за чего теряется скорость И повышается давление в массе свелсего заряда, способствуя выталкиванию отрабо-\L4Рис. 1. Продувка ная (возвратная) двухканальтипа ДКВ