Рис. 3. Укрытие автомобиля маскировочной сетью переднее стекло — брезентом или куском материи. На больших привалах применяются дополнительные меры маскировки. Они состоят в том, что водитель покрывает автомобиль маскировочной сетью (рис. 3) и подручным материалом — ветвями деревьев, соломой и т. п. При маскировке автомобиля подручными средствами следует обращать особое внимание на то, чтобы ветви деревьев, поставленные возле автомобиля, меняли его контур, особенно в характерных точках. Иногда районы погрузки или выгрузки войск, полевые склады и т. п. можно замаскировать от воздушного противника маскировочными сетями большого размера, устанавливаемыми над довольно большим районом. Такая маскировка может быть желательна в районах с редкой растительностью (рис. 4). Автомобили в этом случае располагаются под сетями. Одно из условий такой маскировки — полное отсутствие людей или отдельных автомашин вне маскировочного покрова]. • Требования маскировки автомобилей особенно повышаются в ночное время. Пользование всякими осветительными приборами ночью категорически воспрещается. Необходимо строго следить за тем, чтобы задние фонари имели защитные козырьки, или чтобы лампочки были покрыты синей бумагой, материей или покрашены краской. Во всех случаях сигнальные фонари и фонари «стоп» на автомобилях должны быть установлены так, чтобы их не было видно сверху. Передвижение автомобилей в боевой обстановке в ночное время производится обычно с потушенными фарами при скорости до 12—15 км в чае и сокращенных дистанцияхдо 15 метров. В этих условиях водитель видит впереди идущую машину по свету в заднем сигнальном фонаре, прикрытом сверху специальным -защитным козырьком, или по заднему борту кузова, на котором наносится белой краской круг или квадрат, выделяющийся на защитном фоне кузова. В ряде случаев при автоперевозке войск через переправы или теснины возможно применение дымовых завес. Управление автомобилями в дыму требует от водителей высокой диацвплины, максимального внимания и осторожности. Для избежания наездов необходимо увеличивать дистанции между автомашинами, давать частые сигналы, пользоваться просветами дымовой завесы, чтобы не терять пути. Скорость движения в этих условиях должна быть не более 8—10 км в час. Особые требования к маскировке автомобиля предъявляет зима. Снежный покров облегчает обнаружение автоколонны с воздуха, демаскирует автомобили. Поэтому зимой следует широко использовать для личного состава белые халаты, а для машин — белый тент или накидки. Кроме того, полезно забрасывать автомобили хлопьями снега, подводя его тем самым под общий фон местности. Высокий уровень маскировочной дисциплины — обязательное требование, предъявляемое ко всему водительскому составу.АВТОМОБИЛЬ НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ АЛАГЕЗ Шофер первого класса г. Еревана Акоп Акопян и механик Сисак Манукян обратились в Наркомат автомобильного транспорта Армянской ССР с предложением совершить поход на автомобиле по маршруту Ереван — Себастия — Ошакан — Койтур и далее вверх по склону Алагеза до высокогорной метеорологической станции. Наркомат одобрил поход на вершину горы Алагез, чтобы лишний раз подтвердить высокое конструктивное качество, прочность и выносливость советского автомобиля и высокое мастерство советских водителей. 24 августа экспедиция отправилась в путь на автомобиле ГАЗ-АА, захватив с собой свежие фрукты и овощи — подарок зимовщикам метеорологической станции, расположенной на высоте 3.250 метров над уровнем моря. Трудящиеся горных селений и кочевники горячо приветствовали смельчаков, оказывали им всяческую помощь. Миновав селение Койтур, автомобиль преодолел подъем в 37° и горное бездороясье и 26 августа прибыл на метеорологическую станцию горы Алагез. Всего экспедиция за 5 дней проделала маршрут в оба конца в 174 км, из них 74 км в условиях полного бездорожья. Поход, посвященный 4-й годовщине стахановского движения, завершен успешно. Автомобиль ГАЗ-АА, дваяеды прошедший капитальный ремонт, управляемый опытной рукой шофера Акопяна, прошел трудный путь без единой неисправности.Рис. 4. Маскировка района погрузки войск с использованием местности14