14
15
Инж. К. ПАНЮТИНГазогенераторные автомобили за последние годы получили всеобщее признание. Многие тысячи прекрасных машин, выпускаемых Московским автозаводом им. Сталина и Горьковским автозаводом им. Молотова, обслуживают различные отрасли нашего народного хозяйства. Партия и правительство повседневно уделяют большое внимание внедрению и освоению газогенераторных автомобилей. XVIII съезд ВКП(б) поставил задачу: «Перевести на газогенераторы все машины на лесозаготовках, а также значительную часть тракторного парка сельского хозяйства и автомобильного парка». В передовых автохозяйствах,' где по-деловому подготовились к эксплоатации газогенераторных автомобилей, заранее обучили кадры водителей и обслуживающего персонала, правильно заготовили топливо, газогенераторные автомобили работают безотказно, экономично. Но немало и таких автохозяйств, в которых машины Простаивают и выходят из строя после нескольких сот километров пробега. Горе-руководители этих автохозяйств обычно стараются объяснить это якобы недостаточным конструктивным совершенством машин, неприспособленностью их к местным условиям и иногда переделывают новые) газогенераторные автомобили для работы на бензине. Газогенераторные автомобили нуждаются в особых приемах обращения и ухода. Без хорошего знания их особенностей нельзя обеспечить эффективную работу газогенераторного автомобильного парна. Редакция с этого номера начинает печатание ряда статей о газогенераторных автомобилях ГАЗ-42, ЗИС-21 и их обслуживании. Просим читателей посоветовать, какие практические вопросы следует в первую очередь осветить на страницах журнала. Весьма желательно также, чтобы руководители автохозяйств и водители-стахановцы поделились своим опытом использования газогенераторных автомобилей.Статья1-яОсмотр и подготовка газогенераторного автомобиля к работеуХОД и обслуживание газогенеу' раторных автомобилей ЗИС-21 и ГАЗ-42 в нормальных условиях эксплоатации производятся самим водителем в том же порядке ис помощью тех же приборов и инструментов, что и бензиновых автомобилей. Особого внимания требуют сама газогенераторная установка и те части и агрегаты автомобиля, которые непосредственно связаны с ней в работе. Йеред тем как приступить к заправке и розжигу газогенератора, следует тщательно осмотреть все узлы и агрегаты газогенераторвой установки, соблюдая при этом определенную последовательность. 1При осмотре необходимо тщательно проверить, хорошо ли прилегают крышки всех люков газогенератора, охладителей, очистителей и др. к "кромкам люков, гарантируют ли необходимую плотность асбестовая иабивка в желобках крышек и все прокладки, в порядке ли нажимные болты и можно ли их подтянуть при оаботе, в порядке ли газопроводы, шланги и места их соединения с частями установки, хорошо ли затянуты стяжные хомутики всех шлангов. Агрегаты, части и детали газогенераторной установки должны обеспечивать полную герметичность (непроницаемость), воздух должен пошатся, и двигатель, питаемый газом из газогенератора, потеряет часть своей мощности. При больших подсосах воздуха через крышку загрузочного люка зона горения переместится из топливника в бункер, что может привести ж засмолению двигателя и сильному нагреванию бункера вплоть до прогорания его стенок. Если воздух попадет в холодные части установки через неплотности крышек грубых и тонких очистителей, работа двигателя на газе также заметно ухудшится. При больших подсосах двигатель совершенно перестанет работать на газе. Подсосы воздуха в отверстия сливных трубочек грубых очистителей в установка ГАЗ-42 и тонких очистителей в установках ГАЗ-42 и ЗИС-21 никакой опасности не представляют, и затыкать эти отверстия, как делают некоторые водители, не следует. Наличие подсосов в системе гаРогенераторной установки можно легко определить с помощью •раздувочного вентилятора. Для этого отверстие входа воздуха в газогенератор затыкают пыжом из асбеста или тряпок, плотно закрывают все заслонки, могущие пропускать возпадать внутрь .газогенератора тольдух в систему установки, а также ко через специальные отверстия — отверстия сливных трубочек очиф}рмы в топливнике. стителей и после этого включают —-При самых небольших зазорах или ректилятор. Во всей системе вследнеплотностях в частях и соединиствие прекращения доступа воздуха тельных деталях установки генераустановится разрежение, создаваеторный газ будет ухудшаться, в ремое вентилятором. После этого нужзультате чего двигатель или не зано прослушать и осмотреть все соеведется, или же даст значительно динения установки — крышки люков пониженную мощность. шланги, фланцы и т. д. Места боЕсли 'воздух подсасывается в голее или менее значительных подсорячие части установки, например сов легко обнаружить по характерчерез неплотности зольяикового или ному свистящему звуку входящего смотрового люка, то, помимо ухудв них воздуха или, еще лучше, по шения качества газа, может провтягиванию в них струйки дыма от изойти также сильное нагревание какого-либо дымящегося предмета. частей газогенератора, находящихся Разрежение молено около мест подсосов, вследствие часоздать таклее в установке заведендвигателем, стичного сгорания газа в самом га- ным предварительно на бензине. з "-генераторе. Признаки подсосов После всех отверстий воздуха . легко обнаружить при установкизакрытия немного приотнужно вскрытии газогенератора после его крыть газовый дроссель смесителя и остывания: около мест подсосов подвигатель является характерный белый налет заставить воздух из частично «высагазогенератора. как на частях газогенератора, так и сывать» При на асбестовых прокладках и на поком этом, чтобы не создавать слишбольшого разрежения в уставерхности угля добавочной восстановке, нельзя открывать полностью новительной зоны. При отсутствии газовый дроссель смесителя, так как подсосов эти части покрываются стенки генератора и других частей плотным слоем мелкой сажи. могут не выдержать напора воздуха В случае подсоса воздуха через снаружи и продавятся внутрь. крышку верхнего загрузочного люПри закрытии загрузочного люка ка будут происходить более или мегазогенераторов ЗИС-21 и ГАЗ-42, а нее частые взрывы в бункере, услотакже боковых люков газогенератовия для газификации топлива ухудров ГАЗ-42, уплотненных асбесто-14 БЫМ плетеным шнуром, необходимо внимательно, осмотреть поверхность уплотняющего асбестового шнура Крышки люков- должны садиться на место без Перекоса. Отпечаток от кромок должен лежать на середине уллотнительного шнура и .быть непрерывным. Совершенно недопустимо непосредственное прилегание металла крышки к металлу фланца, так как это неизбежно ведет к значительным подсосам. Уплотнительный асбестовый шнур вкладывают заподлицо с кромками крышки или незначительно утапливают. Если шнур запрессован глубоко (утоплен), необходимо приподнять его. Для этого следует вынуть шнур из канавки, вложить в нее тонкие полоски, из листового асбеста, слегка смочив их в воде, уплотнить асбест и снова осторожно запрессовать шнур в канавку. Запрессованный шнур должен быть ровным по всей поверхности, без провалов на стыках. Для проверки правильности установки шнура надо закрыть крышку и, слегка ударяя молотком по ее краям, обжать шнур. После этого, открыв крышку, необходимо проверить, хорошо ли уложен шнур и не прерывается ли отпечаток от нажима кромок люка. Добившись хорошего сплошного отпечатка, следует смазать наружную поверхность уплотнителБного шнура жирным слоем графитовой мази и закрыть крышку. При закрытии крышею зольникового и смотрового люков газогенераторов З'ИС-21 особенно важно следить за состоянием аобестовых прокладок. Чтобы правильно установить прокладку и добиться хорошей герметичности, необходимо: 1) асбестовую прокладку, вырубленную из листового асбеста толщиной 4—6 мм, смочить водой и наложить на крышку люка, совмещая вырез прокладки о вырезом крышки; 2) другую открытую сторону прокладки и фланец люка' смазать жирным слоем графитовой мази (графит густо разведенный в масле). Несмазанные прокладки часто повреждаются при первой же съемке. Графитовая мазь устраняет прилипание асбеста к металлу; 3) после смазки прокладки установить вырез крышки на фиксатор фланца, надеть скобу и затянуть болт. Указанный способ дает возможность сохранять асбестовую прокладку при последующих открываниях люка. Для этого, предварительно 'сняв скобу, ударяют слегка по крышке, отчего она отскакивает вместе с пригоревшей прокладкой. Перед, новым закрытием люка нужно смазать пригоревшую асбестовую прокладку с открытой стороны графитовой мазью. Боковые люки газогенератора для проверки восстановительной зоны и чистки зольника открываются только при холодном топливнике, так как резкое его охлаждение молсет вызвать коробление и появление трещин.При закрывании крышек важно помнить, что слишком сильная затяжка крепящих их болтов скоб обычно вызывает прогиб самих крышек, отгибание опорных лапок у газогенераторов ГАЗ-42 и прогиб стланцев люков у газогенераторов ЗИС-21, что в свою очередь приводит ж сильным подсосам воздуха. Нажимные болты скоб должны иметь достаточный запас резьбы, чтобы затяжка была хорошей. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы головка болта при затялске упиралась в скобу. Резьбу нужно регулярно смазывать графитовой мазью. При осмотое нового газогенератора надо внимательно проверять затяж,ку воздухоподаю1цей втулки — футорки и надежность прййсатия находящейся под ней медноасбестовой прокладки. После первого дня работы следует подтянуть футорку до охлаждения газогенератора, предварительно сняв обратный воздушный клапан, а в дальнейшем своевременно ее подтягивать (при горячем газогенераторе), не допуская подсосав воздуха. Плотность в этом соединении чрезвычайно важна. От малейшего просачивания воздуха быстро выгорает часть медно-асбестовой прокладки или часть стенки воздухоподающей коробки, что молсет привести к еще большим подсосам, и в конечном счете к отказу газогенератора от работы, При всех отвертываниях и заверстываниях воздухоподающей втулкий уторки необходимо смазывать ее резьбу графитовой мазью, иначе она «загорит» и Футорку невозможно будет отвернуть. Одновременно с проверкой затяжки футорки нужно проверить прилегание обратного пластинчатого кла-пана подачи воздуха. Клапан- должен прилегать плотно, не заедать и не давать прососов; в противном случае при остановках газогенератора будут значительные пропуски ггзов и дыма наружу. Во время осмотра машины важно обращать внимание на то, плотно ли прикрываются (доходят ли до упора) заслонки в смесителе ив полной ли исправности тросы, тяги, рычажки и шарниры привода управления смесителей. При наличии неплотностей, большого качания (люфта) в этих деталях или ослабления креплений осложняется заводка двигателя и трудно подобрать наилучший состав газовоздушной смеси, обеспечивающей наибольшую мощность двигателя. Ослабление креплений отдельных частей установки при двилсении по тряской дороге приводит к значительной игре одной части относительно другой ив самом непродолжительном времени — к появлению трещин и щелей на деталях установки и ее креплениях. Поэтому при осмотре необходимо проверять, хорошо ли укреплены газогенератор и остальные части установки на автомобиле и крепко ли затянуты соединительные и закрепляющие болты и гайки. На установках ЗИС-21, спуская из стотойника скопившуюся там воду, нужно закрыть спускной кран. Если вода не вытекает, проверить, не засорено ли спускное отверстие. Из тонких очистителей с кольцами Рашига весь конденсат снизу спускать не нужно, так как он способствует лучшей очистке газа. Необходимо только при каждом осмотре проверять, не засорилось ли отверстие сливной трубочки. В автомобилях ГАЗ-42 желательно одновременно проверять чистоту отверстий сливных трубочек грубых очистителей. Кольца Рашига хорошо очищают газ лишь тогда, когда их поверхность влажная. В новом или долго неработавшем очистителе на кольцах нет влаги, и они плохо задерживают мельчайшие частицы угля и золы. Если кольца не имеют специального антикоррозийного покрытия, то на них часто образуется много ржавчины. При встряхивании колец во время движения автомобиля ржавчина отскакивает и засасывается в двигатель, что влечет за собой его повышенный износ. В новой установке или после больших перерывов в работе следует залить в верхний люк очистителя ведро воды, чтобы увлажнить кольца Рат шита и смыть о них ржавчину. Обнаруженные при осмотре установки и автомобиля неисправности, даже самые мелкие, должны быть немедленно устранены. Это поможет предотвратить серьезные поломки и повреждения, требующие потом сложного и дорогого ремонта. Только после тщательного осмотра всей установки, двигателя и САМОГО автомобиля можно приступать в заправке и розжигу газогенератора.В соревнованиях газогенераторных автомобилей, организованных Центральным авто-мотоклубом СССР, участвовало 22 машины. На снимке: технический осмотр автомобилейФото М. Прехнера15