АВТОМОБИЛИ ГОРЬКОВСКОГО АВТОЗАВОДА им. БОЛОТОВАПод редакцией главного конструктора ГАЗ инж. А. ЛИПГАРТТРАНСМИССИЯВопрос. Какое масло применяется для смазки коробки передач и заднего моста я когда его нужно менять? Ответ. Летом следует применять вискозин 7, зимой — смесь из 60% вискозина Vи 40°/о машинного масла № 2. Указанные масла можно заменять: летом — тракторным нигролом, зимой — смесью из 60°/» тракторного нигрола и 40% машинного масла № 2. Смена основной смазки производится через каждые 10 000 км. Заменители не обладают в'полной мере нужными смазывающими качествами и поэтому их следует менять через 6 000 км. Вопрос. Отчего происходят поломки дисков сцепления? Ответ. Поломки дисков . сцепления происходят по следующим причинам: а) из-за недоброкачественного изготовления дисков; б) перекосов первичного валика, маховика или нажимного диока, чаще всего вследствие неправильно произведенного ремонта. Для выявления перекосов нужно проверить с помощью индикатора правильность плоскости картера маховика (у автомобиля М-1, ом. рис. 1), правильность плоскости картера сцепления и коробки, а такясе концентричность отверстия посадки подшипника первичного валика по отношению к оси коленчатого вала (рис. 2); в) неотрегулированного сцепления; г) неправильных приемов пользования сцеплением: резкого отпускания педали сцепления, включения с большой пробуксовкой и постоянной пробуксовки, вызываемой ослаблением пружины или тем, что водитель держит ногу на педали сцепления. скорости шестерен как при переходе с низшей на высшую передачу, так и обратно с, высшей на низшую. Приемы безударного включения шестерен следует применять не только на грузовых автомобилях, но и на М-1, несмотря на то, что М-1 имеет приспособление для облегчения включения 2-й и 3-й передач (муфта «легкого переключения»); г) проверить в коробке М-1 наличие шплинтовки болта крепления шарнира Спайсер к торцу главного вала коробки. Шплинтовка, если она отсутствует, производится следующим образом: болт крепления шарнира Спайсер к главному валу коробки передач вывертывается ив его головке просверливается отверстие. После того как болт поставлен на место, он завязывается проволокой за вилку шарнира Спайсер. Такая шплинтовка введена заводом в 1939 г. На автомобилях более раннего выпуска' шплинтовку крепления шарниров Спайсер следует производить в автохозяйствах. В случае отсутствия шплинтовки возможны отвертывание болта и продольные движения главного вала коробки передач, что вызывает быстрый износ деталей коробки вплоть до поломок. В отношении болтов крепления шарниров Спайсер у грузовых автомобилей ГАЗ завод принял меры к постановке более тугой нарезки. Однако для машин, проходящих -ремонт, молено допустить такясе сверловку головок болтов и шплинтовку их проволокой за вилку шарнира. Вопрос. Как происходит включение 2-й и 3-й передач у автомобиля М-1? Ответ. Автомобиль М-1 имеет муфту «легкого переключения» 2-й и 3-й передач, устройство которой облегчает зацепление зубьев. Однако и на автомобиле М-1 для сохранности коробки передач следует применять приемы безударного переключения передач, как и на других автомобилях, не имеющих муфты «легкого переключения». Вопрос. Какой тип полуосей у автомобилей М-1 и ГАЗ-АА? Ответ. Автомобили М-1 и ГАЗ-АА имеют полуоси, разгруженные на три четверти. Вопрос. Каковы передаточные числа в коробках передач автомобилей ГАЗ? Ответ. Передаточные числа в коробках передач следующие:^г>Рис. 2. Проверка концентричности отверстия посадки подшипника первичного валика по отношению к коленчатому валу двигателя Вопрос. Каков должен быть люфт педали сцепления и как он регулируется? Отвзт. Люфт педали сцепления долясен быть в пределах 20—25 мм и регулируется длиной тяги сцепления. Люфту педали в 25 мм соответствует люфт в 1,5 мм между шариковым подшипником муфты выключения сцепления и оттяжными рычажками нажимного диска. -Нельзя регулировать величину свободного хода педали при помощи гаек оттяжных болтов нажимного диска. Вопрос. Как увеличить срок службы коробки передач? Ответ. Для увеличения срока службы коробки передач необходимо: а) применять смазку надлежащего качества и своевременно менять ее; б) вести автомобиль по мере возможности на прямой передаче; в) применять приемы безударного включения шестерен при переключении передач, уравнивая окружныеРис. 1. Проверка правильности плоскости картера'маховика автомобиля М-1 с помощью индикатора23