18
19
Инж. К. ПАНЮТИНСтатья2-яЗаправка газогенератора топливомПосле осмотра газогенераторной установки, двигателя и самого автомобиля, а также устранения обнаруженных неисправностей следует произвести тщательную заправку газогенератора топливом, так как от этого зависит вся его последующая работаОперации по заправке газогенератора производятся в определенной последовательности. Топливник должен быть заполнен просеянным сухим древесным углем до нижнего края бункера. Поверх слоя угля можно засыпать древесные чурки. Одновременно должна быть загружена углем дополнительная восстановительная зона вокруг топливника. Загрузку следует производить до тех пор, пока уровень -не поднимется немного выше горловины топливника (места его наибольшего сужения). Для загрузки топливника и дополнительной восстановительной зоны газогенератора желательно применять уголь березовый или. других твердых пород дерева. При 'Отсутствии твердых пород можно воспользоваться сосновым и даже еловым углем. Размеры кусков угля играют большую роль. Крупные куски увеличивают время розжига, ухудшают качество газа и -могут привести к местным прогарам угля и одностороннему течению газа в топливнике. Чрезмерно мелкий уголь, сильно уплотняясь, значительно увеличивает сопротивление прохождению газа. Лучшими следует считать куски угля величиной примерно в спичечную коробку или куриное яйцо. Для загрузки топливника можно частично использовать уголь, бывший ранее в газогенераторе, тщательно отсеяв угольную мелочь, пыль, золу и прочие примеси. Если в топливник или дополнительную восстановительную зону попадут необугленные древесные чурки, то они будут гореть медленно и неактивно, выделяя смолы. Полученный при этом газ будет плохого качества, с содержанием смолистых веществ, что может привести к засмолению как частей самой газогенераторной установки, так и двигателя, питаемого газом. На одну загрузку газогенератора ГАЗ-42 требуется примерно 10—12 кг древесного угля, а для газогенератора ЗИС-21 — примерно 15—18 кг. Перед загрузкой газогенератора топливом открывают крышки всех боковых люков газогенератора (зольникового и смотровых), а таете крышку верхнего загрузочного люка. Сверху в газогенератор засыпают древесный уголь до тех пор, пока его слой не достигнет места соединения бункера с топливником. Для того чтобы уголь заполнил нижний конус топливника, необходимо облегчить прохождение его сквозь горловину с помощью кочерги, просунутой через зольниковый люк в горловину (рис. 1). После этого нужно таким же углем тщательно заложить через боковые люки все пространство от топливника до наружных стенок газогенератора. Уголь должен быть залоясен равномерно по всей окружности, без чрезмерного уплотнения (рис. 2). После загрузки достаточного количества угля боковые люки газогенератора закрывают крышками с хорошими уплотнителями, обеспечивающими полнейшую герметичность.Рис. 2. Уровень загрузки угля припервоначальной заправке топливом газогенераторов ЗИС-21 и ГАЗ-42'.1—наружный корпус газогенератора, 2—бункер, 8—топливник, 4—люк для эагрузки добавочной восстановительной зоны, б—зольниковый люк, 6—уровень необходимой загрузки углем топливника, 7—уровень добавочного слоя восстановительной зоныРис. 1. Заполнение углем нижнего конуса топливника газогенератора. 18Для того чтобы в топливнике не было сводов и больших пустот, нулсно слегка протолкнуть уголь сверху (рис. 3) специальной шуровкой, представляющей собой толстый лселезный пруток с рукояткой на одном конце. Проталкивать уголь следует очень осторожно, чтобы не измельчить его и не слишком уплотнить. По окончании этой операции в бункер засыпают древесные чурки через верхний загрузочный люк (рис. 4). Загрузку легче всего производить, находясь в кузове автомобиля. Для удобства загрузки топливо обычно засыпают из мешка или ящика или специально для этого изготовленных круглых или прямоугольных коробок из тонкой листовой стали, снабженных ручками. Объем такой коробки обычно около 0,1 мЗ; вес топлива, помещающегося в коробке, около 28—30 кг. При опрокидывании коробки топливо, скользя по ее стенкам, быстро высыпается в загрузочный люкДля загрузки можно применять древесные чурки любых пород дерева (лиственных или хвойных). Пред почтительнее пользоваться твердыми породами, но при отсутствии их можно применять мягкие, например сосну и далее ель. Рис. 3. Проталкивание угля в топливник сверху Для газогенераторов ЗИС-21 используются обычно чурки с размерами сторон не выше 70—80 мм, а для газогенераторов ГАЗ-42 — не выше 50—60 мм. Более крупное топливо часто застревает в бункере и •образует своды, что ухудшает процесс газификации и уменьшает мощность двигателя, питаемого газом. " Чурки должны быть достаточно сухими, влажностью не выше 18—20% абсолютных. Слишком влажные чурки газифицируют плохо, газ получается недостаточно хорошего качества, и двигатель, питаемый этим газом, развивает малую мощность, работая неустойчиво и неравномерно. При нормальной эксплоатации в газогенераторе в большинстве случаев будет оставаться часть топлива от предыдущей работы, и заправка •сведется лишь к догрузке топлива. Если автомобиль после последней догрузки угля в добавочную восстановительную зону прошел 250350 км и новая догрузка производится в холодный газогенератор после стоянки более 2 часов ^например ночной), то ее нужно производить следующим образом. Открыть боковой люк газогенератора и проверить уровень и состояние поверх-ностного слоя угля дополнительной восстановительной зоны, находящейся вокруг топливника. Наличие на угле и на металле газогенератора беловатых налетов в местах расположения люков и футорки укажет на места подсосов воздуха в газогенератор. Обнаруженные подсосы нужно устранить. В некоторых случаях во время работы газогенератора в слое древесного угля образуются каналы (прогары), через которые направляется в основном газовый поток, что иногда вызывает местный перегрев стенок топливника и последующее их коробление. Бывает и так, что зола, опускаясь вместе с угольной мелочью в нижнюю часть топливника, создает плотный слой, оказывающий большое сопротивление проходу газа. По указанным выше причинам одновременно с осмотром угля в восстановительной зоне следует с йэмощью узкой кочерги, пропущенной сквозь щели решетки зольникового люка, прорезать и резрыхлять уголь в восстановительной зоне, особенно в горловине и нижнем конусе топливника (рис. 5). Эти операции нуясно производить очень осторожно, чтобы не слишком размельчить уголь. После длительных остановок автомобиля ив некоторых других случаях топливо иногда застревает в бункере газогенератора, перестает опускаться и уже не поступает в зону горения. Чтобы избежать этого, перед догрузкой топлива, производимой после длительных стоянок автомобиля, необходимо предварительно слегка «прошуровать» 'топливо, имеющееся в бункере, через верхний загрузочный люк. В автомобилях ГАЗ-42 со сравнительно небольшим диаметром бункера такая шуровка требуется значительно чаще, чем в автомобилях ЗИС-21. Шуровкой (рис. 6) стремятся слегка раздвинуть древесные чурки и уголь в верхней части топливника ав 'бункере, разрушить своды и устранить так называемое «зависание» топлива. Шуровать топливо можно только в бункере и верхней части топливника, делая это осторожно. Нижний конец шуровки не должен достигать горловины топливника. Ни в коем случае не рекомендуется трамбовать уголь в топливнике, как это часто делают малоопытные водители. Необходимо также избегать ударов концом шуровки по внутренней поверхности бункера, так как повреждение тонкого слоя омеднения ведет к быстрому разъеданию бункера кислотами, выделяющимися при сухой перегонке дерева, происходящей в газогенераторе. При движении автомобиля и после кратковременных остановок шуровкой приходится пользоваться редко, так как топливо под влиянием тряски от движения достаточно хорошо осаживается в газогенераторе. Если автомобиль со времени последней чистки газогенератора про-Рис. о. Прорезание и разрыхление. кочергой слоя угля в топливнике и добавочной восстановительной зоне:1—бункер, 2—топливник, 3—зольник, 4—решетка люка, б—кочерга, 6—уголь^Ч8Рт«ШШ. •-.isr.siiiilliiшел 750—1000 км. то перед заправкой топливом холодного газогенератора следует очистить зольник через его боковые люки от золы и угольной мелочи. При этом нельзя выгребать весь уголь и допускать опускание в топливник свежих, необуглившихоя чурок. Уголь должен быть осторожно вынут только из нижнего конуса топливника с тем, чтобы 'остальная часть «зависла» в его горловине. После очистки зольника заполняют нижний конус топливника и дополнительную восстановительную зону свежим углем. Эту загрузку производят^ через открытые 'боковые люки до нормального уровня. Затем слегка шуруют кочергой уголь в нижнем конусе топливника, чтобы ликвидировать появившиеся пустоты, тщательно закрывают все боковые люки и производят догрузку чурок в бункер, как уже указывалось выше. Открывать боковые люки газогенератора для проверки и чистки следует только после нескольких часов перерыва в работе, когда тление топлива прекратится и топливник остынет. Резкое охлаждение топливРис 4. Загника может вызвать его коробление рузка чури появление трещин. Целесообразками бункенее всего указанные операции дера газогенелать утром, после ночной стоянки ратора автомобиля. 19