Универсальная система зажигания на мотоцикле ИЖ-8К. ЧУМАКОВ, военинженер 3-го рангаУСТАНОВЛЕННАЯ система зажигания на мотоцикле ИЖ-8 не обеспечивает ровной работы -двухтактного двигателя на малых оборотах. Напряжение искры магдино прямо пропорционально числу размыканий первичной цепи или колит честву оборотов двигателя. Поэтому при запуске его с помощью кикстартера магнитная система магдино не получает достаточного числа оборотов. Сравнивая две системы зажигания, следует заметить, что зажигание от магдино достаточно хорошо обеспечивает работу двухтактного двигателя только на больших оборотах. Другая же система — батарейное зажигание—обеспечивает запуск и ровную 'работу двигателя на малых оборотах. При больших оборотах и достаточно высокой частоте размыкания первичной Цепи неизбежна магнитная инерция сердечника бобины (железо не успевает размагничиваться), от этого юниясается эффект трансформации, напряжение искры падает, двигатель не отдает полной мощности. Приведенная ниже система универсального заяшгания построена на принципе двух разных по существу систем. Незначительное изменение конструкции заводского заяшгания двигателя ИЖ-8 дало возможность получить хорошее качество его работы при разных режимах и наделсный запуск в любых климатических условиях. Сущность приведенной системы заключается в том, что типовое магдино ИЖ-8, когда это необходимо, становится бобиной или работает как магдино. Кроме того, конструкция предусматривает выключатель зажигания. Общая точка обмоток высокого и низкого напряжения (позиция 5, рис. 1) отпаивается от массы и выводится проводником к переключателю 6. Вывод этого проводника осуществляется через специально сделанное 'отверстие рядом с проводом, идущим на свечу. Переключатель 6 может быть применен произвольного типа на ток 2—3 ампера. Устанавливать этот переключатель следует на щитке управления или в другом удобном для управления месте. Желательно, чтобы переключатель зажигания отпирался ключом. При положении переключателя В на контакт М схема зажигания ничем: не отличается от заводской (рис. 1). При положении переключателя на контакт Б магдино работает как бабина, обеспечивая достаточное напряжение искры, не 'зависящее от числа оборотов двигателя. Контакт Б соединен с минусом аккумулятора через, амперметр. •Проводник 7 следует присоединить непосредственно к амперметру, не нарушая заводской электропроводки. Для большей экономии потребления электроэнергии от аккумулятора можно рекомендовать включить сопротивление в цепь первичной обмотки бобины, в данком случае между проводником 7и амперметром. Это сопротивление состоит из никелиновой проволоки диаметром 0,3 мм при длине 0,4 м. Никелиновая проволока обматывается поверх проводника 7в виде спирали и изолируется кембриковой трубкой. Расход тока при батарейной системе зажигания без дополнительного сопротивления — порядка двух ампер, а с сопротивлением — порядка одного ампера. В первом и во втором случав расход тока аккумулятора компенсируется динамомашиной. Для облегчения запуска двигателя переключатель 6 устанавливается на контакт Б. В городских условиях поездки, где скорость не превышает 50 км в час, и на остановках без выключения двигателя рекомендуется пользоваться батарейным зажиганием. При загородных поездках (на предельных скоростях) или на мотогонках переключатель устанавливается на контакт М. Наличие нейтрального положения «выключено» дает возможность водителю выключать двигатель во время поездки и экономить горючее пр*И спусках. Рекомендуемая универсальная система заяшгания испытана на практике и получила пололпительную оценку конструкторов Ижевского мотоциклетного завода.е ?А?WvW Рис. 1. Схема заводского зажиганияTOWTOтошшшРис. 2. Схема универсального зажигания1 — провод к евече, 2 — катушка и обмоткой и железным сердечником, 3 — нскрогаоящий конденсатор, 4 — прерыватель, Б—общая точка обмоток высокою и низкого напряжения, соединенная о оердечннком катушки, 6 — переключатель на три положения, 7 — провод к минуоу аккумулятора15