Щелочные железо-никелевые аккумуляторыДО ПОСЛЕДНЕГО времени на автомобилях преимущественно устанавливались свинцовые (кислотные) аккумуляторы, имеющие относительно небольшие вес и габариты, а также удовлетворительные разрядные характеристики. Однако ограниченный срок их службы (1,5—2,5 года), подверженность разрушению от тряски и сложность ухода в процессе эксплуатации заставляют искать другие типы аккумуляторов, которые могли бы более полно отвечать условиям работы на автомобиле. В технике давно уже известны щелочные железо-никелевые аккумуляторы, применяющиеся для осветительных, тяговых и иных целей. Несмотря на то, что номинальное напряжение этих аккумуляторов ниже, чем у свинцовых (1,2 вольта против 2 вольт у свинцовых), железо-никелевые аккумуляторы имеют целый ряд положительных качеств: продолжительность службы, механическая прочность и отсутствие явлений, подобных сульфатации у свинцовых аккумуляторов. Это дает возможность хранить аккумуляторы продолжительный срок, во время которого не разрушается их активная масса. Железо-никелевые аккумуляторы можно заряжать и разряжать значительными токами без ущерба для них. Активную массу положительных электродов (пластин) в этом типе аккумуляторов составляет смесь из гидрата закиси никеля и графита; для отрицательных электродов используется специально приготовленный железный порошок (либо пылевидная железная РУДа). Обычные железо-никелевые аккумуляторы имеют так называемую ламельную конструкцию пластин, в которых активная масса располагается в перфорированных пакетах — ламелях. Каждая пластина состоит из нескольких ламелей. соединенных между собой в замок и укрепленных по обеим сторонам ребрами. К ребрам приварена контактная пластина, которая в свою очередь сварена с мостом, имеющим выводной борн. Иначе говоря, положительные и отрицательные пластины железо-никелевых аккумуляторов, так же как у свинцовых, объединяются в отдельные гребенчатые блоки, которые затем собираются в единый элемент с разделенными выводами. При этом положительные пластины чередуются с отрицательными. В отличие от свинцовых у железоникелевых аккумуляторов между положительными и отрицательными пластинами взамен сепараторов устанавливаются только изолирующие эбонитовые палочки. Это предопределяется тем, что активная масса пластин надежно защищена перфорированными ламелями от вымывания и, следовательно, контакта и короткого замыкания. Однако заделка активной массы в пакеты является одновременно и основным недостатком этого типа аккуму-Инж.А. С. Резников,руководитель лаборатории электроагрегатов НАМИляторов. Поскольку по условиям прочности ламелей величина их открытия (т. е. отношение площади, занимаемой перфорациями-отверстиями, к общей площади пластин) не превышает 20°/о, постольку не вся активная масса может участвовать в электрохимической реакции, тем более при таких быстро протекающих разрядах, как стартовые. Поэтому, чтобы обеспечить необходимые емкость и режим разряда, у железо-никелевых аккумуляторов увеличивают размеры пластин.Рис.1. Схема соединения элементов аккумулятора типа „СЖН".Кроме того, увеличение размерности пластин связано также с падением емкости при низких температурах, которое в аккумуляторах этого типа значительно больше, чем у свинцовых (примерно на 1,5% на 1°С против 1 % у свинцовых). Все это явилось причиной того, что у созданных промышленностью железоникелевых стартерных аккумуляторов типа СЖН-70 и СЖН-50 габариты и вес почти в два раза больше, чем у свин-цоеых аккумуляторов СТ-84 и СТ-70, которые они должны заменить. Аккумуляторы 3X ЗСЖН-70 и 3X3 СЖН-50 * выполнены из трех секций, состоящих из трех элементов. Каждый элемент (аккумуляторная банка) имеет железный сварной бак, в крышке ко ­ торого через уплотнительные и изолирующие кольца выведены борны; кроме того, в крышке находится заливное отверстие, закрываемое колпаком. К стенкам баков приварены цилиндрические выступы (цапфы), с помощью которых они закреплены на изоляционных кольцах в деревянных планках контейнеров. Все элементы в секциях соединены последовательно; также соединяются элементы между собой. Номинальное напряжение всей батар еи — около 11 вольт против 12 вольт у свинцовых. Такой выбор напряжения обусловливается тем, что у аккумуляторов «ЖН» разность между зарядным и разрядным напряжениями больше, чем у свинцовых. Это дало возможность сохранить существующие генераторы без изменения характеристик. Наименьшая температура, при которой аккумуляторы «ЖН» достаточно надежно обеспечивают запуск двигателя стартером, практически такая же, как у свинцовых (—20° С). Разряженные при Низких температурах аккумуляторы «ЖН» после обогрева вновь могут работать. Наибольшая температура, при которой они могут работать, лежит в пределах 40—45° С. При этом самораз* Первые цифры «3» обозначают число аккумуляторов (элементов, банок), буква «С»—стартерный, буквы «ЖН»— железо-никелевый, число «70» и «50» — емкость в ампер-часах при силе тока 7 ампер..... ....ВыводнойБОРИМОСТконтактная пластинаЦзо/шрующаяэдонитовая паттатнЕпь птсттыРис. 2. Элемент железоникелевого стартерного аккумулятора.\Р£6РОпластины