лен на передней стенке кузова, под капотом, а дозирующие устройства — на внутренних стенках брызговиков. Приводить в действие централизованную смазку следует через 200 км пробега, при езде по грязным дорогам — через 30 км, а после преодоления бродов — немедленно. При этом каждый раз следует нажимать на педаль насоса 2—3 раза. ТОРМОЗА — на все четыре колеса, с гидравлическим приводом. Ручной тормоз — центральный, барабанного типа, установлен за коробкой передач. Привод тормоза осуществляется тросом от рукоятки, установленной под левую руку водителя. КУЗОВ — несущий, цельнометаллический, с четырьмя дверьми. Переднее сиденье имеет откидную спинку. Для отопления кузова используется горячая вода из системы охлаждения двигателя. Воздух, поступивший через люк воздухопритока, нагревается в радиаторе отопителя и затем подается вентилятором в кузов. Часть воздуха идет на обдув ветрового стекла. В отличие от системы отопления, принятой для автомобиля «Победа», здесь можно отапливать кузов без забора наружного воздуха как во время движения, так и на стоянке. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ — 12-вольтовое. Генератор двухщеточный, типа Г12-Б. Имеется новый малогабаритный реле-ре. улятор. Аккумуляторная батарея такая же, как на автомобиле «Победа»; стартер с электромагнитным реле включается при повороте ключа замка зажигания. Автомобиль оборудован двухдиапазонным радиоприемником с кнопочной настройкой. Выдвижная антенна установлена на крыше, на поворотном основании.СДЕЛАНО ДОСААФОВЦАМИ ЗАВОДАбольшей наглядности основные механизмы и агрегаты были выполнены в разрезе. Члены ДОСААФ , стремившиеся стать квалифицированными водителями, несчитались со временем. Каждый выполнял посильную для себя работу. Электросварщики Черкашин и Щендригин, например, приваривали упоры, резали* рамы, укорачивали подставки и т. д. Над стендом коробки передач трудились фрезеровщики Самойлик и Шелковой. Слесарь Грущенко помогал изготовить фильтры тонкой очистки и отстойники. Эти монтажные работы также помогали закреплять знания, полученные на теоретических занятиях. Ведь каждый новый стенд, макет представляет собой наглядное пособие, изготовляя которое можно еще и еще раз; проверять себя, заново повторить пройденное в классе с преподавателем. Большую помощь курсантам оказал» партийная и профсоюзная организации, рабочие, мастера и инженеры завода. Когда речь заходит об активе, работники заводского комитета называют фамилии старейших членов ДОСААФ тт. Г. С. Хруленко, С. Я. Тылиса, П. Т. Гахова. Комитет ДОСААФ постоянно ощущал их поддержку. Это они помогли отобрать выбракованные детали, смонтировать двигатели и другие агрегаты и механизмы, организовать и укомплектовать учебные классы. С особой теплотой досаафовцы отзываются о безвременно умершем начальнике цеха, мастере спорта СССР И. Я. Помогайбо, много сделавшем для пропаганды технических знаний и автомобильного спорта среди рабочих завода. Деятельность первичной организации по воспитанию водителей находит яркое отражение ив таком факте. Еще года два тому назад количество рабочих, инженеров и техников, имеющих собственные машины, не превышало несколько десятков. Сейчас на заводе насчитываются сотни индивидуальных владельцев автомобилей и мотоциклов. Большинство авто- и мотолюбителей окончило заводские курсы ДОСААФ . Благодаря этому на заводе широко развит автомототуризм. Многие рабочие и служащие проводят свой отдых в туристских путешествиях и прогулках. Один из передовых производственников слесарь Б. Рыбальченко ежегодно в дни отпуска отправляется в дальние поездки. Немало часов за рулем автомобиля провели монтажник А. Третьяк, служащий П. Лукашев и другие автолюбители. Заводской актив Общества не намерен останавливаться на достигнутом. Он стремится с честью выполнить поставленные перед ним задачи по подготовке водителей в новом 1957 году, расширяя своими силами и средствами материально-техническую базу.КОГДА рабочие Харьковского завода транспортного машиностроения прочитали обращение своих земляков — досаафовцев Электромеханического завода, призывавших создавать учебную материально-техническую базу собственными силами, многие говорили: — Конечно, их опыт стоит позаимствовать. Однако иу нас на заводе уже немало сделано, о чем можно рассказать. И это вполне справедливо. Многотысячная заводская организация ДОСААФ по праву считается одной из лучших в городе. Здесь сложилось крепкое ядро общественного актива, возглавляемое бывшим танкистом, офицером запаса В. Т. Парсадановым. В частности, за последние два года активисты добились значительных успехов в подготовке кадров водителей. Если в 1954 году на заводских курсах ДОСААФ училось всего 80—90 человек, то в 1956 году первичная организация подготовила уже 115 шоферов третьего класса, 21 шофера-любителя и 75 водителей мотоциклистов. Не менее примечательны данные и об успеваемости курсантов. Со второго полугодия 1955 года средний балл оценки знаний выпускников вырос к концу прошлого года с 3,65 до 4,3. Что же так благоприятно сказалось на росте успеваемости? Председатель завкома ДОСААФ т. Парсаданов говорит: — Несомненно, в этом прежде всего большая заслуга наших преподавателей. Но главное, что позволило нам улучшить качество подготовки, — созданная собственными силами учебная материально-техническая база. Теперь мы расВыпуском промежуточной модели полагаем специальными учебными класМ-21Г постепенно подготовляется пересами по автомобилю, мотоциклу, двиход к производству автомобилей гателю, сборочно-разборочным рабо«Волга» основных моделей: М-21 — там. Все это — результаты плодотворавтомобиля с новым верхнеклапанным ного труда членов Общества. двигателем, гидротрансформатором и Вспоминая о первых днях занятий на автоматической коробкой передач и М-21 В — с верхнеклапанным двигателем курсах, преподаватель т. Иевлев рассказывает: и обычными сцеплением и коробкой передач. — Начинали мы работу в 1953 году. В небольшой комнатке на стеллаже В настоящее время автомобили «Побыло разложено несколько деталей и беда» и «Волга» выпускаются заводом агрегатов автомобиля. Это все, чем одновременно. В дальнейшем, когда располагала тогда наша организация. подготовят полную оснастку для масНо вскоре положение изменилось. сового выпуска «Волги», автомобиль Дирекция завода выделила досаафов«Победа» будет снят с производства. цам более вместительное помещение. Ниже приводится краткая техничеИ курсанты, под руководством т. Иевская характеристика автомобиля лева, взялись за оборудование учеб*Волга», модель М-21 Г: ных классов. Большинство ныне дейстЧисло мест (включая водителя) — 5 вующих стендов было создано именно Общая длина — 4830 мм в то время. В частности, оборудован Общая ширина — 1800 мм оригинальный вращающийся стенд для Высота без нагрузки — 1620 мм сборки и разборки двигателей. Так База —: 2700 мм постепенно, день за днем комплектоКолея: передних колес — 1410 мл вали все классы. задних колес — 1420 мм Просвет :— 190 мм Но особенно много поработали курРадиус поворота по колее наружного санты в 1956 году, когда были смонтипереднего колеса — 6,3 м рованы новые стенды рулевого управВес автомобиля (без нагрузки, воды, ления, гидравлических тормозов, аккумасла, бензина, запасного колеса и муляторной батареи, макеты пневматиШоферского инструмента) — 1400 кг. ческого тормоза, коробки передач, Наибольшая скорость — 120 км/час. карданной передачи и другие. ДляП. Котов.