Второй пример относится к тактическим решениям, основанным на психологических особенностях человека. Известно, что неотступное преследование действует весьма отрицательно на гонщика, идущего впереди. В практике гонок такой прием применяется довольно часто с целью вызвать прежде ­ временную усталость противника и, воспользовавшись этим, выйти вперед. Нередки случаи, когда идущий сзади гонщик не особенно спешит собгоном , исходя из указанных выше соображений. Есть, так сказать, и контрприем , позволяющий оторваться от преследователя. Если лидер уверен в себе, то он может незаметно снизить темп движения. Так как противник стремится только кодному — «сидеть на колесе», то сразу не заметит этот маневр. Таким образом , образуется как бы некоторый «запас» скорости, о котором идущий сзади гонщик и не подозревает. Теперь задача сводится только к тому, чтобы сделать резкий неожиданный рывок. Для этого можно воспользоваться, например, каким-либо спуском на трассе после крутого поворота. И чем решительнее будет осуществлен такой прием, тем меньше времени останется упро ­ тивника сообразить, что же произошло? Образец продуманной тактики продемонстрировал один из сильнейших чехословацких гонщиков Яромир Чижек — победитель шоссейно-кольцевых гонок, состоявшихся в 1956 году в Ленинграде. М ногим было непонятно, почему Чижек привез в Ленинград мотоцикл «Ява» не специальной модели, предназначенной для шоссейных гонок, которая имеет мощность 55 л. с , а модели «Кросс», с мощностью двигателя 38 л. с. М ежду тем это было важной тактической находкой. Чижек хорошо знал, что ленинградская трасса для шоссейно-кольцевых гонок состоит из двух полуокружностей большого радиуса. Скорость движения мотоцикла на одной из них не могла превысить 110 км/час и 145 км/час на другой . Вследствие этого большая мощность двигателя была бы не полностью использована. Зато повороты на трассе имеют угол 90°, а один даже — 40°. Естественно, что в этих условиях будет иметь преимущество легкий по весу и маневренный мотоцикл. Такими качествами как раз и обладал мотоцикл «Ява» модели «Кросс», приспособленный для шоссейнокольцевых гонок. Неудивительно поэтому, что Яромир Чижек блестяще выиграл соревнование в классе мотоциклов до 500 куб . с м . Следует отметить, что спортсмены по-разному проходят различные повороты. Обычно гонщик, участвовавший ранее в кроссовых соревнованиях, лучше проходит повороты с маленьким радиусом, а гонщик-шоссейник — с большим радиусом. Вот почему, наблюдая за своими противниками в период совместных тренировок, следует заметить, к ому какие повороты удаются лучше. Исходя из этого, надо еще до гонки твердо определить, к ого из гонщиков на каких поворотах легче и целесообразнее обходить, Поступая так, многократная чемпионка Советского Союза мастер спорта Нина Сусова во время гонок на таллинской трассе не раз обходила сильнейших гонщиков на сложном повороте «Клоостриметса». Готовых тактических «рецептов» на все случаи жизни не существует. К тому же сложные тактические задачи чаще всего возникают во время самой гонки . Поэтому всемерно расширяя тактический кругозор спортсменов, н ужнодоби ­ ваться, чтобы правильные решения принимались ими самими. Но, конечно, из этого не вытекает, что не надо заранее намечать тактический план гонки . Такой план должен быть, и всегда необходимо стремиться его выполнить. Если жевпро ­ цессе соревнования становится ясным, что тактический план ошибочен, н ужно смело принимать другое решение. Важную роль в разработке тактики спортсмена-мотоциклиста играет тренер. Он определяет общий тактический план как для всей команды , так и для каждого гонщика в отдельности. Особенно велико значение тренера в определении тактики во время самой гонки, когда он лучше гонщика знает, как развертываются события. Здесь-то, пользуясь условными знаками и информационной доской , тренер обязан подсказать гонщику, что следует предпринять. Приведем пример. Один из гонщиков , став лидером, с каждымкругом начал уходить от своих преследователей. При этом цифры, написанные мелом на информационной доске, говорили ему отом , что он уже выигрывает у ближ айшего соперника 10—15 секунд. Казалось, м ожно было бы снизить темп, с тем чтобы избежать излишнего риска.Однако тренер лидера приего появлении начинал энергично крутить рукой , что означало — «прибавь». В чем же дело? Правильно ли поступил тренер, заставив спортсмена, возглавляющего гонку, идти с еще большей скоростью. Оказывается, правильно. Тренер заметил, что один из гонщиков, находившихся в хвосте, обходит на кажд омкруге нескольких соперников. Определив по секундомеру время прохождения круга, тренер убедился в опасности, грозящей лидеру. Вот почему он и потребовал, чтобы лидер наращивал темп: через 8—10 кругов было бы поздно это сделать. Д аже такая простая помощь иногда имеет для спортсмена решающее значение. Не нужно также забывать, что во время гонки тренер находится в относительно более спокойных условиях, чем гонщик. А это дает ему возможность делать более правильные выводы. Непосредственно перед гонкой спортсмен часто очень нуждается в моральной поддержкеи своевременном совете человека, к оторому он верит и авторитет которого является для него непреклонным. Но задача тренера в это время, будет состоять не только в том, чтобы ободрить спортсмена, а главным образомв уточнении икорректировке ранее намеченного тактического плана гонки. • Тактика советских мотоциклистов в шоссейно-кольцевых гонках*— результат коллективного творчества многих спортсменов. Дальнейшее совершенствование тактического мастерства гонщиков — залог их успехов в этих увлекательных соревнованиях.ПОДГОТОВКА, МОТОЦИКЛОВ ИЖ-49, ИЖ-50 И ИЖ-55К К КРОССОВЫМ СОРЕВНОВАНИЯМИнж. И. Зотов, мастер спорта СССРВ кроссовых соревнованиях широко используются дорож ­ ные мотоциклы. Однако при эт$м требуется произвести некоторое переоборудование. Так, снимается фара, задний фонарь и багажник. Передний щиток заменяется щитком мотоцикла К-125 или М1-А. Задний щиток лучше всего использовать от мотоцикла ИЖ-50, срезав нижнюю часть на 100 мм . Для увеличения проходимости мотоцикла следует снять подставку и установить верхние выпускные трубы, как на мо ­ тоциклах ИЖ-50 или ИЖ-55К. З аднюю часть рамы ИЖ-49 ре ­ комендуется усилить стальными косынками толщиной 3мм . П ереднюю стойку заднего щитка схомутиком следует перенести вперед, просверлив для этого новое отверстие на расстоянии 40 мм от старого, как указано на рис. 1. НоВое omiepcmue Стандартное отверстие V \ СрезатьРис.1З аднюю стойку также несколько перемещают в^ерх и укрепляют на расстоянии 300 мм от передней, гоночную подушку передвигают вперед с 1аким расчетом, чтобы она не доходила до седла на 30 мм . Для того чтобы облегчить вытаскивание застрявшего мо ­ тоцикла, к стойке приваривают ручкув виде дуги. П одножкис резиновыми валиками для кросса не совсем удобны. Вместо них надо изготовить другие (рис. 2). Эти подножки не позволяют соскользнуть ноге во время езды.