ся. Среди имеющихся на рулевой колонке кнопон чаще всего приходится пользоваться двумя кнопками переключения передач (кроме того, предусмотрена отдельная маленькая кнопка для включения заднего хода). При этом цифры, зажигающиеся на специальной индикаторной шкале, указывают, какая включена передача. Нечто среднее между двумя описанными выше системами представляет собой устанавливаемая на микролитражных автомобилях «Гоггомобиль» электромагнитная коробка передач «селектромат». Если «гидрак» обеспечивает управление автомобилем без педали сцепления, а «синхроматик» к тому же делает ненужным рычаг переключения передач, то здесь оба эти обычные для автомобиля элемента (педаль и рычаг) сохраняются, но зато прибор позволяет «избирать» нужную передачу и включать ее еще до... отжатия педали сцепления. По своему принципу действия «селектромат» представляет собой дальнейшее развитие известной конструкции электромагнитной коробки передач мотоцикла «Виктория-Свинг», но имеет целый ряд существенных усовершенствований. Он представляет собой комбинацию электромагнитного автомата управления с механической коробкой передач, причем процесс переключения осуществляется автоматически. Момент же , когда это переключение необходимо, определяет сам водитель. Четырехступенчатая коробка передач с электромагнитным автоматом управления показана на рис. 3. Она состоит из двух рядом лежащих полых валов со свободно вращающимися на них шестернями. Внутри каждого вала имеются шариковые фиксаторы и тяга, один конец ноторой является магнитной головкой, а другой — поводковой головкой, осуществляющей переключение шестерен. Магнитная головка обеих тяг помещается между отсеками электрической ка-тельности вторую, третью и четвертую передачи, но и вновь выключить любую из этих передач, если водитель «раздумает» ею пользоваться. Возможно пользование «селектроматом» и без предварительного «избрания» передачи. Но ив этом случае аппарат дает то преимущество, что процесс переключения происходит в считанные Доли секунды. И наконец следует назвать применяемый на автобусах агрегат «Гидромедия», который представляет собой сочетание двухступенчатой норобки передач с многодисковым фрикционным сцеплением и электрогидроприводом, имеющим кнопочное управление из кабины водителя. В зависимости от положения педали газа (и, следовательно, нагрузки двигателя) управляется специальный электроприбор, с помощью которого обеспечивается гидропривод дисков сцепления. Последнее служит только на пер-Рис. 3. Рычаг — избиратель коробки передач «Гоггомобиля». вой передаче и передаче заднего хода. Вторая передача является прямой и непосредственно соединяет двигатель с трансмиссией; благодаря этому мощность двигателя на этой чаще всего применяемой передаче почти не теряется, что обеспечивает высокий коэффициент полезного действия всего агрегата. Опыт показал, что для городских автобусов, при эксплуатации которых не встречается необходимость преодолевать большие подъемы, агрегат «Гидромедия» с двухступенчатой коробкой передач вполне себя оправдывает. Инж. Н. ПАВЛОВ.РЫЧАЖНАЯ ПОДВЕСКА ПОБЕЖДАЕТD современном мотоцикле-строении явu но наметился переход от передней телескопической вилки к рычажной и от задней свечной подвески к маятниковой. Из общего количества мотоциклов, выпускаемых, например, в ФРГ, процент моделей, имеющих рычажную переднюю вилку и заднюю маятниковую подвеску, составлял в 1955 году — 46,5, в 1956 — 59,5 ив 1957 году — 72,5. Интересно, что фирма «БМВ», первая применившая в 1934 году телескопическую вилку и заднюю свечную подвеску, раньше других перешла и на рычажную конструкцию. На выпуск мотоциклов с такой же подвеской перешла промышленность ГДР (модели М £ ES 250 и 175). ее все шире применяют ведущие мотоциклетные фирмы Италии. Наша отечественная промышленность также выпускает мотоциклы (MIM, М-72Н и М-101) с рычажной вилкой. Быстрое распространение рычажной конструкции объясняется тем, что она имеет существенные преимущества по сравнению с другими видами подвесок. Чтобы уяснить это, рассмотрим длиннорычажную вилку мотоцикла БМВ (рис. 1) типа Ирлс. Она состоит из несущих рычагов 1, прямых подкосов 2, связанных поперечиной, и упругих элементов 3. Рычаги вилки, ось вращения которых находится в точке «а», смонтированы на регулируемых конических роликовых подшипнинах. Упругие элементы вилки, обеспечивающие общий ход подвески 110 мм, состоят из штока, пружин прогрессивного действия с переменным шагом и гидравлических амортизаторов двойного действия, смонтированных в закрытых кожухах, которые шарнирно соединены с рычагами и подкосами вилки в точках «в» и «с». Ось переднего колеса, установленного на регулируемых конических ролиновых подшипниках, крепится в точке «д» на концах несущих рычагов. При перемещении колеса вследствие толчка на какую-то величину по вертикали изменится и расстояние между шарнирами упругих элементов вилни. Величина этого изменения зависит от соотношения плечей «ад» и «ав». При одинаковом вертикальном перемещении колеса подвижные части амортизаторов рычажной вилки имеют меньший ход, чем аналогичные детали телескопической. Таким образом, конструкция рычажной подвески позволяет увеличить свободный ход колеса, благодаря чему повышаются амортизирующие возможности подвески и уменьшается динамическая нагрузка на раму мотоцикла. Кроме того, если телескопическая вилка из-за трения в длинных направляющих и более длительного периода действия амортизаторов недостаточно быстро реагирует на резкие толчки и неровности, встречающиеся на дорогах, то рычажная вилка вследствие отсутствия таного трения и более быстрого действия амортизаторов отражает малейшие изменения дорожного профиля, обеспечивает лучшее сцепление колеса с дорогой. Это в свою очередь повышает эффективность и надежность тормозной системы мотоцикла, обеспечивает лучшую управляемость и возможность достижения более высоких скоростей без ущерба для безопасности движения. Сравнительные испытания мотоциклов показали, что введение рычажной подвески при сохранении прежней мощности двигателя дает возможность за счет лучшего держания дороги мотоциклом и большего удобства езды повышать скорость на 15 — 20 проц. Наряду с конструкциями рычажных подвесок БМВ большое внимание зарубежной прессы привлекает конструкция фирмы «Хорекс», которая с 1956 года выпускает серийные модели мотоциклов с рычажной подвеской обоих колес. Задняя маятниковая подвеска мотоцикла Хорекс показана на рис. 2. Она состоит из несущих рычагов и упругих элементов, установленных на кронштейнах в задней части рамы. Несущие рычаги подвески через регулируемые конические подшипники опираются на ось качения. Упругие элементы смонтированы на сайлент-блоках, что обеспечивает им возможность некоторого углового перемещения, и включают прогрессивные пружины с переменным шагом, гидравлические амортизаторы двойного действия и резиновые буфера. Упругие элементы допускают свободный ход подвесни до 95 мм и благодаря наличию гидравличесних амортизаторов обеспечивают хорошую мягкость и комфортабельность езды. Очевидные преимущества и связанное с этим все более широкое распространение передней рычажной и задней маятниковой подвесок в последние годы позволяют сделать вывод о прогрессивности и перспективности новой конструкции. Думается, что наши конструкторы, учитывая передовой опыт мирового мотоциклостроения, должны смелее добиваться более широкого внедрения в производство рычажной вилни и маятниковой подвески. Инж. Д. БУТЕНКО. г. Киев.Рис. 2.Электромагнитная коъобка передач «селектромат*.т ушки , в каждом из которых возникает ток при соответствующей установке рычага-избирателя на рулевой колонке автомобиля. Получая соответствующий импульс, магнитная головка тяги перемещается и, следовательно, перемещается поводковая головка тяги, которая, радиально сдвигая шарики, заставляет их фиксировать то или иное положение шестерен на валу, т. е. включает заданную передачу. В коробке имеется специальное коромысло, соединяющее обе тяги и служащее для того, чтобы каждый раз была включена лишь одна передача, а та передача, которая была включена до того, автоматически выключалась. С коромыслом соединен двойной кулачок, с помощью которого обеспечивается установка коробни на холостой ход. Управление «селектроматом» весьма несложно. На рулевой колонке автомобиля имеется небольшой рычаг-избира! тель, который устанавливается, смотря по необходимости, в одно из четырех положений, обозначенных цифрами. Для этого достаточно легкого нажатия на рычаг пальцем. Избранная передача включается автоматически, однако лишь после отжатия педали сцепления. Когда педаль вновь отпускают, коробка начинает работать на избранной передаче. Так как «селектромат» имеет частичную синхронизацию передач, переключение осуществляется почти бесшумно. Практически важно при этом, что можно не только «избрать» в любой последова-Рис. 1.Рис. 2.