НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯСВОИМИ РУКАМИВо многих первичных организациях ДОСААФ при создании кружков или курсов шоферов часто возникают трудности в приобретении учебнонаглядных пособий. А это нередко задерживает начало занятий и отрицательно сказывается на качестве учебы. Однако многие пособия легко изготовить своими силами. Основным «сырьем» для них являются утильные автодетали и приборы. Правда, при этом необходимо проявить инициативу и некоторое упорство. В материалах, напечатанных в этом номере, рассказывается об опыте изготовления наглядных пособий своими силами в Московском автомотоклубе ДОСААФ ив 1-м Военном автомобильном училище.ние вырезается по контуру и наклеивается на фанерный планшет. На такие же планшеты выносятся наименования деталей, краткая характеристика и назначение главной передачи, дифференциала, полуосей, возможные неисправности и способы регулировки ведущего моста. Все планшеты монтируются на деревянном щите. Помимо этого, к чему прикрепляются детали дифференциала, так сказать, в «натуральном виде». По такому же принципу можно выполнить пособия для изучения системы смазки, охлаждения, питания и т. д. Они не только повышают наглядность обучения, но и облегчают самостоятельную подготовку курсантов. Под каждым щитом целесообразно установить в сборе те механизмы, о которых идет речь на щитах. Таким образом, с помощью щита курсанты могут получить исчерпывающие сведения по тому или другому узлу и агрегату — по их устройству, правилам эксплуатации и обслуживания. Усваивать материал облегчает и раздельная окраска разрезных пособий. Например, при окраске деталей рулевого управления мы используем различные тона серого цвета. Внутренняя поверхность картера покрывается краской цвета слонозой кости, разрезы — красной, рулевое колесо — черной, рулевая колонка — светло-серой, карт ер — темно-серой и т. д. Каждая деталь окрашенного таким образом механизма хорошо видна даже большой группе учащихся. В училище есть тренажер, с помощью которого у будущих водителей вырабатываются необходимые навыки управления автомобилем. Основание тренажа сваривается из уголкового железа или труб. На нем устанавливаются сиденье, щиток приборов, рычаги, педали управления и рулевое колесо со списанных автомобилей. Для обучения будущих водителей практическим навыкам по сборке, разборке и регулировке механизмов автомобиля мы изготовили специальный стенд. Двигатель закрепляется на раме, которая устанавливается на двух осях. Рама вместе с двигателем с помощью штурвала может поворачиваться на 360° и фиксироваться в любом положении защелкой, которая упирается в зубцы шестеренки распределительного вала. Этот стенд значительно облегчает разборочно-сборочные работы. Инженер-подполковник Б. ФАЛЬКОВИЧ.На таком стенде двигатель легко поворачивается на 360°, облегчая обучение сборочноразборочным работам.Преподаватель включил рубильник, и разрезной автомобиль ожил. Установленный на нем электромотор небольшой мощности привел в движение коленчатый вал двигателя. Забегали поршни, завертелись колеса. Большое передаточное число привода обеспечивает вращение коленчатого вала со скоростью 25—30 оборотов в минуту. На таком автомобиле легко объяснять взаимодействие самых сложных узлов и агрегатов. Разрезной автомобиль с электрическим приводом сделан в 1-м Военном автомобильном училище, где готовятся офицеры автотранспортной службы. За годы своего существования коллективом преподавателей училища разработана и осуществлена единая методика оборудования учебных классов наглядными пособиями. Многое из того, что применяется у нас может быть с успехом использовано в автомотоклубах и на курсах шоферов. В короткой заметке невозможно рассказать о всех изготовленных нами наглядных пособиях. Мне хочется обратить внимание лишь на некоторые из них. Так, у нас в классах висят щиты, сделанные по одному и тому же принципу. Изготовить их нетрудно. Взять, к примеру, тему «Ведущий мост автомобиля ЗИЛ-151». Для оформления щита берется стандартный плакат! Изображе-КГлавное для будущего водителя — отработать координацию движений рук и ног при управлении автомобилем. Это легко сделать на тренажере. Изготовить его нетрудно, а пользу он приносит немалую.ак известно, одним из наиболее трудных по восприятию узлов автомобиля является дифференциал. Макет этого узла (см. вкладку) можно сделать из металла или из дерева. Модуль шестерен (или их шаг) — произвольный, потому и объем макета изменяется в зависимости от размера шестерен. Качество металла для их изготовления особого значения не- имеет, но лучше ведомую шестерню выточить из стали, а ведущую из бронзы. Для изготовления деревянного макета дифференциала нужно взять дерево средней твердости. В этом случае все шестеренки можно заменить усеченными конусами. Их диаметр определяется в зависимости от количества зубцов. Для улучшения сцепления между боковыми поверхностями конусов они оклеиваются полосками резины от старых камер. Значительно легче сделать макет для изучения устройства и принципа действия системы зажигания (см. вкладку). На фанерном щите монтируются исправные прерыватель-распределитель с частичным вырезом вдоль всего корпуса прибора, индукционная катушка и свечи, ввернутые в гнезда металлической подставки, соединенной с прерывателем. В систему включаются три батарейки для карманного фонаря, последовательно соединенные друг с другом. При вращении рукоятки свечи дают искры. Можно изготовить и более простую схему системы зажигания. На деревянный щит накладываются выпиленные из фанеры и окрашенные в яркие цвета силуэты основных электроприборов. Вместо проводов используются цветные шнуры или узкие цветные ленточки. Очень нагляден макет бензонасоса. На деревянный щит наклеиваются вырезанные из фанеры и окрашенные части схемы. Отдельно вырезаются подвижные детали-клапаны, рычаг бензонасоса, маховичок с кулачком, детали диафрагмы. Способ их крепления ясен из рисунка. Пружины подбираются таким образом, чтобы обеспечить свободное качание рычага при вращении маховичка. С обратной стороны щита клапаны можно соединить качающимся рычагом, который приводится в действие кулачком, надетым на ось маховичка с обратной стороны щита. Тогда при вращении маховичка клапаны также будут двигаться. М. ШЛЕЗИНГЕР, ст. методист Московского автомотоклуба ДОСААФ.12