КРУПНЫЙ• O; F JАдоян, Эдвин Крузе, Иван Хохлов—чемпиораныМАСТЕРСТВО ПРИНОСИТ УСПЕХНо вернемся к ереванской трассе. Посмотрим сначала на красочный многолюдный старт юношей и женщин, выступающих на мотоциклах класса до 125 смз, — эта картина великолепно видна с трибун ипподрома, — отметим, что среди юношей лидерство сразу же захватил молодой спортсмен из Иркутского автомотоклуба ДОСААФ Р. Абдрахимов, а среди женщин заслуженный мастер спорта Ирина Озолина, и... последуем примеру зрителей, т. е. отправимся на трассу. Здесь уже разгорелась острая, напряженная борьба, особенно среди женщин. После двух кругов, например, латвийская спортсменка В. Ошиня сумела было оттеснить Озолину на второе место, но третий круг вновь принес успех многократной чемпионке страны, причем на второе место вышла способная досаафовка из г. Фрунзе мастер спорта Н. Шарапова. Одно время турнирное положение первых пяти спортсменок точно соответствовало их... стартовым номерам: впереди шла И. Озолина (№ 102), затем Н. Шарапова (№ 103), В. Ошиня (№ 104), Ф. Паша (№ 105), Л . Григорьева (№ 106) и лишь начиная с шестого места некоторый «беспорядок» вносили В. Лапиня (№ 124) и Н. Сусова (№ 120). Последние хорошо известны как отличные кроссистки, и никого, конечно, не удивило, что вскоре они переместились соответственно на четвертое и пятое места, а после шести кругов на третье и четвер-Фото Ю. КЛЕМАНОВА ногочисленные зрители, заполнившие в эти дни трибуны ереванского ипподрома, были удивительно не| поседливы — то один, то другой, а то и целыми группками они вдруг вставали и торопливо направлялись нуда-то в сторону от трибун. Впрочем, места их не пустовали, так как желающих посмотреть интересные соревнования пришло на ипподром немало. Шел розыгрыш первенства СССР по мотоциклетному кроссу. Участники его преодолевали много дорожных препятствий и тут, перед трибунами; но наиболее интересные эпизоды спортивной борьбы, разумеется, разыгрывались там, на семикилометровой трассе, где были крутые спуски и подъемы, естественные трамплины и два заболоченных участка... Туда-то и стремились зрители. Забегая вперед, надо сказать, что эти экскурсии с трибун на лоно природы были в известной мере вынужденными. Дело в том, что во время соревнований была из рун вон плохо поставлена информация о положении на трассе. Телефонная связь с важнейшими участками трассы не была налажена, и в результате судья-информатор мог лишь комментировать (примерно один раз за десять минут) прохождение лидеров перед трибунами, т. е. то, что и так видели зрители. К тому же делал он это — скажем прямо — сухо, неинтересно ис ошибками, которые далеко не всегда исправлял. Если учесть, что изданная секцией мотоциклетного спорта программа соревнований также была бедна содержанием (зато изобиловала грамматическими и смысловыми ляпсусами!), то станет ясно, почему зрители предпочитали самолично знакомиться с положением дел на дистанции. Новый чемпион СССР на «высоте положения». Виктор АдоянмМежду тем сама идея проведения кроссовых соревнований с использованием части территории ипподрома (а также трибун для зрителей) весьма актуальна и плодотворна. При хорошо налаженной информации с трассы можно весьма выгодно и целесообразно использовать трибуны стадионов и прилегающие к ним участки для организации и проведения различных кроссовых соревнований, особенно на коротких трассах, Во всяком случае, опыт ереванцев, даже со всеми его недостатками, заслуживает внимания и может быть широко внедрен всюду, где есть ипподромы и спортивные сооружения с так называемыми «черновыми» (т. е. не используемыми для бега) дорожками. Если к тому же выполнить большую электрифицированную карту трассы с указанием положения лидеров на каждый данный момент (не столь уж трудное дело в нашу эпоху спутников и баллистических ранет!), то можно было бы окончательно решить извечную для кроссовых соревнований «проблему» привлечения зрителей.f£ee*a>b€6*c& £аибе*с£шш2>Мотоциклетные соревнования по кроссу на первенство СССР 1958 года привлекли очень сильный состав участников. Среди 260 спортсменов было 4 заслуженных мастера спорта, 113 мастеров спорта, 108 перворазрядников» В общекомандном первенстве участвовало 10 сборных команд, представлявших ЦСК МО, ДОСААФ СССР и спортивные общества: «Трудовые резервы», «Буревестник», «Труд», «Даугава», «Спартак», «Авангард», «Ашхатанк» и «Енбек». Все участники оспаривали также первенство в личном зачете.Надо заметить, что Всесоюзный комитет по физкультуре и спорту, наметив проведение мотоциклетного первенства СССР в середине октября, видимо, не учел связанных с этим трудностей и тем самым поставил судейскую коллегию, участников и организаторов соревнований в трудное положение. Чтобы принять засветло на финише участников трех заездов, судейская коллегия была вынуждена закрывать финиш через 1С—15 минут после того, как первые три спортсмена закончат дистанцию. Эта жесткая мера была необходима, так как в случае ненастной погоды, которая, как правило, делает трассу более тяжелой, появлялась угроза того, что для последнего заезда вообще не останется дневного времени. Кроме того, старты пришлось объединять. Так, были объединены в одном заезде юноши и женщины, спортсмены, выступавшие в классе до 500 и 750 см 3 , и т. д.Трасса кросса была несколько непривычна для большинства спортсменов, приехавших из разных концов страны. Наряду с преодолением множества обычных препятствий в виде бродов и грязевых участков здесь пришлось проходить по сыпучему песку, в котором часто встречались камни, резко изменявшие направление движения машин. От мотоциклистов требовалось высокое мастерство, умение быстро приспособляться к новым дорожным условиям и особенностям грунта. Всем участникам надо было пройти по 10 кругов. Д и ­ станция была равна 75 км для мужчин и 46 км для женщин и юношей. Мотоциклы, представленные на первенстве этого года, мало отличались по конструкции от машин первенства 1957 года. Тем не менее можно назвать ряд интересных конструктивных новинок. Так, спортсмен А. Олейников выступал на мотоцикле, имеющем двигатель с алюминиевым цилиндром рабочим объемом до 175 см 3и четырехступенчатую коробку передач, которая может быть использована как с этим двигателем, так ис двигателем до 125 см 3 . Удачно была подготовлена экипажная часть мотоцикла у спортсмена И. Григорьева. Интересную раму собственной конструкции установил на своем мотоцикле В. Волчкевич. Следует отметить также удачное размещение двигателя и главной передачи на мотоцикле Е. Косматова и И. Хохлова. Наклонное распо-10