Скорости возрастают, конструкции упрощаютсяВсесоюзные автомодельные соревнования этого года показали несомненный прирост скоростей моделей. Если на первых Всесоюзных соревнованиях 1957 г. наилучший результат в клас3 се моделей с объемом двигателя 5см едва превышал 62 км/час, то на этот раз скорость была 125 км/час. В чем же заключаются основные тенденции в конструировании автомоделей нашими спортсменами? Главная черта всех представленных на соревнования моделей—простота конструкций. Спортсмены также стали более тщательно рассчитывать свои машины, добиваться точной подгонки всех узлов и агрегатов. Нужно сказать, что лучших результатов, как правило, добились спортсмены, построившие свои модели по типу «лодка», «стрела», «капля». Особого внимания заслуживают конструкции автомоделей победителей первенства С. Казанкова, О. Гречко, В. Якубовича, Б. Ефимова, А. Невского, Н. Склифуса, Н. Батурлова. Гоночный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания 1,5 см3 , сделанный мастером автомодельного спорта С. Казанковым (Москва), оригинален и очень прост по конструкции (рис. 1). На модели за задней ведущей осью в вертикальном положении установлен двигатель МК-16. Его носок обращен внутрь круга движения. Такое расположение позволило осуществить шередачу с помощью пары цилиндрических ше ­ стерен с передаточным отношением 1 : 2, а также укрепить топливный бак в кузове со стороны внутренней части круга, что обеспечило подачу топлива самотеком. В связи с необычным расположением двигателя было необходимо изменить направление вращения коленчатого вала с правого на левое. Для этого спортсмен заменил золотник и повернул на 90° заднюю крышку картера. Рамой модели послужила двухмиллиметровая дюралюминиевая пластинка. Кузов был изготовлен из органического стекла. Модель имела короткую базу, вес 680 г, диаметр ведущих колес 60 мм , задних — 50 мм. От опрокидывания ее предохраняли выступающие вперед и назад пружины — «усы». Победителем рекордсменом в классе гоночных моделей с двигателем 2,5 см3 стал моделист из Новочеркасска О. Гречко. На его модели был установлен двигатель «Торпедо» с калильным зажиганием (рис. 2). Модель построена по одному из наиболее распространенных типов, называемому нашими спортсменами «лодка». Задние колеса модели — ведущие. Их диаметр — 76 мм . Двигатель находится в горизонтальном положении перед задней осью и крепится на подмоторной раме, 'Которая одновременно имеет и кронштейн для задней ведущей оси. Передача осуществляется с помощью пары цилиндрических шестерен с передаточным отношением 1 : 1,63. Бак установлен с внешней стороны по отношению « центру корда. Кузов выдавлен из алюминиевого листа из двух одинаковых половинок. Передние ведомые колеса ножевидной формы закреплены на вилкообразной оси-рессоре. Вес модели 1010 г, д лина — 3 5см . На автомодели москвича В. Ефимова двигатель МД - 5 располагался в вертикальном положении перед задней ведущей осью (рис. 3). Передача осуществлялась с помощью пары конических шестерен с передаточным отношением 1 : 2 . Диаметр ведущих колес 75 мм. Передние колеса ножевидные (диаметр 60 мм). Кузов высокий, узкий, хорошей обтекаемости, он выдавлен из винопласта. Бак расположен перед двигателем и имеет в поперечном (разрезе овальную форму. Рамой модели являлась также дюралюминиевая пластина толщиной 2 мм, укрепленная на дне нижней половины кузова. Вес модели 1250 г, длина 39 см. В стандартный двигатель МД - 5 Б. Ефимов внес небольшие изменения — несколько увеличил степень сжатия, хорошо отполировал перепускной канал, полость картера, щеку коленчатого вала. Результаты, достигнутые автомоделистами О. Гречко и Б. Ефимовым, е ще раз подтвердили превосходство моделей с калильными двигателями над ком ­ прессионными двигателями. Интересную модель автомобиля ЗИЛ-111 с электрическим двигателем представил В. Якубович (г. Жуковск, РСФСР). Она развила скорость 38,95 км/час и получила на техническом осмотре 32 балла. Модель отличалась хорошим внешним видом, надежностью конструкции. Она имела переднюю независимую подвеску на поперечных рычагах и задний ведущий мост, снабженный пол/эллиптическими листовыми рессорами. На модели устанавливаются два двадцатичетырехвольтовых электродвигателя по 6 w. Редуктор состоял из трех цилиндрических шестерен: две меньш ие — на осях двигателя, большая на оси модели. Они имели передаточное отношение 1 : 4,6. Диаметр колес 58 мм . Успешно выступил на соревновании представитель РСФСР А. Иевский. О н использовал распространенный электродвигатель МУ-30 и самодельный аккумулятор, пластины для которого были взяты из стандартного мотоциклетного аккумулятора. Однако в конструкции были допущены и ошибки. У автомобиСхема устройства 1. Переднее колесо 2. Рессора 3. Бак моделей ля была слишком короткая база (25 см), значительный вес (2910 г) и высокое расположение центра тяжести, что приводило при скорости 30 км/час к неустойчивому движению на корте, резким заносам, рывкам. Стремясь повысить плавность хода, Иевский поставил на модели более мягкие шины, но это привело к снижению скорости вследствие увеличения сопротивления качанию колеса. Наибольшее количество баллов — 35,5 на техническом осмотре получил полумакет с двигателем внутреннего 3 сгорания 2,5 см , сделанный московским автомоделистом Н. Батурловым. Его модель внешне полностью копировала грузовой автомобиль УАЗ . Автомобиль имел прямую лонжеронную раму. Двигатель МК-12С располагался в кабине в вертикальном положении поперек продольной оси модели. Передача осуществлялась с помощью пары цилиндрических шестерен с передаточным отношением 1 : 1,5 на переднюю ведущую ось, подвеска отсутствовала. Вес модели 1380 г, длина 36 см, диаметр колес 70 мм . В отличие от многих моделистов Н. Склифус (РСФСР) позаботился о внутренней отделке кузова своей мо ­ дели. Его полумакет был снабжен зажигающимися фарами, подфарниками, стоп-сигналами. Надо сказать, что многие спортсмены удачно копировали не только внешний вид, но и отдельные агрегаты автомобилей. Так, например, хорошо сделали задние мосты для своих моделей удмуртские спортсмены. Установленный в кабине двигатель был соединен с задним мостом карданным валом. Задний мост полностью закрывался отлитым из алюминия картером, в котором были расточены гнезда подшипников для оси и вала. Подобная конструкция не сложна в изготовлении и дает возможность установить задний мост на зависимой подвеске. На большинстве моделей «Москвичей» кузова были выдавлены из органического стекла. При этом способе отпадала необходимость кропотливой трудоемкой работы по вырезыванию стекол кабины. Помимо этого, органическое стекло хорошо обрабатывается, и ему нетрудно придать любую форму. Наблюдалось широкое применение в изготовлении моделей пластических масс, капронового литья, литья из алюминия, анодированных дюралюминиевых деталей. Все это, не требуя сложного оборудования, помогло моделистам строить красивые высокоскоростные полумакеты, гоночные модели.Г КЛИЕНТОВСКИЙ. .7. 8. 9. 10. Двигатель «Усы» Маховик Шестерни силовой передачи4. Остановочное приспособление 5. Ведущее колесо 6. Кронштейн ведущей оси