НА ПОЛЬСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ВЫСТАВКЕ В МОСКВЕД реди многообразия экспонатов, ко" т орые были представлены на состоявшейся недавно польской промышленной выставке в Москве, всеобщее внимание привлекали автомобили, автобусы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и прицепы-дачи польского производства. Для многих посетителей представленное здесь богатство различных марок и моделей явилось неожиданным, поскольку до сих пор Польша не была известна как страна развитого автомобилестроеемом цилиндров 1089 смз (диаметр цилиндра — 68 мм, ход поршня — 75 мм), ния. Между тем это стало фактом. Достаразвивающий мощность 40 л. с. при 4200 об/мин. Степень сжатия 7 : 1 . Коленточно было пройтись по набережной Москвы-реки, где почти на километр чатый вал вращается в трех опорах, распротянулись ряды автомобилей, трактопределительный вал расположен сбоку ров и сельскохозяйственных машин, изи приводится тройной цепью (в отличие готавливаемых в Польской Народной от применявшейся до сих пор двойной Республике, чтобы увидеть, какие огцепи). Клапаны — верхние, подвесные, ромные изменения произошли в машиприводятся через систему коромысел и ностроении этой страны. И, в частности, толкателей. Система смазки двигателя — большие успехи достигнуты в автомопринудительная, с шестеренчатым насобилестроении и мотоциклостроении. сом; система охлаждения отличается хорошо развитыми рабочими поверхностяВот, например, микробус «Ннса-59». ми, благодаря чему даже при быстрой Это современная красивая машина, надлительной езде в жаркое время темпеходящая себе всестороннее применение ратура воды в радиаторе почти никогда в качестве 10-местного автобуса, санине поднимается выше 80 ° С тарной машины, фургона и пр. Далеко не во всякой европейской стране выпуСистема зажигания — батарейная, расскаются сейчас такие машины. пределитель снабжен центробежным реПривлекает к себе внимание также гулятором и вакуум-корректором, управновый 1-тонный пикап «Жук» и опытляемым от разряжения во впускной труные образцы осваиваемых в производбе. Карбюратор «Иков» с падающим постве 1,5-тонного грузовика АО-8 и 7-тонтоком и ускорительным насосом имеет ного самосвала, имеющего 160-сильный развитое проходное сечение (диаметр дизель. Грузовик АО-8 имеет двигатель, диффузора 32 мм). унифицированный с новым верхнеклаДвигатель «Октавия-Супер» отличается панным двигателем, созданным недавно от основной модели лишь размерностядля автомобиля «Варшава». ми, а точнее — диаметром цилиндров Конструкция «Варшавы» хорошо из(72 мм). При сохранении того же хода вестна советским автомобилистам, но поршня это дает увеличение рабочего объема цилиндров двигателя до 1221 смз возле двух легковых автомобилей польского производства — малолитражной и соответственно его мощности — до «Сирены» (с рабочим объемом цилин45 л. с. при 4200 об/мин. Максимальный дров двигателя 746 смз) и микролитражкрутящий момент равен 8,6 кгм при ного «Микруса» все время собирались 2500 об/мин (у основной модели — любопытные. К сожалению, на выстав7 кгм при 2800 об/мин). В остальном как ке не демонстрировался «Смык» — микпо конструкции, т аки по параметрам ролитражный автомобиль, который яв«Супер» не отличается от «Октавии». ляется плодом совместного творчества Крутящий момент от двигателя переряда конструкторских коллективов. дается через сухое однодисковое сцепПолюбовавшись большими комфорталение, четырехступенчатую коробку пебельными автобусами «Сан» и целой редач (с синхронизацией II , I IIи IV пегаммой конструкций грузовиков типа редач) и карданный вал, расположенный «Стар», посетители надолго останавливнутри центральной трубы рамы автомоваются возле небольшого компактного биля. Конструкция рамы не претерпела мотороллера, метко названного «Оса». изменений — ее центральная труба имеет Он, безусловно, нравится всем. две поперечные балки и впереди раздвигается, образуя вилку из коротких лонНаряду с известным польским мотожеронов в качестве опоры для двигатециклом «Юнак» и блистающими хромоля и коробки передач. К заднему концу никелевой отделкой мотоциклами «Фис» трубы прифланцован дифференциал с (для гонок на гаревой дорожке) предгипоидным зацеплением. Передаточные ставлены и два новых мотоцикла — с числа главной передачи (4,78) и I передвигателями 123 смз и 148 смЗ. Первый дачи в коробке (4,27) обеспечивают эфиз них — легкий мотоцикл с телескопифективную эксплуатацию автомобиля ческой передней вилкой, маятниковой на сильно пересеченной местности. подвеской заднего колеса и двухтактным двигателем, развивающим мощность Наиболее существенным изменениям 6 л.с. при 4800 об/мин. Мотоцикл весит при модернизации подвергся передний 100 кг, развивает скорость до 80 км/час мост автомобиля (см. рис.). Фактически он и расходует 2,5 л топлива на 100 км. полностью спроектирован заново: вмеДругая модель отличается несколько сто поперечной листовой рессоры прибольшей мощностью двигателя (6,5 л.с. менены спиральные, с размещенными при 5200 об/мин) и рычажной подвеской. внутри телескопическими гидравлическими амортизаторами; независимая Всегда много посетителей толпилось подвеска колес осуществляется на расу показанных на выставне легких приположенных сверху и снизу треугольцепов-дач польского производства, а ных тягах, причем нижние треугольники также у микробуса, оборудованного под связаны между собой торсионным стабикомфортабельную «дачу на колесах». лизатором, позволяющим проходить поЭкспонаты Польской промышленной вороты с высокой скоростью. выставки — яркие свидетельства творческого роста автомобилестроителей и Задняя ось — маятникового типа, с помотоциклостроителей этой страны. перечной листовой рессорой и телескопическими гидравлическими амортизаторами. На автомобиле установлены гидравлические тормоза; стояночный ручной Максимальная скорость автомобиля тормоз имеет механический привод толь«Октавия-Супер» — 130 км/час, способко на задние колеса. Дисковые колеса ность преодолевать подъемы—до 39 проимеют шины размером 5,50 — 15. центов. Но зато и эксплуатационный Автомобиль «Октавия» развивает макрасход топлива у этой модели выше симальную скорость до 123 км/час и примерно на 20 — 2 5 процентов. способен преодолевать подъемы до Обе машины почти не отличаются друг 33 процентов (на первой передаче). При от' друга по габаритным размерам и весредней скорости 70 км/час он расхосовым характеристикам. Приводим здесь ует около 8л топлива на 100 км про§ега. основные сведения по базовой модели «Октавия». Габаритные размеры: длина — 4065 мм, ширина — 1600 мм, высота — 1430 мм; база — 2400 мм, колея пеВ верху : автомобиль «Шкода», модель редних колес — 1210 мм, задних колес — «Октавия». 1250 мм. Просвет — 175 мм, радиус поСправа: передний мост автомобиля ворота — 5,3 м. Сухой вес — 890 кг. «Октавия». шшяшяш