28
29
$Фг^^^^е^ы>и^€^«MATT» ВМЕСТО «ДЖИПА»Заводы Форда начали в апреле 1960 года серийный выпуск автомобиля «Матт», который, как официально сообщило военное министерство США, приходит на смену известному «Джипу». выпускавшемуся в течение двух десятилетий заводами Виллиса и Форда. Разработка конструкции, экспериментирование и подготовка производства нового автомобиля велись в течение 8 лет- По окончании корейской войны, в которой «Джипы» проявили себя не с лучшей стороны, военное министерство срочно разработало техническое задание на новый автомобиль, предусматривавшее следующие основные показатели: вес — 1135 кг, колесная база — 2030 мм, грузоподъемность—544 кг, максимальная скорость 96 км/час, способность преодолевать 60-процентные подъемы, радиус действия—480 км. После того как Форд получил от военного министерства в 1952 году заказ на производство новых машин и это техническое задание, было осуществлено не менее десяти переходных конструкций и изготовлено множество различных опытных образцов автомобилей. эксплуатировавшихся в различных естественных и искусственно созданных условиях. Таким образом, описываемая ниже конструкция, являясь плодом многолетних и весьма широко проведенных экспериментов, представляет собой интерес, как наиболее полно отражающая современное состояние американской автомобильной техники. Интересно, прежде всего, сравнить основные технические данные «Джипа» и нового автомобиля. Если вес (1100 кг) и грузоподъемность (на шоссе—544 кг, на местности — 360 кг) у обеих машин совершенно одинаковы, а рабочий объем цилиндров двигателя у автомобиля «Матт» (2,3 л) лишь незначительно превосходит литраж «Джипа» (2.2 л), то в отношении других параметров «Матт» значительно отличается от своего предшественника. Четырехцилиндровый двигатель автомобиля «Матт» развивает мощность 72 л.с. при 4000 об/мин (у «Джипа» — 60 л.с. при 4000 об/мин) и имеет крутящий момент 18 кгм, превышающий на 30 проц. соответствующий показатель у «Джипа». Такое повышение мощности двигателя осуществлено за счет повышения степени сжатия (с 6,5 до 7,5) и конструктивного усовершенствования ряда узлов двигателя. Он выполнен ультракороткоходным (диаметр цилиндров — 98,52 мм, ход поршня—76,20 мм); кованные короткие шатуны, легкий кулачковый вал с осевым каналом для подвода масла, широкое применение алюминия (из которого изготовлены впускные коллекторы, передняя крышка, клапанная коробка, привод кулачкового вала, масляный насос и пр.) позволили значительно улучшить удельный вес двигателя (1,6 кг/л.с.) Верхнее компрессионное кольцо двигателя хромировано, второе компрессионное кольцо фосфатировано, а два нижних кольца имеют пружинные вставки. Выпускной клапан имеет специальное покрытие, предохраняющее его от прогорания, коррозии и пр. Выпускной коллектор представляет собой бесшовную цельнотянутую трубу из нержавеющей стали и не требует никаких уплотнений при соединении с головкой цилиндров. В масляной системе двигателя предусмотрено приспособление, обеспечивающее сохранение высокого уровня масляной ванны в картере при преодолении автомобилем подъемов до 60 проц. Множество конструктивных мер принято для обеспечения работы двигателя в военных условиях — водонепроницаемое уплотнение картера, наличие клапана, создающего повышенное давление в картере, и т.д. Двигатель выполнен в одном блоке с коробкой передач, сцеплением и частью трансмиссии, что облегчает замену всего агрегата при ремонте; в то же время расположены соосно в винтовых рессорах. Задняя подвеска колес — маятникового типа, на качающихся полуосях; треугольник сочлененных рычагов установлен у каждого колеса так, что ось вращения этого треугольника образует открытый острый угол с продольной осью автомобиля. Между подвеской колеса и кузовом монтируется гидравлический амортизатор. «Матт» — новый автомобиль американской армии, получивший официальное наименование М-151, имеет эксплуатационные данные, примерно соответствующие приведенному выше техническому заданию. Вместо заданной грузоподъемности (544 кг) он может перевозить 4 пассажиров; тяга на крюке при полной нагрузке достигает 950 кг. Машина может транспортировать прицеп весом до 900 кг по шоссе и до 680 кг на местности.Рис. 1. отдельные части блока могут быть легко демонтированы для замены. В отличие от рамной конструкции «Джипа» в новом автомобиле принята несущая конструкция сварного кузова, состоящего из двух частей (рис. 2). Самонесущая нижняя часть состоит из двух средних ферм, двух боковых ферм с уширением для задних колес и трех поперечных перемычек, между которыми проложены листы жести. Эта нижняя часть воспринимает на себя все нагрузки в то время, как боковые стенки и крылья приваренной к ней верхней части никакой нагрузки не несут и служат лишь для удобства размещения команды и вооружения. Общий вес кузова (т.е. нижней несущей части со стенками и оперением) не превышает 170 кг. Крутящий момент от двигателя передается на все четыре колеса автомоби-ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙАнглийская фирма «Армстронг Витворт Эйркрэфт» разработала новый электронный измерительный аппарат, который обеспечивает большую экономию времени и средств при проведении различных дорожных испытаний автомобилей. Аппарат, получивший наименование «Дидас», работает по такой же системе, как и передатчики, устанавливаемые на спутниках земли, космических кораблях и т. п. Он регистрирует во время испытательной ездки автомобиля данные о напряжениях, давлении, колебаниях, температуре и других воздействующих на автомобиль явлениях. До 23 различных узлов автомобиля могут быть одновременно подвергнуты контролю аппарата, который в течение одной секунды способен сделать несколько сот замеров; эти замеры передаются на определенной ультракороткой волне приемнику, который может быть удален от места испытаний на много километров и размещается где-нибудь в конструкторском бюро автомобильного завода, либо в лаборатории научного института. Здесь по. лученные импульсы перерабатываются в диаграммы, либр в цифровые ряды и используются для быстрой оценки и изучения качеств автомобиля непосредственно во время его движения. За 10 минут новый прибор дает больше замеров. чем можно получить старыми методами за 10 недель испытаний. Передаточная аппаратура прибора монтируется в двух небольших ящиках и может быть расположена в автомобиле под сиденьем водителя.Рис. 2. ля через однодисковое сцепление (диаметром 200 мм) и. в отличие от «Джипа». четырехступенчатую коробку передач и одноступенчатую промежуточную передачу, служащую для включения и выключения привода на переднюю ось. Это успешно заменяет применявшееся на «Джипе» сочетание трехступенчатой коробки передач с трехступенчатой раздаточной коробкой, которая при езде по пересеченной местности выполняла функции коробки передач. Новая четырехступенчатая коробка передач автомобиля «Матт» имеет синхронизаторы на трех передачах. В отличие от жесткой подвески «Джипа» новый автомобиль имеет независимую подвеску всех четырех колес. Передний мост демонтируется как целый агрегат, состоящий из поперечины, качающихся рычагов, пружин амортизаторов, колес, шин. тормозов, привода осей и дифференциалов (рис. 3). Независимая подвеска передних колес выполнена по классической схеме и состоит из поперечных рычагов неравной длины и винтовых рессор, наклонных (при нормальных условиях нагрузки) под углом 14° к середине. Оси поворота обоих поперечных рычагов (верхнего и нижнего) расположены параллельно; их резиновые втулки легко сменяемы. АмортизаторыСИСТЕМА УПЛОТНЕНИЯ В ДВИГАТЕЛЕ ВАНКЕЛЯВ журналах № 2 и № 6 за 1960 год сообщалось о новом ротативно-поршневом двигателе Ванкеля, устанавливаемом на автомобилях НСУ модель «Принц». Одним из важнейших «секретов» конструкции этого двигателя является запатентованная изобретателем система уплотнений, в частности, уплотнение трехугольного ротативного поршня в картере двигателя. На рисунке показана конструкция уплотнения, разработанная Ванкелем. Главное в ней. как видим, состоит в том, что прокладки, проложенные в радиальном и осевом направлениях, могут перемещаться в канавках наподобие поршневых колец. Этим обеспечивается, что окружающие их стенки картера очищаются от продуктов сгорания.28 МОТОРОЛЛЕР «ЧЕЗЕТА», МОДЕЛЬ 1960Чехословацкие заводы «Ява» произвели значительную модернизацию мотороллера «Чезета», который с нынешнего года будет выпускаться в двух вариантах: с механическим кик-стартером ис электрическим династартером. тера кривошипного механизма, а также изменить верхнюю «крышку» двигателя, предусмотрев в ней небольшое смотровое отверстие с крышкой, необходимое для контроля и установки момента зажигания. Упомянутый выше ящик с аккумуляторами реле располагается в багажнике. Само собой разумеется, что изменена также вся схема электрооборудования. Династартер, показанный на рис. 2, имеет две отдельные обмотки — главную и вспомогательную. Дополнительная обмотка включается при работе агрегата в качестве генератора, а главная — при работе в качестве стартера, причем вспомогательная обмотка в этом случае тоже остается включенной, благодаря чему несколько повышается пусковая мощность агрегата. Как стартер он разS**^&4Lt44^MZi4ФАРА ДЛЯ СПОРТИВНЫХ АВТОМОБИЛЕЙПроблема размещения фар давно волнует конструкторов автомобилей, так как она тесно связана с проектированием обтекаемых кузовов и безопасностью движения. С точки зрения обтекаемости автомобиля фары следовало бы «утопить» в кузове, к ак это было сделано в свое время в ряде конструкций французских и итальянских автомобилей. Практика показала, однако, что утопленные фары (либо расположенные за решеткой фальш-радиатора) не обеспечивают необходимой безопасности движения, так как яркость их светового пучка заметно снижается; если их располагать слишком низко, они быстро загрязняются и т. д. С, другой стороны известно, что езда с включенными фарами (а тем более дальнего света) занимает в среднем не более 2—10 проц. общего времени эксплуатации автомобиля. Естественны поэтому поиски конструкторов, стремящихся использовать этот временный характер работы фар для улучшения общих линий обтекаемости кузова; были созданы, например, конструкции выдвижных фар, которые убираются в кузов на дневное время; подобные конструкции требуют, однако, наличия специальных добавочных механизмов и значительно удорожают стоимость автомобиля. Между тем по мере развития конструкций спортивных автомобилей необходимость решения этой проблемы становится все более настоятельной. Поэтому интересна последняя работа английских конструкторов, предложивших довольно простое решение, а именно: делать не убирающиеся фары, а лишь убирающийся отражатель пучка света; сами же фары при этом могут быть расположены глубоко в кузове, никак не мешая достижению его оптимальной обтекаемости. Смысл этого предложения ясен из приводимого рисунка, где овальное зеркало 1 вставлено в овальный поворотный щиток, представляющий собой секцию крыла, либо другой части кузова, т. е. устанавливаемый заподлицо с наружной поверхностью кузова.Рис. 1. На рис. 1 показан двигатель нового мотороллера «Чезета» с династартером. который используется для пуска двигателя в качестве стартера, а во время движения принимает на себя функции генератора, т.е. снабжает электрическим током фары , лампочки и приборы, а также заряжает аккумулятор. Переключение с одной функции на другую обеспечивает электрическое реле, расположенное в одном ящике с двумя 6-вольтовыми батареями, которые соединены последовательно и дают ток напряжением 12 в. Все электрооборудование нового мотороллера тоже 12-вольтовое. Поскольку новый электростартер отличается по габаритам от обычного генератора, устанавливавшегося на «Чезете» ранних .выпусков, пришлось пересмотреть размеры и конструкцию кар-Рис. 2. вивает мощность 0,25 л. с. Крутящий момент его равен 1 кгм при напряжении 9 вольт. Как генератор агрегат развивает мощность 100 ватт при 1800 об/мин.ЯПОНСКИЙ БЕСКОЛЕСНЫЙ АВТОМОБИЛЬПосле первых испытаний первого бесколесного автомобиля в США (о которых сообщалось в нашем журнале № 9 за 1959 и № 2 за 1960 год) конструкторы ряда стран стали усиленно искать дальнейшие пути реализации этой идеи. Так. интересные работы в области создания автомобилей и судов, создающих себе собственную воздушную «подушку» над поверхностью земли или воды, проведены за последнее время в Англии ив Японии. В Токио на VI японской автомобильной выставке демонстрировался бесколесный автомобиль «Харуми-1», который, как утверждают, является более совершенным по конструкции, чем его американский предшественник. На этом автомобиле имеется турбомотор, подающий сжатый воздух через систему сопел, БЕСКОЛЕСНЫЙ МОТОРОЛЛЕР Отдавая дань последним веяниям в автомобильной технике, два американских инженера построили этот бесколесный мотороллер, создающий для себя «воздушную подушку». Необходимый для нее воздух подается специальным воздушным винтом, ноторый приводится от двухтактного двигателя мощностью 12 л. с Мотороллер способен передвигаться по асфальтовым дорогам, по воде, снегу и льду. Максимальная скорость — 40 км / ч ас . расположенных по периферии плоского резинового днища автомобиля; благодаря этому автомобиль приподнимается на несколько сантиметров над полотном дороги и как бы «плывет» по воздуху. Движение автомобиля вперед осуществляется по реактивному принципу, за счет выпуска сжатого воздуха через специальные сопла в задней части кузова. Кроме того, по сторонам автомобиля имеются боковые сопла, с помощью которых осуществляется управление автомобилем: включая и выключая эти «сопла управления», можно легко изменять направление его движения. Двухместный кузов автомобиля «Харуми-1» выполнен из пластмассы и отличается оригинальной формой. В связи с отсутствием колес и механизмов трансмиссии машина имеет весьма малые габариты по высоте, что сделало излишним устройство дверей кузова. Вход в машину осуществляется простым перешагиванием невысокого борта кузова; предварительно приподнимается прозрачный колпак над сиденьем. Автомобиль «Харуми-1» развивает скорость свыше 200 км/час и может передвигаться как по земле, так и по воде. Первые его испытания показали почти полное отсутствие износа деталей, кроме моторных. Объясняется это тем, что «воздушная подушка» полностью предохраняет машину от вредного воздействия неровностей дороги на механизмы автомобиля, в то время, к акв колесном автомобиле шины и подвеска выполняют эту задачу лишь частично. Интересные работы в этой области проведены в Англии, где инженер Кокерелл запатентовал конструкцию водно-моторного судна с воздушной «подушкой» под наименованием «Роверкрафт». Это судно, которое с тем же успехом можно именовать бесколесным автомобилем-амфибией, имеет мощный звездообразный двигатель и во время пробных заездов показало максимальную скорость до 300 км/час. И в данном случае зафиксировано значительное уменьшение износов деталей, вызываемое обычно трением киля о воду и боковой качкой.Для обеспечения правильного направления световых пучков на зеркало отражателя положение фары5в специальном корпусе 4 (выполненном из стекловолокна) может изменяться. Регулирование положения отражателя (а также открытие и закрытие его) осуществляется с помощью троса 2, имеющего вывод в кабину водителя; упор 3 служит для установки зеркала под оптимальным углом, при котором обеспечивается наиболее эффективное действие фары через прикрепленную к зеркалу фальш-фару 7. При езде с закрытым отражателем освещение дороги перед автомобилем обеспечивается через небьющееся стекло 6, выполняющее функции подфарника. Описанная конструкция применена на английском автомобиле «Остин-Хилей». модель Сприт, на котором в этом году успешно выступает в розыгрыше чемпионата Европы по ралли известная спортсменка Пат Мосс.29