22
23
стеб дороги, что отрицательно сказывается на состоянии всей ходовой части автомобиля, Срок службы шин обусловливается и степенью загруженности автомобиля. Перегрузка на 10 и 18 проц. снижает пробег 'соответственно на 18 и 30 проц. Движение с большой скоростью по плохой дороге равносильно перегрузке шин. Если их пробег при скорости 50 км/час принять за 100 проц., то при скоростях 65 и 80 км/час он упадет соответственно на 23 проц. В случае неправильной регулировки тормозов или при резком торможении одного или нескольких колес автомобиля возникают большие напряжения на поверхности протектора. На состоянии шин очень отрицательно сказывается буксование колес. Сохранность шин зависит также от правильной установки передних колес, от зазоров в рулевом управлении, от износа подшипников ступиц. Приступая к монтажу шины, следует проверить ее исправность. Обод должен быть чистым и окрашен тонким слоем краски или лака. При этом следите, чтобы его поверхность и кромки были гладкими, без забоин, зазубрин или заусенцев. Внутреннюю поверхность покрышки и камеру надо тщательно и равномерно припудрить тальком или графитом. Даже мелкие повреждения необходимо своевременно устранять. Желательно предохранять покрышки от длительного воздействия на них солнечных лучей. Запасные камеры рекомендуется хранить в свернутом виде, покрытыми холщев'эй материей .или дерматином, отдельно от инструментов. В процессе эксплуатации шин предусматривается обязательная их перестановка по схеме. 8 случае перегрева шин, особенно в жаркую погоду, следует периодически делать остановки для их охлаждения, но ни в коем случае не снижать давление в них. Цепи противоскольжения нужно применять 'соответствующего размера и сразу же после преодоления труднопроходимою участка снимать. Опытные водители, зная, насколько велико влияние приемов вождения на сроки службы шин, никогда не допускают резкого трорания с места и торможения автомобиля, снижают скорость на поворотах, не подъезжают вплотную к тротуару, стараются избежать буксования колес, движения по трамвайным рельсам и стрелкам, по возможности объезжают препятствия, которые могут повредить покрышки. Из всего изложенного было бы неправильно сделать вывод, что необходимо двигаться с заниженными скоростями ради сбережения топлива 'и шин. Такая экономия снизит эффективность использования автомобиля, уменьшит его производительность. Инж. А. МАХОТИН. Т аблица 1. (Вверху). Изменение относительного расхода топлива легковыми автомобилями в зависимости от развиваемой скорости. Таблица 2. Зависимость износа шин от скорости, с которой движется автомобиль. Б КЕ ЗРАОНСТРМ НЫУКЦИНужно сказать, что несущие каркасы безрамных мотоциклов, заменяющие трубчатые рамы, обладают значительно большей жесткостью и, следовательно, прочностью. Во внутренней полости их удобно размещать багажники, топливные баки, аккумуляторные батареи. Но идея безрамных конструкций заключается не только в изменении экипажной части машины. Особое устройство имеют и силовые агрегаты, корпуса которых до некоторой степени принимают на себя функции трубчатых рам обычных мотоциклов, т. е. становятся несущими элементами экипажной части. На картерах силовых агрегатов безрамных машин размещены откидные подножки, элементы системы управления, глушители, а зачастую и опоры задней подвески. Все это создает дополнительные нагрузки, поэтому силовые агрегаты безрамных мотоциклов, как правило, размещены is усиленных моноблоках (рис. 3), объединяющих в общем картере узлы двигателя и коробки передач. Моноблоки представляют собой довольно сложные кокильные отливки из легких сплавов. Они подвешиваются к каркасу на надежном креплении. Картер моноблока может быть выполнен неразборным (с боковыми крышками) и составным (с разъемом по осевой плоскости). Коленчатый вал и той и другой конструкции —• составной (рис. 4). Он связан с коробкой передач одинарной роликовой цепью или косозубыми шестернями через многодисковую фрикционную муфту. Цепной привод заднего колеса находится в закрытом картере. Безрамная конструкция предполагает изменения в устройстве и других узлов и деталей мотоцикла, но они менее существенны, чем рассмотренные выше. Советские мотоциклостроители, как уже указывалось, приступили к созданию каркасных машин. С устройством одной из них (М-64) кубатурой до 650 смЗ читатели журнала уже знакомы по статье «Мотоцикл ближайшего будущего», опубликованной в № 5 за 1960 год. В настоящее время ЦКЭБ мотоциклостроения совместно с Ирбитским заводом работают над дальнейшим совершенствованием этой конструкции. В экспериментальных образцах другого безрамного мотоцикла — «ИЖ-Сатурн» (класс 250 смЗ) все основные узлы экипажной части являются несущими, силовой агрегат посредством защитных кожухов-боковин присоединен к бензобаку. Приступил к проектированию безрамной машины и Минский завод, но в отличие от «ИЖ-Сатурн» большую часть нагрузки в новом мотоцикле воспринимает не бак, а двигатель. Задняя подвеска и1меет точку качения непосредственно на картере двигателя. Создание безрамных конструкций открывает новую страницу в мотоциклостроении, намечает пути для многих оригинальных решений. Инж. Д. БУТЕНКО.СРис. 1. Несущий каркас] безрамного мотоцикла:' 1 — гнездо аккумуляторной батареи. 2 — теплив-' ный бак, 3 — боковина.] 4 — отверстие для руле.' вой колонки, 5 — малый кронштейн. 6 — большой кронштейн. 7 —i консолв.овершенные и технологичные — такими эпитетами в последнее время все чаще наделяют безрамные конструкции мотоциклов. Что же представляет собой это новое, безусловно, перспективное направление в мотоциклостроении? Основная идея новой конструкции заключается в том, что трубчатая рама мотоцикла заменена несущим штампованным каркасом. К нему подвешены силовые агрегаты и узлы экипажной части. Такое конструктивное решение дает большой экономический эффект: значительно упрощается технология изготовления мотоцикла, вместо легированных труб используется сравнительно дешевая листовая сталь. В настоящее время известно несколько безрамных конструкций мотоциклов с различным рабочим объемом цилиндров: «ИЖ-Сатурн», М-64 Ирбитского завода, ряд зарубежных моделей. В зависимости от класса машины несущий каркас безрамного мотоцикла имеет свои особенности.Рис. 2. Общий вид безрамного мотоцикла .Одна из конструкций (|иласс 250 см3) представлена на рис. 1. Каркас машины сварен из двух штампованных стальных половин. В его переднюю приподнятую часть вварена рулевая колонка. Эта часть служит своеобразным воздухоприемником, который вместе со съемным воздушным фильтром и резиновым воздухопроводом обеспечивает высокую степень очистки воздуха, засасываемого из зоны малой запыленности. Внутри каркаса размещены топливный бак, аккумуляторная батарея и инструментальный ящик. Каркас заканчивается двумя консолями, на которых в сайлеьт-блоках установлены пружинно-гидравлические амортизаторы задней подвески. Снизу к каркасу приварены три штампованных кронштейна из листовой стали для крепления литого моноблока двигателя и коробки передач. Задний кронштейн служит также опорой для качающихся рычагов задней подвески. Защитная облицовка выполнена из листовой стали или пластмассы. Верхняя часть ее служит опорой для откидного сиденья. Кроме того, на ней спереди установлен закрытый багажник. Кормовая часть, выполняющая функции заднего щитка, также при необходимости откидывается вверх. В некоторых вариантах каркас имеет фронтальную облицовку, обтекатель, ветровой щиток и щитки, закрывающие силовой агрегат. Еще компактнее решена конструкция несущего каркаса Легких безрамных мотоциклов (рис. 2). У них он состоит из двух выпуклых стальных половин, соединенных электросваркой. Отдельные элементы каркаса образуют одну обтекаемую поверхность от рулевой колонки до заднего колеса и закрывают не только багажник, топливный бак и аккумуляторную батарею, но и весь силовой агрегат мотоцикла. Кормовая часть несущего каркаса является одновременно опорой для сдвоенного сиденья и защитным кожухом заднего колеса.Рис блока.3.КартермоноКиев24