28
29
даже закладывает уши. Но закрыть окна кабины нельзя, ртуть в термометре поднялась до 35°. Морской берег с незабываемыми видами на маленькие и большие скалистые заливы и вспененный морской прибой. Густая синева моря контрастирует с лазурью неба. Зелень приморских садов и изящные строения вдоль шоссе делают эту часть страны — бывшую французскую мандатную территорию — одним из самых красивых уголков турецкого приморья. В Искандероне море бурное, сильно бьются о прибрежные скалы волны. Перед Антакьей, некогда называвшейся Антиохией, начинаем подниматься в горы. Существует поверие, будто в далеком прошлом апостол Павел основал здесь первую христианскую общину. Когда мы проезжаем по городу, звучит колокол древней церкви. С каждым метром высоты растительность становится все пышнее, появляются смешанные леса. Там и тут прямо из земли возникают острые утесы — серые, похожие на движущиеся по горным лугам фигуры. Нас окружают большие стада овец, коз, крупного рогатого скота. Зелени столько, что кажется, будто ее собрали сюда со всей Турции. У подножья гор несколько памятников церковной экспансии: замки времен крестовых походов в Святые земли. Автомобили преодолевают подъем с открытыми капотами. Затем крутой спуск, и перед нами последний населенный пункт на турецкой территории — Яйладаги. Шлагбаумов тут нет, просто на шоссе выбегает полицейский и дает знак остановиться. Идем в контору. При свете керосиновой лампы нам делают отметку в паспорте; быстро следуем дальше. Проезжаем около 50 м — и снова контора, одноэтажный домик. Таможня. Мы приятно удивлены обходительным обращением. Все пограничные формальности окончены за один час. Полицейские провожают нас еще 3 км до пограничного шлагбаума. Фары автомобилей освещают границу Сирийского района Объединенной Арабской Республики. Арабский полицейский и таможенный служащий настроены очень дружелюбно. Мы отвечаем им тем же. Очевидно, здесь не забыли о помощи Чехословакии в напряженные дни англо-франкоизраильской агрессии против арабского народа. Спрашиваем, можно ли остановиться на ночлег в пограничной полосе. На лицах таможенного служащего и полицейского удивление. Следует заверение, что разрешается останавливаться и ночевать в любом месте. Турция-де осталась позади. Отъехав километр от границы, разбиваем на лужайке в сосновом лесу свой первый сирийский лагерь. ПЕРЕД КОНЕЧНЫМ ПУНКТОМ ПЕРВОГО ЭТАПА Участники экспедиции накопили много материала, который необходимо рассортировать и обработать, прежде чем отправляться дальше. Окончательный выбор места первой рабочей остановки пал на Ливан. Одно из главных «за» то, что в Бейруте находится филиал фирмы Кодак, которая обрабатывает цветные кинои фотоматериалы. Итак, столица Ливана стала конечным пунктом первого этапа нашего путешествия. По Сирии едем медленно. Шоссе, хотя ис асфальтовым покрытием, но изобилует выбоинами. Оно проходит через Латакию вдоль берега моря на юг, до границы Ливана. На всем пути никаких дорожных знаков. С основной дороги сворачиваем на Рас-Шамру, где находятся развалины старого финикийского города Угарита. Вокруг стены и вдоль дороги множество могучих кактусов, опунций — в цвету или уже с плодами. В первый раз за время путешествия срываем плоды кактуса, осторожно очищаем их, чтобы мелкие иглы не впились в кожу, и наслаждаемся доселе неизвестным нам плодом чудесного вкуса. Жизнь здесь иная, чем в Турции. Женщин в чадрах очень мало. Мужчины уже не в шароварах, но все же в длинных до щиколоток рубашках — калабиях; на головах белые платки, стянутые черной лентой. У населенного пункта Баниас минуем большие нефтяные резервуары, в которые впадают нефтепроводы. Быстро темнеет. За Баниасом попадаем на морской пляж. Колеса голубого автомобиля внезапно зарываются в песок. Он не может продвинуться дальше ни на миллиметр. Что же теперь делать? Отсоединяем прицеп и пытаемся выехать на твердый грунт. Колеса буксуют в мягком песке, как в воде. Подкладываем под них камни. Пониженные передачи, малые обороты, заблокированный дифференциал — все напрасно. Отрываем колеса и снова подкладываем камни. Постепенно улучшается сцепление колеса с дорогой, и автомобиль сантиметр за сантиметром продвигается вперед.Через несколько минут он все же преодолевает необходимые 10 м, отделяющие его от твердой почвы. Удалось! Поворачиваем голубой автомобиль в противоположном направлении, вытаскиваем канат лебедки, рукояткой пускаем маховик на малые обороты. Канат медленно подтягивает к автомобилю прицеп. Наконец мы в безопасности! Красный автомобиль тоже слишком приблизился к предательскому мягкому песку. С большой осторожностью выводим его иа твердую почву. В одном месте он начинает буксовать; снова подкладываем камни. Все обошлось хорошо, а у нас прибавился опыт: нужно быть особенно внимательным при выборе стоянки вечером. Утро душное и жаркое, не помогает даже купание т море, температура воды доходит до 36°. Больше охлаждает дыня, купленная у торговца на дороге. Итак, последний день первого этапа путешествия! На сирийско-ливанской границе находится деревушка Арида. Шоссе проходит мимо здания таможни. Такое же строение было на ливанской стороне, но во время недавней гражданской войны его разрушили. Формальности на обеих сторонах границы продолжаются недолго, только ливанские таможенные служащие заинтересовались нашим оружием. Закон есть закон. Оружие должно перекочевать из автомобилей в таможню, где будет храниться, пока мы не покинем Ливан. Дорога от границы до Триполи похожа на вчерашнюю сирийскую. В дальнейшем, правда, она значительно улучшается, но из-за узкой проезжей части мало пригодна для интенсивного движения. Ливанские шоферы ездят быстро, но осторожно. Большие таблицы с международными дорожными знаками, указатели направления и названия населенных пунктов на французском и арабском языках встречаются на каждом километре. Неподалеку от Бейрута населенные пункты на побережье сливаются в один сплошной приморский город. Только аккуратно расставленные вдоль шоссе таблицы указывают на новые селения и городки: Нар-Ибрагим, Табарджа, Мамелтеин, Джуния, Нар-эль-Кельб, Дбайе, Антеалиас, Джаль-эль-Диб. Затем движение на дороге становится двухпоточным, как на автостраде, увеличивается и число автомобилей. В предвечернем свете показались огни большого города. Неоновые рекламы, множество автомобилей и мотоциклов, звонки трамваев, энергичные движения полицейских. Да, мы в Бейруте — торговом центре Ближнего и Среднего Востока. Блуждаем по освещенным люминисцентными лампами бейрутским улицам, выезжаем к кварталу Аль-Хамра и ищем Рю Верден — цель первого этапа нашего путешествия. У таблички с чешско-арабской надписью на ограде одного из садов колеса наших автомобилей прекращают свой бег. В следующее мгновение мы уже приветствуем группу соотечественников из чехословацкого посольства в Ливане. Ворота открываются, автомобили следуют на заслуженный отдых. Мы собираемся использовать бейрутскую остановку для тщательного осмотра наших «Татр». (Продолжение следует) СоветыавтолюбителюПОКРАСИТЬ АВТОМОБИЛЬ МОЖНО САМОМУреди автолюбителей распространено мнение, что окраска автомобиля — дело очень сложное, не доступное «простым смертным». Между тем хорошо окрасить автомобиль может каждый. Для этого требуется несложная оснастка. Прежде всего — это обычный пылесос: «Буран», «Уралец», «Вихрь» или какой-нибудь другой. С его помощью можно получить результаты отнюдь не худшие, чем в любом гараже, где имеется компрессор. Советуем запастись двумя крышками-распылителями. В комплект каждой из них полезно добавить несколько запасных трубочек с меньшим и большим диаметром сопла, чем в заводских трубочках, прилагаемых к пылесосам. Желательно иметь в запасе и соответствующие резиновые пробки и кольцевые прокладки. ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ К ОКРАСКЕ Поверхность, подлежащую окрашиванию, надо тщательно очистить от грязи и ржавчины. Прежде всего ее промывают водой. Ржавчину удаляют полностью, очищая металл до блеска. Для зачистки применяют грубые шкурки, наждачную бумагу или кордоленту. С тех участков, на которых крепко держатся старая краска и грунт, удалять их не следует. Эти места нужно «затуманить», сняв шкуркой верхний слой, и обезжирить, промыв бензином. Для удаления старой, потрескавшейся и непрочной краски с больших площадей имеет смысл использовать химические составы, т. е. применить травление. Делается это так. На участок наносят кистью 25—30-процентный раствор каустической соды. Через 10—12 часов краска может быть легко смыта горячей водой. Краску можно снять пастой. Вот один из рецептов ее приготовления*. Замешивают 0,5 кг картофельной муки в 0,5 л холодной воды и добавляют в смесь раствор из 2 кг каустической соды в2л воды. Затем при непрерывном помешивании вливают в смесь еще 5л кипящей воды. Перемешивание прекращают после получения однородной пасты. Пасту наносят на окрашенную поверхность и оставляют на ей в течение часа. После этого краску снимают шпателем и смывают струей холодной воды. Хорошо очищенная поверхность прежде всего должна быть загрунтована. Лишь в этом случае краска будет держаться прочно и долго. Перед нанесением нитроэмали детали кузова необходимо также прогрунтовать, прошпаклевать и неоднократно обработать шкуркой.* Рецепт взят из книги «Справочник шофера», И. П. Плеханов. В. А. Черняйкин и С. В. Пампель, Автотрансиздат. 1957 год.СЕсли незначительные участки подкрашиваемой поверхности можно покрывать при помощи кисти грунтовкой № 138 без разбавления, то на большие площади грунтовку лучше наносить разбрызгиванием (пульверизация), разбавляя ее растворителем № 647 или №. 646. ШПАКЛЕВАНИЕ Шпаклевку наносят на поверхность, предварительно покрытую грунтом. Удобнее всего пользоваться для этой цели прямоугольным куском листовой резины толщиной 4—8 мм. Поверхность, которую надлежит красить, должна быть столь гладкой, чтобы шпаклевать ее почти не требовалось. Толстый слой шпаклевки класть нельзя, он неминуемо потрескается. Поэтому очень важно хорошо отрихтовать детали перед подготовкой их к окраске, а часть мест обработать бабитом или мягким свинцово-оловянным припоем. Но, может быть, по какой-либо причине все же придется шпаклевать относительно толстым слоем. Тогда рекомендуется наносить нитрошпаклевку в несколько приемов. Все слои хорошо просушивают. Если в период сушки автомобиль будет эксплуатироваться, то перед нанесением каждого последующего слоя надо шкуркой очищать поверхность предыдущего. Наконец поверхность подготовлена к окраске. На ней уже не заметны изъяны. Однако красить еще рано. До конца выявить малейшие дефекты подготовленной поверхности можно, лишь нанеся на нее так называемый «выявительный» слой эмали. (Ока разбавляется несколько более обычного.) На глянцевой поверхности покрытия выявительной эмали все недостатки легко заметны. Обнаружив дефекты, исправляют их повторным шпаклеванием. СОСТАВЛЕНИЕ РАСТВОРА ЭМАЛИ. НАНЕСЕНИЕ КРАСКИ Краску составляют непосредственно перед работой, разбавляя ее до нужной вязкости прямо в банке пульверизатора растворителем Л° 647, в крайнем случае № 646. Перед употреблением надо профильтровать разбавленную краску через тонкое сито или через марлю. Полезно нагреть разведенную эмаль до 50°. Это позволит сэкономить растворитель и красить не 5—6 слоями, а лишь 2—3. Вязкость краски подбирают опытным путем. Последние слои краски (четвертый, пятый, шестой) желательно наносить более жидким раствором, нежели первые. Естественная сушка каждого слоя нитроэмали длится 10—20 минут — в зависимости от температуры окружающего воздуха. Вот почему, окрашивая авто-мобиль, важно подготовить достаточно широкий фронт работы, чтобы можно было переходить от одного участка к другому. Во всех случаях нужно сохранять шаблон колера — образец покрытия, на котором производят все те операции, что и на окрашиваемом участке машины. Шаблон надо делать на металле, а не на картоне. Его хранят с запасными деталями. На обороте наклеивают ярлык с указанием даты окраски, номера эмали и растворителя, грунтовки. Шаблон пригодится при подгонке тона красок. Он особенно полезен при их смешивании, например, когда окрашивают диски колес. В дальнейшем, заменяя диск, можно будет сразу найти нужный колер и не перекрашивать все диски в новый цвет. ШЛИФОВКА И ПОЛИРОВКА Полезно шлифовать каждый слой грунтовки, шпаклевки и краски. Удобнее всего применять мокрую шлифовку. Обрабатываемые места при этом обильно смачивают и время от времени промывают водой. Шлифуют обязательно водостойкими шкурками (разных номеров зернистости). Можно использовать и специальную шлифовочную пасту. Для удаления мелких царапин, появившихся в результате шлифования, на поверхность наносят посредством пульверизатора растворитель № 648 или N° 647. Теперь остается последний процесс — полировка. Производят ее вращательными движениями полировочной пастой № 290 с тонким абразивом, а окончательную «доводку» поверхности — полировочной водой. Для полировки нитропокрытия применяют цигейковую шкурку, фланелевую тряпку. ОКРАСКА ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ Никогда не следует подкрашивать часть поверхности. Иначе сразу или через некоторое время появится пятно. Надо стремиться к окраске всего участка имеющего повреждение эмали, например, целиком крыла, двери, капота. Детали перед окраской должны быть обязательно сняты с машины. Старайтесь совмещать наружную окраску с профилактической грунтовкой — гудронированием внутренних поверхностей облицовки кузова и днища автомобиля. Двери желательно красить уже установленными на автомобиле, не снимая с кузова, так как в процессе их новой подгонки можно .испортить окраску. В то же время не вредно предварительно все же подкрасить края двери, которые после ее установки на место станут труднодоступными для окраски. Внутренние механизмы, арматуру. стекла устанавливают после окраски двери. Для окраски колес полезно снять их с автомобиля. Чтобы предохранить шины от попадания краски, их закрывают бумагой, которую в нескольких местах приклеивают клейстером, поджимая под край диска. Защита от краски замазыванием шин солидолом не оправдывает себя, к тому же солидол портит резину. Для прочной окраски диска рекомендуется выпускать воздух из камер. Г. ГЕЦОВ30