рямые, как стрела, дороги. Ни одной рытвины. И все же скорость движения автомобилей не должна превышать... пятнадцати километров в час. Некоторые водители могут мне возразить: так, дескать, не бывает! Но речь идет о не совсем обычных автомобильных магистралях. Они проложены не по земле, а по морю.Плегендарный город на сваях. О том, как тяжел ив то же время нужен был этот труд, сколько мужества и упорства потребовалось от пионеров похода на Каспий, говорит тот факт, что буровым мастерам М. Каверочкину и К. Аббасову, заложившим фундамент первых вышек, были присвоены звания Героев Социалистического Труда. Верными помощниками в их работе были и остаются водители автомобилей, тракторов, передвижных буровых вышек. Разрастается город, увеличивается ко ­ личество вышек, расширяется и транспортный цех. Если в 1953 году в нем насчитывалось всего 25—30 единиц, то сейчас здесь разместилась крупная автотракторная база, состоящая из ста пятидесяти автомобилей, тракторов, подъемников и т. д. Работа водителей здесь очень специфична. Малейшее неосторожное движение, небрежность — и дело может кончиться гибелью машины и шофера. Даже водителям первого класса, приехавшим с «большой земли», приходится вначале проходить стажировку — с нашими старожилами, ветеранами руля, объехать по всем улицам города. А их не так мало. Если вытянуть транспортные коммуникации Нефтяных Камней в одну ленту, то ее, пожалуй, можно перебросить с одного берега Каспия на другой. В начале освоения Нефтяных Камней автотранспорт и тракторный парк не имели в море своей ремонтной базы. Теперь на просторной территории над волнами Каспия построены ремонтные мастерские, гараж, к услугам водителей и ремонтников моторный, вулканизационный, аккумуляторный, плотницкий, сварочный цеха. Имеется автоматизированная мойка. Станочный парк, подъемные механизмы дают нам возможность проводить не только ТО-1 и ТО-2, но иМного хлопот у начальника гаража Нефтяных Камней А. Усейнашвнли и начальника колонны Г. Карганова. Н а снимке (слева направо): Г. Карганов. А. Усейнашвнли дают очередное задание ударнику коммунистического труда шоферу И. Рыбянец. Часто в печати мы встречаемся со словами «рыбаки Каспия». Сравнительно недавно в нашем представлении появилось новое понятие — почетное, овеянное романтикой, — нефтяники Каспия. ...Десять лет назад под дном Каспийского моря, примерно на расстоянии трах часов езды на катере от Баку, было открыто новое богатейшее нефтяное месторождение, получившее название «Нефтяные Камни». Борясь со стихией, в исключительно сложных условиях, нефтяники построиликапитальные ремонты как двигателей, так и автомобилей в целом. Недавно мы установили стенд для проверки развала и схода колес. Между водительским составом и ремонтниками зародилась хорошая дружба, основанная на совместной борьбе за высокие производственные показатели. Об этом говорит хотя бы такая цифра: готовность парка составляет 97 проц. Из месяца в месяц транспортно-тракторный цех перевыполняет производственные задания. Особенно поднялась произволительность труда нашего коллектива после посещения Нефтяных Камней Н. С. Хрущевым, который высоко оценил нашу работу. Добрые слова, высказанные в наш адрес Никитой Сергеевичем, воодушевили коллектив на новые трудовые подвиги. И не случайно .работникам предприятия было присвоено звание коллектива коммунистического труда. i Это почетное звание носит и наш транспортный цех. Трудно назвать участок работы изыскателей или эксплуатационников, на котором не чувствоваВоспитанник курсов ДОСААФ С. Аванесов. лась бы постоянная поддержка и помощь со стороны водительского состава. Днем и ночью, в шторм и вьюгу по эстакадам идут автомобили. Они развозят людей на смены, подвозят трубы, уголь, топливо для двигателей буровых вышек. Особенно тяжело приходится шоферам в штормовую погоду. А Каспийское море переменчиво! Помню, в одну из ночных смен поднялся ветер, которого еще здесь никогда не видали. Эстакады стали раскачиваться. В нескольких местах сила стихии погнула толстые стальные опоры и полотно эстакад рухнуло в море. Жизнь людей, оставшихся на скважинах, была в опасности. В кромешной тьме водители подгоняли машины вплотную к образовавшимся обрывам и снимали людей. Связь можно было поддерживать тольк о по радио. Сутками не выходили шоферы из кабин, подвозили крепеж, инструмент. Стихия была обуздана. Трудно перечислить имена тех, кто отличился в эти шквальные дни. Работали все покоммунистически. Каспийское море — незамерзающее. Но природа иной раз преподносит нам самые неожиданные сюрпризы. Так, несколько лет тому назад Каспий внезапно затянуло льдом. Глыбы толщиной в несколько метров и протяженностью от трех до пяти километров неумолимо двигались на морской город. Нефтяным Камням еще никогда не грозила столь серьезная опасность. И снова в первых рядах спасителей города были водители: они везли в своих кузовах минометы, из которых расстреливали ледяные поля. Надолго запомнили труженики морского города факел над Нефтяными Камнями. На одной из буровых неожиданно вспыхнул ложар. Огонь по деревянным настилам эстакады распространялся к нефтяным вышкам и наполненным резервуарам. Двое суток в дыму и огне водители доставляли различные материалы, продукты, медикаменты, горючее для пожарных машин. Некоторые водители получили ожоги в борьбе с огнем, но продолжали делать рейс за рейсом. И опять нелегко кого-нибудь выделить, трудно сказать, кто был лучшим. Но наши водители вдохновенно работают не только в дни штормов, ледовых нашествий, пожаров. Творчески относясь к своей повседневной деятельности, они стараются внести в свой труд новое: ищут и находят пути продления срока службы машин, экономии запасных частей, горючего. Так, первое время у нас часто выходили из строя бензобаки. Происходило это потому, что дорожники не успевали закреплять отрывающийся деревянный настил, и концы прогнувВ. Саркисов — один • из. лучших водителей.шихся досок пробивали металл. Мы стали наваривать на баки специальные заслоны. Выход машин из строя прекратился. В отличие от автомобилей «большой земли», весь наш транспорт, по предложению водителей, оборудован специальными сигнальными лампочками. Это значительно повысило безопасность движения в любое время суток. Несмотря на то, что жителей Нефтяных Камней отделяют от берега десятки километров, мы не чувствуем этой оторванности. В море есть дворец культуры, где демонстрируются кинофильмы, работают кружки художественной самодеятельности. В просторных двухэтажных зданиях разместились общежития. Их оборудованию могут позавидовать и жители материка. Есть у нас почта, телефон, телеграф, радиоузел. Позаботились строители города ио любителях спорта. В свободное от работы время трактористы, шоферы сражаются на волейбольных и баскетбольных площадках, занимаются в специальном зале тяжелой атлетикой, гимнастикой. Смена жиает в море пятнадцать суток. Но работникам предприятия не приходится заботиться о приготовлении завтрака, обеда. К их услугам столовые, буфеты. Среди водительского состава у нас широко развернуто движение за овладение вторыми специальностями. Это особенно необходимо в наших условиях. Иной раз из-за плохой погоды своевременно не может прибыть очередная смена. Тогда шоферов, трактористов подменяют ремонтники. Если необходимо выпустить на линию все машины, то на помощь шоферам приходят свободные трактористы. Так, шоферы Имарсалов и Измайлов успешно совмещают управление машиной с управлением краном. Водители Кочелаев и Денисов могут выполнять работу моториста на заливочно-промывочном агрегате. Большую помощь администрации в овладении смежными специальностями оказывает первичная организация ДОСААФ транспортного цеха, возглавляет которую Л. Рыбак. Вот характерный пример. Не раз отмечалась в приказах фамилия С. Аванесова, водителя механического трубовоза. Он приехал на Нефтяные Камни в 1957 году, работал дизелистом. На курсах при первичной организации ДОСААФ он овладел мастерством вождения машины. Таких, как Сергей Аванесов, у нас десятки. По инициативе первичной организации ДОСААФ среди наших водителей развернулось движение за повышение классности. И не далек тот день, когда маитны предприятия коммунистического труда будутИз месяца в месяц перевыполняет производственное задание шофер самосвала X. Алиев. водить только шоферы первого класса. Нам, работникам автомобильного транспорта, как никому другому, близко и понятно стремление искателей черного золота дать стране как можно больше нефти. Нефть — это жизнь наших автомобилей, тракторов, миллионов двигателей. Поэтому, участвуя вместе с нефтяниками в выполнении больших и почетных задач, готовя трудовые подарки XXII съезду нашей любимой партии, мы с особым воодушевлением множим производственные успехи, всеми силами стремимся оправдать высокое звание — звание коллектива коммунистического труда. Г. ГРИГОРЬЕВ, начальник транспортного цеха коммунистического труда нефтепромыслового управления «Гюргяннефть». Нефтяные Камни, Каспийское море.На большой бетонированной площадке разместились гараж и мастерские транспортного цеха. Фото Г. РУФАНОВА.