ГОД ИЗДАНИЯ1 961Научно-техническое издательство • • а втотранспортнойлитературы (Автотрансиздат) М инистерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР выпускаеткнигииброшюры по вопросам эксплуатации, технического обслуживанияи ремонта автомобилей. З начительную часть составляет литерат ура , р ассчитанная на шоферов, слесар ей , р егулировщиков , м еханикови друг их рабочих автомобильных хозяйств. В текущем году выйдет четвертое издание учебника шофера третьего класса (авторы Г. Е. Нагула, В. С. К алисский , А. И. Манзон) и второе издание учебника шофера второго класса (авторы А. А. Саб инин , И. П. Плеханов и В. А. Черняйк ин ) . У же изданы правила движения по улицами дорогам Союза ССР, пособие слесарю «Техническое обслуживаниеи ремонт автомобилей» ( и нж . К. С. Ш есто палов) и пособие шоферу «Газобаллонные автомобили» (канд. техн. наук Г. И. Самоль и И. И. Гольдблат). Тиражом 45 000 экземпляров выпущена брошюра «Проверка технического сос тояния узлов автомобиля, влияющих на безопасность движения » , я вляющаясяхорошим пособием для механиков автохозяйств, сотрудников Госавтоинспекц иии членов комиссий общественного контроля . В брошюрерассказаноо влиян иитехническихнеисправностей автомобиля на возникновение дорожнот ранспортныхпроисшествий , систематиз ированы наиболее часто встречающие ­ ся неисправности, описаны контрольные приборыиаппаратура , д аны рекомендации по методам контролятехниче ­ с когосостояния автомобилей. Скоро появитсявпродаже третье издание « К раткого автомобильного спра ­ в очника » , п одготовленногогруппой нау чныхсотрудников НИИАТ. В справоч ­ нике приведены технические характер истики автомобилей, автобусов ипри ­ цепов, дана краткаяклассификация автомобилей ипараметры для ихоценки , п риведены сведения о карбюраторах, а ккумуляторных батареях, свечах зажи ­ г ания , ш инах , автомобильном топливе, с мазочныхидругих материалах. С правочник «Нормы расхода жидкого топлива для автомобилей», составленный кандидатом технических наук А. М. Ш ейнинымиинженером М. И. Борисов ым , с одержитнормы , методину ихпри ­ менения итаблицы подсчета расхода топлива для основных моделей отечеств енных автомобилей. В серии «Обмен техническимопытом автотранспортных предприятий» вышли брошюрыинженеров Н. И. А нтоноваи Д. А. Государева «Эксплуатация автомобилей малой грузоподъемности » , и нж . И. Изаксона и др. «Техническое обслуж иваниелегковых автомобилей на потоке» (опыт 6-го таксомоторного парка Москвы ) и инж . Ю. Л . Стурлиса «Механ изациямойки автомобилей». О ремонте пневматичеснихивакуумных стеклоочистителей написал брошюру инж. Л . Д. П рокопов . Для шоферов, р емонтно - о бслуживающих рабочих имехаников представит интерес брошюраинженеров Г. С. Кутикова и И. П. Плеханова «Техническое обслуживание автомобилей», в ышедшаявсерии «Научно-популярная библиотека автомобилиста». В брошюрерасска ­ зано означении , системе ирежимах технического обслуживания , освещены основные вопросыорганизации , технол огииимеханизациитехнического обс луживания автомобилей, о пыт автомобильных хозяйств по созданию новых методов обслуживания , о пыт шоферовноваторов. В этой жесериискоро выйдет брошюра доктора технических наук Р. В. Ротенберга «Плавность хода автомобиля», п опулярнорассказывающаяовлиянииподвески , ш ини амортизаторов на плавность хода автомобиля. На шоферов, механиков, электриков, слесарей исмазчиковрассчитаны брош юры : «Автомобильные лампыи осветительные приборы » ( и нж . А. С. Соколов), «Пособие смазчику автомобилей» ( и нж . И. Г. Ч екрыгин ) , «Эксплуатация автомобиля ГАЗ-51» ( и нж . А. Н. Махотин) и пам ятки по технике безопасности. В серии «Опыт новаторов автотранспорта» изданы брошюра шоферов 1-го автокомбината Мосстройтранса В. М. Ничего и В. Г. Чаплиева «МАЗ-200В ведет два прицепа» и брошюра шофера 1-го таксомоторного парка Москвы Л . И. Оленина иинж . С. Н. Завьялова «Работа на автомобилях-такси». Подготовлена кизданиюброшюражурналистаЛ . Б. О всянникова «Последователи В. Гагановой на автомобильном транспорте » . Для автотуристов планом изданий предусмотрен выпуск путеводителей по автомобильным дорогам. В 1961 г. выйдет путеводитель по дороге «Мос ква — М инсн — Брест». (В прошлом году изданы путеводители по автомобильным дорогам «Москва—Ялта» и «Москва — Ленинград»). В путеводителях описываются автомобильные дорог иипамятные места, р асположенные вдоль них ; п риводятся сведения о туристских лагерях, топливозаправочных станциях, авторемонтных мастерских, г остиницахистоловых , н аходящихся на пути следования. Кроме книгиброшюрАвтотрансиздатвыпускаеткрасочныеплакаты . У же издана серия плакатов на 26 листах «Автомобиль «Москвич-407». Находится в печ ати серия плакатовпо автомобилю «Чайка». В ыпущенатакже серия плакатов по предупреждениюаварийности на автомобильном транспорте . Серия содержитплакаты «Не ослепляй товарища » , «Так обгонять нельзя», «В аварии виноват ты» и др . Книги, б рошюрыиплакаты , выпус каемыеАвтотрансиздатом , продаются вмагазинахкниготоргови потребительской кооперации. В магазинах принимаю тсятакже предварительные заказы на печатающиеся книги . В. КЛЕННИКОВ, г лавный редактор Автотрансиздата.По страницамзарубежныхжурналовВ ПОИСКАХ «АТТРАКЦИОНА» 1962 ГОДАПод такимхарактернымзаголовком опубликовала швейцарская газета «Аутомобиль-Ревю» к орреспонденцию из НьюЙ орка , в которойрассказываетсяо мероп риятияхведущих автомобильных концернов СШАв области модернизацииконструкций автомобилей, намечаемых квыпускув 1962 году. Собственно, речь идет практически не столько о модерниз ации , с колько об искусственном создан ии «автомобильной моды» на 1962 год. В первой половине текущего года общий выпуск автомобилей вСША значительно снизился и достиг лишь 84 проц. уровня соответствующего периода 1960 года. Если учесть, к тому же , что 36 проц. прод укции ныне составляют более дешевые «номпантные» автомобили, то снижениеприбылей автомобильных концерновпри ­ обрело еще более ощутимый масштаб. Поэтому-то «лучшие умы » в автомобильн ыхконцернахСШАизаняты сейчас лихорадочнымипоисками «формулы успеха» и «наиболее действенных рекламн ых средств влияния на публику » . Ш вейцарская газета критически оценивает эти поиски , п одчеркивая , что они базируются не на стремлении к развит иютехнического процесса в автомобилестроении, а на искусственном создан ии той автомобильной «моды», которая представляется нонцернам наиболее выгодной Вданный момент. «Детройт, к акипрежде , — п ишет газета, — рассматривает автомобиль какпродукт преходящей моды. Раньше была «модной» чрезмерно высокая мощность двигателей, затем вошли в моду огромные , якобы стабилизирующие автомобиль «плавники» вместо задних крыльев. Н ынче «носят» к омпактность , а вот что будут «носить» в 1962 году — п ока секрет. Все это было бы еще не так плохо, если бы Детройт стремился лишь предугадать будущую моду, а не создавать и развивать ее. Вместо подлинно техни ­ ч еской модернизации машин он вводит различные стилистические нововведения, к оторые , м ожетбыть (а может быть, и нет!?), д олжны отвечать вкусам массового покупателя . К аковыжебудут эти вкусыв 1962 году? Ответ, к акутвержда ­ ю тдетройтские законодатели моды, так ов : «средний» автомобиль. Поэтому сейчас срочно укорачиваюттак называемые стандартные модели и удлиняю ткомпактные , п ричем на тех и на других вводятся чисто стилистические изменения, к оторыеможноохарактери ­ зовать, к ак «изменения ради изменений». Даст ли все это соответствующий эффект, т рудносказать , — п ишет «Аутомобиль Ревю». — По опыту 1961 года создается впечатление, что американ ­ с кийпокупатель поумнел и меньше подвержен влиянию «моды». Об этом свидетельствует хотя бы тот факт , что в первом полугодии 1961 года автомобилей модели «Корвэйр», которая почти не была изменена по сравнению спрошлым годом, было продано вдвое больше, чем в первой половине 1960 года, а сбыт полностью «перестилизованного» автомобиля «Плимут» упал за тотже период со 129 000 до 22 000 штук . Далее газета подробно перечисляет изменения, к оторые намечается произ ­ в естив автомобилях основных марок выпуска 1962 года. Так, в ряде моделей «Шевроле» вводится новая подвеска ко ­ лес, в которой вместо обычной листовой рессоры применена стальная пружина . На большинстве моделей кон ­ церна «Форд» вводятся заимствования от модели «Сандербэрд», ноторая имела наилучшийсбыт ; и, наконец, все модели концерна «Крайслер» (в том числе и большой «Империал») будут выпускаться без «плавников», которые явно вышли из моды. Нетрудно увидеть, — з аключает газета, — что поиски «формулы успеха» на 1962 год ограничились малыми техн ическими нововведениями и свелись кобычнойрекламнойшумихевокруг буд ущей «моды», к оторуюпытаются не столько предугадать, с колько навязать.31