12
13
XXII съезду КПСС«ЦЕЛИНА)]АВТОМОБИЛЬдляСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАЙОНОВазвитие новых сельокохозяйственньис районов страны немыслимо без механизации. Автомобиль становится неотъемлемой частью пейзажа целинного края. Но требования к нему предъявляются несколько иные, чем к его городскому «собрату». Ведь этот автомобиль эксплуатируется там, где почти нет дорог. Поэтому он должен обладать высокой проходимостью, а кузов его обязан надежно защищать пассажиров от непогоды и лолодз, быть удобным для размещения и перевозки различных грузов. Подвеску колес у такой машины нужно сделать (мягкой, амортизирующей толчки на неровной дороге, и в то -же время достаточно прочной. Высокая устойчивость, надежно защищенные от грязи тормоза, возможно малый вес, не отражающийся, однако, на долговечности и прочности деталей, — вот качества, которыми должен обладать автомобиль для сельских районов. И, наконец, он обязательно должен быть дешевым. В нашей стране выпускаются грузопассажирские автомобили повышенной проходимости. Это ГАЗ-69, созданный на базе «Победы», и «Москвич-411» — на базе серийного «Москвича». Оба автомобиля достаточно хорошо могут работать в сельскохозяйственных районах, но они сравнительно тяжелы: ГАЗ-69 весит 1425 кг, а «Москвич-411» — 1100 кг. Когда появился новый легковой автомобиль «Запорожец», то, естественно, возникла мысль об использовании его в качестве базы для создания сельскохозяйственного микроавтомобиля высокой проходимости. Такая задача была возло* «За рулем» № 2 за 1959 год. шШЯВШЯш г : V :• :-,± А ':::%:-/••:'....:.:^ .. ;.шшл :Ш-. ht'£ '• : ^-'Ржена на Запорожский завод «Коммунар» и НАМИ. Прежде всего предстояло решить вопрос: м ожно ли вообще на базе микроавтомобиля создать достаточно прочную и надежную машину повышенной проходимости? Некоторые специалисты полагали, что эта возможность ограничивается слишком малой мощностью двигателя микроавтомобиля. Другие сомневались в том, что удастся получить необходимую прочность. Однако многочисленные опыты опровергли эти опасения. Труднее оказалось добиться высокой изн осостой кости. Первым работоспособным образцом такого автомобиля явился «Огонек», о котором, сообщалось на страницах «За рулем» *. Он был создан силами Ирбитского мотозавода и НАМИ. Испытания показали, что при мощности около 20 л. с. и рабочем объеме двигателя в 750 ем 3можно обеспечить хорошую проходимость автомобиля почти по всем видам грунтов, за исключением снега глубже чем 200—250 мм , и залитого водой болота. Автомобиль легко перевозил груз до 300 кг при собственном весе в 762 кг. Два ведущихпередних колеса обеспечивали хорошую динамику и достаточную экономичность. Однако прочность отдельных деталей была явно неудовлетворительной. Основываясь на этом опыте, конструкторы и создали так называемую «сельскохозяйственную модификацию» автомобиля «Запорожец». Первый экспериментальный образец такой машины построен. «Целина» — легкий грузо-пассажирский микроавтомобиль вагонного типа. О его размерах можно судить по фото, где он снят рядом с автомобилем «Запорожец». При короткой колесной базе (1800 мм) «Целина» имеет грузо-пассажирское помещение длиной 2050 мми шириной 1400 мм. Грузоподъемность автомобиля — 300 кг. Независимая подвеска оригинальной конструкции, спереди и сзади, обеспечивает ему необходимую мягкость движения, а ход колес, равный 200 мм , позволяет хорошо приспосабливаться к рельефу почвы. В качестве упругого элемента в подвеске применены круглые торсионы; в дополнение к ним поставлены мощные амортизаторы телескопического типа. По хорошим дорогам автомобиль будет передвигаться только с помощью передних ведущих колес, а задние выключаются. Это должно обеспечить расход топлива в 8—9 л/100 км. Скорость движения по шоссе — 60—65 км/час. Значительным изменениям по сравнению со своим прототипом подвергся двигатель. Его рабочий объем доведен за счет увеличения диаметра цилиндра (72 мм) до 887 см 3 ; он развивает мощность 25—26 л. с. при 4000 об/мин. Крутящий момент 5,0—5,5 кгм . Одним из условий, повышающих проходимость автомобиля, является значи-ЦОЙКИ коров иперевозки молока.Автомобильсвакуумустаиовкойдля3Двигатель может бытьиспользованвкачестве привода для стационарных машин. Мощность 5—6 л. с.. Автомобиль используется как распыли* т ель удобрений и поливки. тельный дорожный просвет, он равен в этой модели 300 мм . Такую высоту удалось получить, применив в приводе колес добавочную передачу — так называемый колесный редуктор. Он состоит из двух цилиндрических шестерен, одна из которых заменяет ступицу. Передаточное число редуктора равно 1,39 : 1. Помимо того, что редуктор помогает увеличить дорожный просвет, он разгружает полуоси и дифференциал; и напряжение в этих деталях будет даже меньше, чем у автомобиля «Запорожец», поскольку в тяжелых дорожных условиях у «Целины» работают не один, а два ведущих моста. Коробка передач «Запорожца» изменена мало; чтобы увеличить угол подъема, а также облегчить движение автомобиля по снегу и песку, в нее введена еще одна дополнительная передача (с передаточным числом 6,73:1), схема и конструкция которой таковы, что позволяют сохранить без изменений почти все основные детали коробки передач. Применение трансмиссии нового типа позволило обойтись без раздаточной ко ­ робки, это упростило конструкцию и уменьшило ее вес. Привод к ведущему заднему мосту осуществлен при помощи трубчатого 1вала с резиновыми упругими муфтами, благодаря чему можно не опасаться перекосов; кроме того, муфты снижают напряжения а деталях трансмиссии при ударных и вибрационных нагрузках; для той же цели ив полуосях передних колес также предполагается ввести резиновые муфты типа сайлент-блоков. Главная передача заднего моста и дифференциал с полуосями выполнены из тех же деталей, что иу переднего моста. Механизм отключения заднего моста расположен в его картере. Для полуосей «Целины» использованы карданные шарниры «Запорожца». Учитывая малый вес автомобиля и относительно невысокие скорости, наружные карданы передних колес установлены такие же, как иу задних, т. е. игольчатые. На автомобиле применены гидравлические тормоза, причем обеспечивается герметичность колесного тормоза. Ручной тормоз — барабанного типа на карданном вале. Шины 5,90—13 или 5,60 — 13 низкого давления с грунтозацепами. О небольших размерах автомобиля «Целина» уже говорилось. Остается только добавить, что колея передних колес равна 1300 мм , задних — 1322 мм, а общие габариты этого «грузовика» меньше, чем у легкового «Москвича»: длина — 3600 мм , ширина — 1540 мм, высота — 1700 мм. При этом «сухой» вес опытного образца составил 725 кг, т. е. он легче «Москвича-411» на 375 кг , а по сравнению с ГАЗ-69 достигнуто снижение веса почти вдвое (т. е. на 700 кг). Распределение веса по осям припол -ной нагрузке равно 47% и 53%, а при одном водителе — 65% и 35%. Эти цифры не должны вызывать опасений, так как но скользким грунтам или на подъеме автомобиль может двигаться, используя все ведущие колеса, а на нормальных сухих дорогах нагрузка на переднюю ось IB 47% обеспечивает необходимую тягу. «Целина» и «Запорожец» — близнецы. Если иметь в виду, что в будущем рабочий объем двигателя «Запорожца» будет, 3 по всей вероятности, доведен до 887 см , то можно сказать, что у них будет одинаковый силовой агрегат. Совпадают также карданные сочленения, рулевой механизм и шарниры рулевых тяг, все гидравлические механизмы колесного тормоза, тормозные колодки и накладки, электрооборудование. У автомобиля «Запорожец» двигатель установлен сзади, а у «Целины»—спереди. Погрузка и выгрузка с задней стороны при двигателе, расположенном опереди, удобнее, так как при этом высота платформы от земли может быть всего 550 мм, в гто время как при двигателе, расположенном сзади, она равна 850—900 мм . Расположение двигателя сзади имеет много преимуществ, но главным образом для легковых автомобилей и автобусов. Для грузовых жеи грузо-пассажирских специальных автомобилей более удобно иметь двигатель, расположенный спереди. Особое внимание при проектировании автомобиля «Целина>/ уделялось прочности деталей и долговечности конструкции. Для этой цели введены упругие муфты и колесный редуктор; принята схема подвески с минимальным количеством шарниров и смазывающихся точек; рулевые тяги имеют разборные шаровые головки. Конечно, это не исчерпывает тех необходимых изменений, которые еще придется произвести в узлах микроавтомобиля после эксплуатационных испытаний. Но основное можно считать сделанным. Вобранный тип кузова — пикап с брезентовым тентом и скамейками для пассажиров • удобен при разнообраз— ном использовании как в городе, так и на селе. Кабина изготовлена из пластмассовых панелей (стеклопластик на полиэфирной смоле с холодным отвердением), имеет два полужестских сиденья. Наличие буксирного крюка позволяет использовать легкий одноосный прицеп на «коротких плечах». Он также уже построен и испытан, его грузоподъемность равна 150—200 кг, собственный вес — 150 кг. На переднем конце рамы может быть смонтирована установка для отбора мощности, чтобы приводить в действие различные агрегаты, потребляющие 4—5 л. с. Это дает возможность весьма универсально использовать автомобиль на различных сельскохозяйственных работах.4Легкий пожарный автомобиль для с.-х. районов. Мощность, отбираемая на насос, раэна 5—6 л. с.6Автопогрузчик. 300 кг.Грузоподъемность7Автомобиль, обслуживающий шоссейные и уличные ремонтные бригады.5Автомобиль-фургон — такси для районов. Число мест — 6.с.-х8Автомобиль — скорая помощь для с.-х. районов.