28
29
1**^4С*е-1€*€<4*^НОВЫЕ АГРЕГАТЫ АВТОМОБИЛЯ «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ»На новом автомобиле «Мерседес-Бенц» модели 1962 года применен ряд конструктивных новинок, среди которых в первую очередь следует назвать двигатель с алюминиевым блоком, автоматическую передачу, пневматическую подвеску колес и усилитель руля. Шестицилиндровый двигатель с рабо3 чим объемом 3000 см и степенью сжатия 9 : 1 оборудован системой непосредственного в'прыска бензина во впускной коллектор. Он имеет семиопорный коленчатый вал, теплообменник между системами охлаждения и смазки (для быстрого достижения эксплуатационного теплового режима), а также ряд других конструктивных особенностей, среди которых обращает на себя внимание алюминиевый блок цилиндров; наряду с уменьшением •веса двигателя, это дает возможность улучшения его теплового режима (в частности. благодаря лучшему отводу тепла удается обеспечить работу двигателя на обычных сортах бензина), устранить биение поршней. Двигатель развивает мощность 160 л. с. при 500 об/мин. Максимальный крутящий момент двигателя достигается при относительно высоком режиме оборотов — 25,6 кгм при 3800 об /мин. Последнее обстоятельство связано с наличием автоматической передачи, которая значительно отличается от американских конструкций. Как известно, в европейском автомобилестроении гидродинамические передачи американского образца не получили распространения, поскольку они предполагают наличие большого запаса избыточной мощности двигателя и, как правило, не дают возможности водителю влиять на процессы переключения передач. В европейских же машинах во главу угла ставится экономичность двигателя и. следовательно, максимальное использование мощности, снимаемой с относительно небольшихРис. 1. Автоматическая передача: 1 — гидравлическое пусковое сцепление. 2 — первичный масляный насос, 3, 4 и5 — тормозная лента, 6 — задний комплект планетарок, 7 — шестерня стояночной блокировки, 8 — ведущая шестерня регулятора и вторичного насоса. 9 • вы— водной вал, 10 — второе сцепление. 11 — распределительный щит, 12 — третье сцепление, 13 — передний комплект планетарок, 14 — первое сцепление.рабочих объемов двигателей. Конструкция новой автоматической передачи «Мерседес-Бенц» отвечает именно этим основным требованиям. Она состоит из гидродинамического сцепления и автоматической четырехступенчатой планетарной коробки передач (рис. 1). Имеющийся на рулевой колонке рычаг — избиратель передач может устанавливаться в шести основных положениях. При нормальном (1) положении рукоятки троганье с места осуществляется на второй передаче, автоматическое переключение (соответственно нажатию на педаль акселератора) на третью передачу — при скорости от 25 до 40 км/час и на четвертую передачу — при скорости от 40 до 105 км/час. При отпускании педали автоматическое переключение на третью передачу происходит при скорости ниже 30 км/час, на вторую передачу — при скорости ниже 18 км/час и на первую —• ниже 10 км/час. Когда рычаг-избиратель устанавливается в положение 3 (для движения по горным дорогам), троганье с места и автоматическое переключение на третью и первую передачи осуществляется так же, как описано выше, но четвертая передача блокируется. Положение 2 рычага-избирателя (для специальных случаев) обеспечивает троганье с места на первой передаче, автоматическое переключение на вторую передачу — так, как описано выше, а третья и четвертая передачи блокируются. Положение заднего хода действует только при скорости ниже 10 км/час. Когда рычаг-избиратель устанавливается в положение холостого хода, передача не осуществляется. но пуск двигателя возможен. И, наконец, при стояночном положении рычага-Рис. 2. Пневматическая подвеска: 1 — воздушный фильтр, 2 • компрессор, 3— противоморозное приспособление, 4 — клапанная коробка, 5 — сигнальная лампочка на щитке приборов в кабине, 6 — воздушная камера. 7 — задний торсион, 8 — задний клапан регулирования уровня, 9 — передний правый мех, 10 — регулировочная тяга. 11 — передний правый клапан регулирования уровня, 12 — обратный клапан, 13 — ресивер, 14 -— спускной клапан, 15 — наполнительный клапан, 16 — передний левый клапан регулирования уровня, 17 — воздушная камера, 18 — вытяжная кнопка клапанной коробки. 19 • задний левый мех подве— ски, 20 — опорный тормозной рычаг. избирателя задние колеса автомобиля блокируются, пуск двигателя тоже возможен. В положениях 3и2 движение на третьей и соответственно второй передачах может осуществляться до границ режима оборотов, что позволяет использовать оба эти положения также и для езды в спортивной манере, предоставляя водителю полную возможность выбора передач. На автомобиле впервые применена пневматическая подвеска колес, которая, как известно, не применялась до сих пор (за исключением автомобиля «Ситроен DS-19») на серийных легковых автомобилях. Схема устройства подвески ясна из рисунка 2. Замкнутая круговая система воздухоподачи лишь компенсирует то небольшое количество воздуха. которое вытекает при разгрузке рессор (например, при выходе пассажира из машины). Воздушный компрессор имеет ременной привод от коленчатого вала двигателя и наполняет ресивер, из которого воздух через редукционные клапаны попадает в воздушные камеры и рессорные мехи подвески. Три регулятора уровня (два спереди и один сзади) корректируют все перекосы автомобиля. Оба рессорных меха задней подвески связаны между собой трубопроводами. Такая подвеска обеспечивает поддержание постоянного уровня кузова автомобиля независимо от нагрузки; другими ее преимуществами являются всегда одинаковый ход рессоры, лучшая установка колес, правильная регулировка фар, лучшая изоляция шумов движения. Мягкая пневматическая подвеска выявила существенный недостаток в кон-> струкции так называемой маятниковой задней оси. характерной для автомобилей «Мерседес-Бенц». При торможении задний мост автомобиля имеет склонность несколько приподниматься, что влечет за собой неблагоприятное изменение углов схождения и развала колес. Для того чтобы устранить этот недостаток, в конструкцию введены справа и слева от тормозов выдвинутые вперед опорные рычаги, соединенные с днищем кузова вертикальными стержнями. Эти рычаги (они видны на рисунке 2) устроены так, что "при торможении автомобиля они как бы «оттягивают» задний мост вниз. Благодаря маятниковой конструкции оси это обеспечивает сохранение оптимального развала задних колес.28 ВЕРХНЕКЛАПАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ «ВАРШАВЫ»В Польше закончены работы по созданию верхнеклапанного двигателя для автомобиля «Варшава» вместо применявшегося до сих пор двигателя с нижними клапанами. Конструкция нового двигателя, показанного на фото, разработана на основе существенной модернизации старого. Путем изменения системы распределения, повышения степени сжатия до 7 , 5 : 1 , создания новой впускной системы и включения воздушного фильтра с масляной ванной большого объема удалось существенно улучшить основные параметры двигателя. Он развивает мощность До 77 л. с. при 4000 об/мин и дает сравнительно с нижнеклапанным двигателем значительную экономию топлива. Оборудованный новым верхнеклапанным двигателем автомобиль «Варшава» отличается рядом повышенных динамических качеств. Максимальная скоростьНАДУВНОЙ ГАРАЖВ Англии начат выпуск надувных гаражей, которые могут размещаться в багажнике автомобиля. Такой гараж состоит из эластичных. выполненных из прорезиненного материала труб, образующих каркас, и нейлонового чехла, выполняющего функции стен и крыши. Гараж складывается в пакет размером 85X45X30 см; вес его ра-< вен 40 кг. Как видно из публикуемых фотографий, пакет, после того как он вынут из багажника, накачивается воздухом с помощью входящего в комплект электрического вентилятора, подключаемого к аккумуляторной батарее автомобиля. Эластичные трубы, образующие каркас, связаны между собой клапанами и ресивером для того, чтобы выравнивалось давление. На задней стенке гаража предусмотрено окно из пластиката, а передняя выполнена в виде занавеса. В накаченном состоянии гараж имеет следую-. щие размеры: длина — 3,66 м, ширина — 3,66 м, высота — 2,3 м. Практически в нем могут быть размещены два малолитражных автомобиля.Верхнеклапанный двигатель для шавы».«Bsp-автомобиля возросла со 115 до 130 км/час. Эксплуатационные испытания показали, что эксплуатационный расход топлива при этом общем повышении средней скорости движения сохраняется на прежнем уровне.Автобус «Робур» модели 1962 г.ГРУЗОВИКИ И АВТОБУСЫ «РОБУР»Народное предприятие «Автомобиль* ный завод в Циттау» создало новую модель грузового автомобиля «Робур», который намечено выпускать в двух вариантах — с карбюраторным двигателем ис дизелем. На базе грузовика создан также удобный автобус. Первые грузовики с карбюраторными двигателями уже выпускаются с весны этого года. Производство дизельных грузовиков начинается с ноября. В новом грузовике «Робур» принята современная компоновка по типу «кабина над двигателем». Обращает на себя внимание цельнометаллическая трехместная кабина с круговым остеклением. Большое ветровое стекло разделено на две части, гнутые боковины выполнены из органического стекла. Доступ к двигателю осуществляется непосредственно из кабины. Много внимания было уделено конструкции сиденья водителя; оно выполнено регулируемым по высоте ив го-< ризонтальной плоскости. Устанавливаемый на грузовике «Робур» четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель с воздуш* ным охлаждением имеет рабочий объем цилиндров 3345 смз (диаметр цилиндра — 95 мм, ход поршня — 11Й мм). Степень сжатия — 6 : 1 , мощность — 70 л. с. при 2800 об/мин. На двигателе установлен карбюратор с падающим потоком, расход бензина COCTJ ляет 18 л на 100 км пробега. Созданный для этой же машины ди« зельный двигатель также имеет воздушное охлаждение. Рабочий объем четырех цилиндров равен 3927 смз (диаметр ци-> линдра — 100 мм, ход поршня — 125 мм), степень сжатия 20 : 1. Этот двигатель также развивает мощность 70 л. с , но расходует всего лишь 12,5 л дизельного топлива на 100 км пробега. В обоих вариантах новый грузовик «Робур» имеет сухое однодисковое сцепление с гидравлическим приводом, пятиступенчатую коробку передач, в которой все передачи, за исключением первой, снабжены синхронизаторами, и червячное рулевое управление на роликовых подшипниках. Двигатель подвешен на подрамнике, который может быть легко демонтирован вместе с двигателем. Для этого требуется лишь ослабить несколько гаек. Рама стандартного грузовика с грузовой платформой выполнена из профильного штампованного стального листа. Рама автобуса состоит из двух лонжеронов с двумя вваренными поперечинами и жестко связана с кузовом. На автомобиле установлены гидравлические тормоза с двухкруговой системой. Механический ручной тормоз действует на задние колеса. Сухой вес грузовика с карбюраторным двигателем — 2500 кг, а грузовика с дизелем — 2700 кг. Грузоподъемность в обоих случаях остается одинаковой — 2,5 тонны. Колея передних колес равна 1500 мм, колея задних — на 30 мм больше. Радиус поворота грузовика равен 7,5 м. Благодаря принятой компоновке грузовика по типу «кабина над двигателем» удалось получить значительно большую рабочую площадь грузовой платформы и лучшее распределение веса по осям. При установке дизеля нагрузка на пе< реднюю ось возрастает на 200 кг.29