25
26
НЖЕНЕРЫ ОТВЕЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯМКак построить „Золотую рыбку"олотая рыбка» сконструирована специально для туризма. Ее можно перевозить на крыше легкового ч автомобиля (рис. 1). Пользуясь несложным приспособлением (рис. 2), лодку можно буксировать за мотоциклом, мотороллером или же перевозить вручную, как тачку. Лодку удобно хранить вместе с автомобилем в стандартном металлическом разборном гараже и даже в небольшой квартире, используя как стенной шкаф. Грузоподъемность «Золотой рыбки» превышает 180 кг. Это значит, что на ней могут плавать 2 человека, имея при себе около 40 кг груза. Мотолодка рассчитана на подвесные моторы мощностью до 5 л. с. Из двигателей отечественного производства можно использовать «Чайку», «Ригу-125», «2К-175»; лодка хорошо движется ис помощью весел. Это делает ее особенно удобной для рыболовов и охотников. Применять более мощные моторы, такие как, «Москва» (10 л. с ) , в расчете получить большую скорость нельзя: дна по форме спроектировано для меньших скоростей, и в этом случае лодка не будет хорошо глиссировать. Постройка «Золотой рыбки» не представляет больших трудностей, не требует специальных знаний и навыков. Корпус ее сделан из деревянного каркаса с работающей фанерной обшивкой. Для постройки лодки нужны следующие материалы. Рейки сосновые для: киля 3000x50x20 1 шт. скул и привальных брусьев 3000X25X25 . . . 4 шт. стрингеров 3000X20X12 7 шт. шпангоутов 3000X40X15 5 шт. еланей 1500X100X12 14 шт. Планки сосновые (бимсы) 1000X100x15 . . . 3 шт. Рейки дубовые или ясеневые (буртик), накладка на киль 3000X25X12 3 шт. Фанера водостойкая (ГОСТ 102—49 или 3916—47), толщиной 3 мм 5 листов Клей казеиновый «Экстра» . . . . . . . 1,5 кг Гвозди 35 мм для дранок . . . . . . . . 1 кг Гвозди 25 мм для дранок 1 кг Шурупы 20X3 для дерева 0,5 кг Мадаполам или ситец для оклейки, шириной 70 см 10 м Клей АК-20 или лак-цапон 3 кг Олифа натуральная для пропитки 2 кг Краска масляная или нитроэмаль 4 кг Лак масляный Ms 17 или 6—С 1 кг Постройка начинается с вычерчивания всех шпангоутов в натуральную величину на листе фанеры. Поскольку дно лодки от киля до скулы и бортов и от скулы до привального бруса образовано прямыми линиями, достаточно перенести точки на фанеру с таблицы плазовых ординат. Каждый шпангоут размечают в следующем порядке. Сначала параллельно одной из кромок листа на расстоянии 20—30 мм от нее проводят прямую линию (она называется основной). На середине этой линии, строго перпендикулярно к ней, прочеркивают линию диаметральной плоскости (сок ращенно — ДП). От этих линий откладывают размеры шпангоута, взятые из таблицы плазовых ординат: полушироту — вправо и влево от ДП, а высоту борта, скулы и киля — вверх от основной. Верхний обрез носового и кормового транца, а также бимс шпангоута № 1 имеют криволинейную форму. Для вычерчивания этих линий применяют тонкую рейку Слегка изгибая ее, прижимают к трем гвоздям, вбитым в фанеру. После того, как все шпангоуты вычерчены, можно приступить к их сборке. Это делают прямо на плазе, в строгом соответствии с конструктивным чертежом. После сборки шпангоуты необходимо хорошо просушить. Если применялся казеиновый клей, для этого достаточно од-„Уватавмаяредакция!ЗВ шестом номере Вашего журнала за 1961 год помещено краткое описание мотолодок, которые получили премии на Всесоюзном ноннурсв, проведенном Научно-техническим обществом судостроительной промышленности. Мне хотелось бы построить „Золотую рыб1 ку '. Очень прошу поместить в журнале чертежи этой лодни и описание технологии ее изготовления". Это письмо прислал в редакцию шофер из пос. Деденево Московской области 0. П. Нореньное. Простота конструкции, небольшой вес и невысокая стоимость изготовления лодни привлекли внимание и многих других читателей, обратившихся в редакцию с вопросом, как построить мотолодку. Им отвечает автор конструкции Г. Малиновский. них суток; смоляной клей сохнет 2—3 суток. Затем их обравнивают рашпилем и зачищают шкуркой и проверяют соответствие чертежу, накладывая на плаз. На каждом шпангоуте должен быть проставлен его порядковый номер, отмечена линия ДП и линия шергеня. Эти отметки понадобятся при установке шпангоутов на стапель (рис. 3), где собирают каркас лодки, предварительно прорезав в шпангоутах и транцах пазы для киля, стрингеров, скуловых и привальных брусьев. Транцы и шпангоуты устанавливают «вверх килем», проверяют по линейке и прикрепляют шергень планками к доскам стапеля. Этой операции следует уделить особое внимание; если шпангоуты будут поставлены недостаточно надежно, они могут сдвинуться во время работы и лодка получится кривой. Когда шпангоуты укреплены, надо еще раз проверить правильность их установки и только после этого вклеивать элементы продольного набора — киль, скуловые и привальные брусья и стрингеры (рис. 4). Все элементы продольного набора лодки имеют криволинейную форму. Наибольшая кривизна — у привальных брусьев. Чтобы облегчить их установку следует заблаговременно придать им изгиб, приблизительно соответствующий окончательному. Для этого существуют два способа. Намочив рейки горячей водой, привязывают их крепкими шнурками к шпангоутам (на своих местах) и в таком положении РисШАРОВАЯ ОПОРАУЗЕЛ лодвесун. ЛРИВЕ/>ГЬ/В/!ЕМ6/И к ТРАНЦУСЮДА ПРИВЕРНУТЬ ЗАДНИЙ ТРАНЕЦРис.3ТРАНЕЦСЮДА ПРИВЕРНУТЬ' ПЕРЕДНИЙПРОПИЛЫ для КРЕПЛЕНИЯ ШЕРГЕНЬ -ПЛАИОН ШЕРГЕНЬ ПЛАНКА , -500-*r*-40lHTHOO«(*400-«|^40ff^-4DD-^ Тр.ПЕР. 1 2345 Тр.ЗАДН. ВНУТРЕННЯЯ ОБВЯЗКА БОРТА СОСНА 40x15-4КОНСТРУКЦИЯ ШПАНГОУТА N4 КНИЦА / Д УБ 25 мм КНОП-ДУБ 40 мм / -уг ..КОСЫНКА ФАНЕРА 4ммОПАЛУБКА — ФАНЕРА 3 ммОБШИВКА БОРТА ФАНЕРАЗммНАКЛАДКА j^L Ч ДУБ 30 » 2 5 - ^ Л ОБШИВКА ТРАНЦА ФАНЕРА 3мм -i \\ДУБ25*»2^ - К ИЛЬ - С ОСНА 50x20 ^-ЗАДНЯЯ БАНКА-ФАНЕРА SMMПРИВАЛЬНЫЙ СНУЛОВОИ БРУС-СОСНА 25x25БРУС-СОСНА25*25КЛЕПКА ГВОЗДЕЙ„В ЗАГИБШПАНГОУТШУРУПСТЫКОВКА ФАНЕРЫБУРТИК-СТРИНГЕРВНУТРЕННЯЯ ОБВЯЗКА „мшу.БОРТАЛЕНТА-^jI'lLгзРАСПЛЮЩИВАНИЕ ГВОЗДЕЙ1 1 СТРИНГЕР фДНЕРДКРЕПЛЕНИЕ СТРИНГЕРА К ШПАНГОУТУШПАНГОУТ-тМг СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ БОРТАсушат. М ожно сделать специальное приспособление для гнутья, использовав распорки , по высоте соответствующие изгибу бортовой (или килевой) линии. Элементы продольного набора устанавливают вследую ­ щ емпорядке : сначала — киль, з атем — бортовые стрингеры, привальные (бортовые) брусья, скуловые брусья, донные стрингеры. Привальные и скуловые брусья ставят попарно, о дновременно привертывая их шурупамик одноименным шпангоутам, начиная с носового транца. П ритаком способе удается избежать нежелательных перекосов; к роме того, у добнее изгибать эти брусья, притягивая их один кдругомушнурками или резиновой лентой. М еста соединения киля, с ку ­ ловых и привальных брусьев старнцами усиливают кницами или металлическими угольниками. Головки шурупов, к оторыми элементы продольного набора крепятся к шпангоутам, д олжны быть утоплены «заподлицо», иначе будет невозможно обстрогать набор для ровного прилегания фанерной обшивки. Правильность строжкипро ­ веряют, прикладывая кнабору отфугованную дощечку . После сборкиисклейкикаркаса обшивают борта, а затем дно. Листы фанеры соединяют «встык» на фанерной ленте при помощи клея споследующейпроклепкоймелкими гвоздями. Д ля соединительной фанерной ленты на стрингерах, скуловых и привальных брусьях делают пазы. Ф анерную обшивку крепят к каркасу клеем, шурупами идраночными гвоздями «в загиб». К бортовым идонным ветвям шпангоутов и транцев фан ерукрепятшурупами , к стрингерам — 25-миллиметровыми гвоздями, к привальным и скуловым брусьям — 35-миллиметровыми гвоздями вперемежкус 20-миллиметровыми шу ­ рупами через 30 — 4 0 мм. Особенно надежно обшивка должна быть пришита ктранцам , килю и скуловому брусу. К огдаобшивка полностью прикреплена и клей высох, следует тщательно зачистить ее поверхность — утопить тор ­ ч ащие шурупы и гвозди, подстрогать рубанкоми опилить рашпилем все неровности. После этого можно снять лодку со стапеля. П еревернувлодку вниз килем, выравнивают бор ­ товую линию и устанавливают палубные стрингеры, а затем — палубную обшивку, з аднюю банку и внутреннюю обвязку борта. С ледующиеоперации — п ромазка внутренней и нар ужной поверхности лодки горячей олифой. Затем, повернув лодку вверх килем , е е оклеивают тканью. П еред этим фане ­р у намазывают нитроклеем или цапонлаком , з атем накладывают ткань иещераз промазывают клеем . Чтобы на ткани не образовывалось складокиморщин , эту работулучшеде ­ лать вдвоем. Если нет нитроклея, м ожно склеить лодку на масляной краскесредней густоты, но при этом прочность склейки будет ниже , а лодкатяжелее . Х орошийнитроклейможнопри ­ готовить самому , растворив вацетоненегодную кинопленку. Предварительно снее надо смыть в горячей воде эмульсию. Оклеив корпус тканью, е гоещераз покрывают цапонлак ом или нитроклеемихорошо просушивают. З атемлодкуокрашиваютснаружи масляной или нитрокраской , для внутр енней поверхности применяютмаслянуюкраскунеяркого цвета. К огдакраскахорошо просохнет, устанавливают дубовые буртики на привальный брус инаружнуюдубовую накладку на киль. Эти детали покрывают один раз горячей олифой и два раза хорошим масляным лаком . Слани (настил пола) покрывают горячей олифой иокра ­ шивают железнымсуриком , р азведенным олифой. К переднему и заднему транцу на уровне привальных брусьев привертывают скобы, сваренные из 20 - м иллиметро ­ вой стальной трубки , или дверныеручки . О ни нужны для пе ­ р еносалодки , а также для швартовки, б уксировкиикрепле ­ ния подвесного мотора . В процессе эксплуатации лодкимогут потребоваться раз ­ личные доделки или переделки . Выполняя их, следует пом ­ нить, что нельзя удалять заднюю банку или изменять ееформу , т. к. л одка потеряет прочность. Г. МАЛИНОВСКИЙ. ТАБЛИЦА ПЛАЗОВЫХ ОРДИНАТ Шпангоут Тр. пер. 1 ОТ 77 130 406 2345 (мм) 18 41 362 32 62 419 460 323 430 Тр.В ЫС (Э ТА Киль Скула Борт Палуба Скула Борт (ДП) 108 187 475 510 ПОЛ 263 350о сновной 31 57 387 0 24 345 04 27 348 (мм) 390 512444 УШИРОТА 305 419 362 462 386 510—363 484