За нашуСоветскуюРодину! «ФЛОТ!ш»ш от-' иш»ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕПРОЦЕСС ЕДИНЫЙ И НЕРАЗРЫВНЫЙГ. ШАТУНОВ, член президиума ЦКДОСААФ оветская страна живетподнеослабевающимидейным воздействием июньского Пленума Центрального Коми ­ тета КПСС. П ринятыеимрешениявооружили весь народ, наши идеологическиеи общественные организации глуб окопродуманной развернутой программойкоммунистиче ­ с кого воспитания, полностью отвечающейсовременному этапу развития советского общества. О ни оказали огромное ^ в лияние на улучшение всей идейно-воспитательной работы , е ще выше подняли активность масс вборьбе за новые победыв строительстве коммунизма . Из решенийиюньского Пленума ЦК КПСС вытекают мно ­ г ообразныеи ответственные задачи ДОСААФ по военнопатриотическому воспитанию членов оборонного Общества. Важнейшая из них — у лучшениетехническогообученияиидейно - п олитического воспитания трудящихся , и прежде всего молодогопоколения , В определении этой задачи слова «обучение» и «воспитание» не случайно стоят рядом : м ыни ­ к огданедолжны забывать отом , что без заботы о патриотич еском воспитании будущихзащитников Родины нельзя до ­ стичь желаемых результатов ив их технической подготовке . О бучениеи воспитание — единый инеразрывный процесс, и егонужно вести скоммунистической целеустремленностью, настойчиво добиваясь органического единства занятий по изучению техники сработой идейно-воспитательного характера. Еще Карл Маркс указывал, что под воспитанием мыпони ­ м аемтривещи : во-первых, умственное воспитание, во-вторых, физическое воспитание, в-третьих, техническое обучение. Эта мысль великогоосновоположниканаучногокоммунизма на7fc v шла свое творческое развитие и углубление в бессмертных трудах В. И. Ленина, в важнейших программныхдокументах нашей партии, в ее практической деятельности по повышению образованности икультуры народа, т рудовому воспитанию молодежи. В решении выдвинутой июньскимПленумомЦК КПСС за ­ дачи широкогораспространениясреди населения научно-технических знаний немалую роль призваны сыграть клубы , ш колыикурсыДОСААФ , в которых сотни тысяч трудящихся без отрыва от производства осваивают массовые технические профессии , так необходимыенародному хозяйству иВоору ­ ж енным Силам страны. В этой работе одноиз первых мест по праву принадлежит штатным исамодеятельнымавтомото ­ к лубам , а втомобильнымшколамикурсамДОСААФ . С их помощьютолько за последние 4 — 5 лет автомобильный парк страны получил сотни тысяч шоферов , подготовленных сми ­ нимальной затратой общественных средств. Э кономический эффект такогообучения очень велик. Если бы , с кажем , все водители автомобилей, к оторые за это время были обученывДОСААФ , готовились сотрывом от производства, то государству пришлось израсходовать на это многие десятки мил ­ лионов рублей . И юньскийПленумЦККПСС по-новому, на совершенно иной качественной основе поставил вопросы повышения культуры народа впериодразвернутогокоммунистического строительства. Н ынекаждыйтруженикдолжен обладать не толькоширокойобщеобразовательнойподготовкой , но и получить конкретныетехнические знания ипрактические нав ыки . К о всему этому ондолжениметь ' с ердце настоящего патриота, г ражданина великой Страны Советов иубеждения , освещенные бессмертными идеями коммунизма.СВряд ли надо говорить, что эти положенияособенно важны для всей практической деятельности нашего Общества и, в частности, для руководителей , и нструкторови преподавателей автомотоклубов, ш коликурсов . К аждый из них долженпроникнутьсяглубокимсознаниемтого , что ДОСААФ распространяет не только профессионально-технические знания. П режде всего, это организация патриотическая и, следовательно, и деологическая , один из опорных пунктов партии в работе по военно - п атриотическому воспитанию трудящихся . Вот почему надо самым решительным образом выступать против фактов отрыва обучения от воспитания, попыток свести еготолькокизучению техники, п риобретениюопределен ­ ной суммы технических знаний и практических навыков. К сожалению , п одобное отношение еще имеет место вне ­ к оторых автомотоклубах ДОСААФ и, в частности, в Тульскомавтомотоклубе , г де начальником А. Ж ариков . Низкая успе ­ ваемость и плохая посещаемость занятий внем являются пря ­ мым следствием запущенности воспитательной работы. Нет нужды доказывать, что правильная организацияучеб ­ н ого процесса, с ампорядоквклубеоказываютогромное влияние на качество как обучения, так и воспитания. Видимо, р аботники Тульского автомотоклуба предали забвению это положение . Более того, н екоторые преподаватели считают, что их дело — только научить курсантов «правильно держатьбаранку » , а отнюдь не способствовать воспитанию умолоде ­ ж и моральных качеств, н еобходимых строителю коммунизмаибудущемузащитнику Родины. Не отсюда ли проистекаютмногочисленныеопозданияи самовольные пропуски занятий, с рывы занятий внекоторых группах, л егкомысленноеотношение отдельных курсантов к учебе, грязь и запущенность в классах? И стоит ли удивляться при таких порядках , что вцеломряде учебных групп лишь 30—40 процентов обучающихсяуспешно сдают экзамены ! Причина тому только одна: н едооценка воспитательной работы . Д аже такие распространенные формыее , к акпо ­ литзанятия, п олитинформации , беседы идоклады , встречи ссоветскими воинами, здесь не в почете. М ногие из обучаю ­ щихся — неплохие производственники , к омсомольцы . Н ов этой обстановке ионитеряют свое общественное лицо. А раз ­ ве немоглоруководство клуба установить тесные связи с коллективами, г де работают курсанты, с профсоюзнымиикомсомольскимиорганизациями , просить их повлиять на нарушителей дисциплины? К онечно , м огло . Не снимая вины сруководства клуба, к оторое , надо надеяться, сделает правильные выводы из критики , нельзя обой ­ ти и странную позицию Тульского обкомаДОСААФ , у кото ­ р огоклуб находится буквально подбоком . О бком и, п режде всего, е гобывший председатель тов. Богданов, зная отакомположении дел в клубе, д олгоевремя не давали этому долж ­ ной оценки , не принимали мерк налаживанию воспитательной работы. Потребовалось вмешательство ЦКДОСААФ , чтобы порядки начали изменяться клучшему . К онечно , п одобных фактов не так ужмного . В той же Тульс койорганизацииДОСААФдоброй славой пользуется Белевс кий автомотоклуб, к оторымруководит тов. Ушмаев. Здесь умело , с душойорганизуютучебнуюи воспитательную работу, настойчиво крепятпорядоки дисциплину, своими силами совершенствуют учебную базу. И нструкторыи преподаватели клуба видят главное в своей работе — воспитание человека сучетомего индивидуальных качеств и характера. И, что особенно достойно похвалы, работать они стремятсяI с каждым курсантом в отдельности, а не вообще с группой. Индивидуальная работа с отстающими, дополнительные занятия и консультации, социалистическое соревнование между учебными группами, занесение отличников на Доску почета, награждение их грамотами, деловая связь с предприятиями, где работают воспитанники и курсанты клуба, — весь этот многообразный арсенал влияния на человека использует в своей деятельности коллектив Белевского автомотоклуба ДОСААФ. Воспитательную работу здесь рассматривают как главнейшую сторону подготовки будущего водителя автомобиля. Важно и другое. На регулярно проводимых силами общественного актива политических занятиях, политинформациях, в беседах и докладах, на встречах с передовиками учебы воинских частей учитывается, что многим воспитанникам клуба предстоит военная служба, а поэтому видное место отводится разъяснению роли техники и, в частности, автотранспорта в современной войне, его значения, как одной из основ высокой боеготовности и маневренности войск. При этом подчеркивается, что техника, которая будет вручена будущим защитникам Родины, служит для почетного и ответственного долга — обороны социалистического Отечества, что основы отличного овладения этой техникой закладываются уже сейчас, в период обучения в клубе. «Если человек, — писал М. И. Калинин, — понимает технику не как простую технику, а связывает ее со всей социалистической работой, то и техника ярко пронизывается самым большим идейным содержанием» (М, И. Калинин. О коммунистическом воспитании. «Молодая гвардия», 1956, стр. t il ) . Этому совету стремятся следовать а Белевском автомотоклубе, настойчиво сочетая учебную и воспитательную работу, добиваясь на этой основе повышения активности обучающихся в овладении автомобильным делом. Содержательная воспитательная работа ведется в Белгородском, Луховицком (Московская область) автомотоклубах и ряде других. Внимательно изучили и взяли на вооружение решения июньского Пленума ЦК КПСС работники и активисты Вильнюсского автомотоклуба. В Ленинской комнате автомотоклуба каждый понедельник проходят политинформации. Здесь же выступают с лекциями пропагандисты республиканского комитета ДОСААФ, гарнизонного Дома офицеров, общества «Знание». Для молодежи, обучающейся в клубе, организуются коллектизные походы и просмотры спектаклей и кинофильмов о жизни армии и флота, экскурсии в музеи и по местам боев и революционных событий. В каждой группе на время учебы созданы комсомольские организации. Однако все это лишь начало большой работы. Обсуждая задачи оборонного Общества в связи с решениями июньского Пленума Центрального Комитета КПСС, III пленум ЦК ДОСААФ подчеркнул в своем постановлении, что Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту видит свой первейший долг в том, чтобы под руководством партийных органов, при повседневной поддержке советских и профсоюзных организаций, в содружестве с Ленинским комсомолом еще активнее вести работу по воспитанию всех членов ДОСААФ в духе советского патриотизма, беспредельной преданности идеям и делу коммунизма, пролетарского интернационализма, дружбы народов, в духе высокой бдительности и постоянной готовности к выполнению своего священного долга по защите нашей Родины. Большое место в постановлении III пленума ЦК ДОСААФ отведено вопросу дальнейшего усиления учебной и воспитательной работы в организациях Общества. Обязанность каждого комитета, каждого начальника и совета клуба ДОСААФ, всех инструкторов и преподавателей — постоянно заботиться о создании таких условий, при которых молодежь могла бы в полной мере овладеть теоретическими знаниями и твердыми практическими навыками по избранной специальности, чтобы затем с пользой трудиться в народном хозяйстве или отлично нести службу в рядах Советской Армии и ВоенноМорского Флота. Вместе с тем в ходе теоретических и практических занятий инструкторы и преподаватели автомотоклубов должны настойчиво прививать молодым людям любовь и уважение к общественно полезному труду, к профессии шофера. В наших автомотоклубах работают многие участники минувшей войны, воины-автомобилисты, уволенные в запас. Их живое слово, рассказы о пройденном и пережитом, о своем боевом и производственном опыте должны занять подобающее место в воспитательной работе с будущими водителями. Следует также шире привлекать к беседам с молодежью высококвалифицированных водителей ближайших автохозяйств, установить связь с воспитанниками, проходящими службу в армии, наладить переписку с ними.Говоря о единстве учебного и воспитательного процесса, надо обратить самое серьезное внимание на такую существенную сторону дела. Та конкретная обстановка, которая окружает молодого человека, обучающегося в автомотоклубе, зависит от каждого члена коллектива, но прежде всего от его руководителя, инструкторов и преподавателей. Именно они являются опорой Общества в работе по подготовке идейно подготовленных и технически грамотных водителей для народного хозяйства и обороны страны. И поэтому мы вправе предъявить им в современных условиях высокие требования. По своей роли в учебном процессе инструктор, преподаватель автомотоклуба — всегда воспитатель, хочет он этого или не хочет, осознает или не осознает. В самом деле, поведение инструктора, его отношение к обучаемым, к делу, привычки и правила, которыми он руководствуется на практике, оказывают огромное влияние на курсантов, день ото дня формируют их отношение к учебе, технике, моральным нормам поведения. Если инструктор хороший специалист и пользуется у своих учеников авторитетом в технических вопросах, то его авторитет, безусловно, оказывает сильное влияние и на весь нравственный склад будущего водителя. Однако нельзя забывать и другой стороны —'• морального облика инструктора. Вопрос о личном влиянии инструктора и преподавателя на обучающихся весьма важен. Здесь уместно вспомнить слова выдающегося руского педагога К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания». Справедливость этих слов подтверждена самой жизнью. И только потому, что еще не во всех автомотоклубах Общества уделяется должное внимание моральному облику инструкторско-препод&вательского состава, личному примеру, мы имеем серьезные изъяны в обучении и воспитании будущих водителей. А разве мы полностью изжили случаи, когда к обучению и воспитанию будущих шоферов примазываются случайные люди? В Лиепайском автомотоклубе, например, ряд работников подвергся административному наказанию за грубые нарушения правил уличного движения. Какой же воспитательной работы можно было ждать от таких, с позволения сказать, «воспитателей»? Высокие требования к специальной подготовке и моральному облику ииструкторско-лреподавательских кадров возлагают особую ответственность на руководителей автомотоклубоз ДОСААФ. Опираясь на повседневную помощь партийной и профсоюзной организаций, на силы общественности, каждый начальник автомотоклуба обязан с особой тщательностью относиться к подбору инструкторов и преподавателей. Надо, чтобы на этих должностях у нас повсеместно работали хорошо подготовленные, кристально честные и чистые люди, которые прежде всего сами в своей повседневной деятельности строго соблюдают принципы коммунистической морали, по-коммунистически относятся к делу и людям, обучаемым ими. У нас много таких замечательных инструкторов и преподавателей. Необходимо добиваться, чтобы такими были все. Несколько слов о роли начальника автомотоклуба. Его обязанность — постоянно заботиться о совершенствовании работы клуба, улучшении учебного и воспитательного процесса, создании необходимой учебно-материальной базы. Он должен быть требовательным и чутким, служить примером дисциплины, организованности для всех и всегда помнить, что отвечает не только за учебные показатели, но и за политико-моральное состояние коллектива, в особенности за обучение и воспитание молодых специалистов; В свете требований сегодняшнего дня и комитетам ДОСААФ надо усилить контроль за качеством учебного процесса, уровнем подготовки и воспитанием молодежи в автомотоклубах. Следует решительно пресекать любые проявления упрощенчества в обучении, отклонения от учебных программ. В автомотоклубах ДОСААФ должен быть образцовый порядок, четкая организация и высокая культура во всем. Целеустремленная работа комитетов и всего личного состава автомотоклубов ДОСААФ по обеспечению неразрывного единства учебного и воспитательного процесса должна стать еще более действенным фактором дальнейшего повышения качества подготовки водителей автомобилей. Это будет их конкретным вкладом в выполнение задач, поставленных июньским Пленумом ЦК КПСС.2