О РШЕНЬИЛИ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА?И оршневой двигатель внутреннего "•сгорания на светильном газе был создан в 1860 году французским механиком Ж. Ленуаром, который, применив во дяное охлаждение, добился того, чего не удавалось сделать другим конструкторам: металл стал надежно выдерживать высокие температуры, развивающиеся в цилиндре двигателя. С той поры усилиями многих сотен конструкторов, инженеров и ученых этот двигатель непрерывно совершенствовался. Столетие срок немалый, и, естественно, возникает вопрос о дальнейшей судьбе поршневого двигателя, тем более, что мы являемся свидетелями бурного развития газовых турбин. Газовая турбина — серьезный конкурент. Об этом говорит тот факт, что во многих странах ведутся работы по созданию газотурбинного автомобиля. а фирма «Крайслер» даже приступила к серийному производству таких машин. Характерен и другой пример: из 6000 тяжелых самолетов гражданской авиации, эксплуатирующихся во всем мире, одна треть оснащена газотурбинными двигателями различных ти-. пов. Газотурбинный двигатель наступает. В его активе такие преимущества, как неприхотливость в топливе, легкость запуска, дешевизна производства. Лишь низкая экономичность не позволяла ему до сих пор стать конкурентом автомобильного поршневого двигателя. Сможет ли поршневой двигатель теперь, когда экономичность газотурбинных двигателей значительно повышена и продолжает расти, противостоять газовой турбине? Последние данные свидетельствуют. что возможности поршневого двигателя далеко не исчерпаны. Два года назад японскому профессору Мията с помощью ввернутого в головку цилиндра электрода (рис. 1), на который подавалось переменное напряжение до 10 тысяч вольт, удалось увеличить мощность двухтактного двигателя более чем в 1,5 раза. Столь значительный прирост мощности будет понятен, если рассмотреть физику этого явления. Известно, что в топливо-образование? и создаются более благоприятные условия для работы свечи. Установка &лектрода, как и ионизатора, пе требует конструктивных переделок, то есть их можно использовать на люб„ом серийном двигателе, где источником напряжения может служить, например. магнето. Не менее фантастичен результат, полученный в Праге. Там в одном из воэдушнсй смеси, как ив любом газе. научно-исследовательских институтов всегда имеется какое-то количество понедавно разработана новая методика раложительных и отрицательных ионов, то счета насосных и выхлопных каналов, есть молекул горючего и окислителя, а также камер сгорания поршневого подготовленных к сгоранию. Чем больше двигателя. У сконструированного на ионов, тем легче поджечь рабочую смесь основе этой методики опытного образца и быстрее она сгорает. А это значит, двигателя для мотороллера мощность что уменьшаются тепловые потери в циего возросла с 7.5 до 10,5 л. с , то есть линдрах, реальный цикл приближается на 40 процентов, а расход горючего ик идеальному, мощность возрастает. шум уменьшились. Это объясняется тем, Количество ионов увеличивается с рочто удалось значительно улучшить гидстом температуры смеси, а также при равлику двигателя, вследствие чего наличии каких-либо внешних причин, уменьшились потери на трение и, соотнапример электрического поля ветственно, возросла мощность. Итак, в смеси имеются «старые» ионы, В Праге же испытан новый воздушто есть те, которые образовались до поный фильтр, который увеличивает срок явления поля, и «новые»,' рожденные службы двигателя в4 раза. Полученный именно наличием электрического поля. эффект, несомненно, является выдаюВ момент, когда подается напряжение щимся достижением. (предположим, на электрод «минус», а на Необходимо сказать об одном опыте, цилиндр «плюс»), в камере сгорания возпроведенном ленинградскими учеными. никает электрический ток. В результате Желая объединить преимущества карположительно заряженные ионы движутбюраторного и дизельного двигателей, ся к электроду, а отрицательно заряженони построили тепловую машину, состояные — к стенкам цилиндра и поршню. щую из двух совместно работающих циПри этом они сталкиваются между солиндров, соединенных тангенсальным бой и вступают в реакцию. В следуюканалом с клапаном. В первый цилиндр щий момент полярность электрода и подается обогащенная бензо-воздушная цилиндра меняется, соответственно месмесь, а во второй, работающий с неконяется также направление движения торым отставанием по фазе по сравнеионов. нию с первым, — чистый воздух, и он В опыте Мията переменное напряжена линии сжатия работает, как компресние подавалось с частотой 50 герц, слесор. Богатая смесь в первом цилиндре довательно, ионы совершали колебательнадежно воспламеняется и сгорает с ные движения 50 раз в секунду, меняя максимальным тепловыделением в районаправление движения. Амплитуда колене верхней мертвой точки. Во время баний для каждого из ионов различна, • расширения в первом цилиндре, в мотак как она. кроме напряженности поля мент, когда давление в обоих цилиндрах и частоты колебаний напряжения в сеодинаково, открывается клапан и, поти, зависит также от собственного заряскольку давление во втором цилиндре да и массы. Количество столкновений в продолжает повышаться (поршень идет единицу времени значительно возросло к ВМТ), чистый воздух по тангенсальнопо сравнению с обычными условиями, му каналу перетекает в первый цилиндр, которые имеются в камере сгорания турбулизируя горящую смесь. Затем радвигателя. Смесь стала сгорать быстрее, бочее тело расширяется в обоих цилиндполнота сгорания повысилась. рах. Как показали опыты, коэффициент Мията предложил также использовать полезного действия такой машины на 25 ионизатор, устройство которого можно процентов выше, чем к.п.д. двигателей, видеть на рис. 2. Испытания серийных работающих по обычному циклу. двигателей с такими ионизаторами, проСледует отметить, что все перечисленведенные американскими инженерами, ные идеи воплощены в металле и уже показали, что их мощность возрастает испытаны. Думается, нет необходимости в среднем на 10 процентов. Меньший говорить о проектах, которые пока тольприрост мощности по сравнению со слуко разрабатываются, хотя многие из них чаем, когда ионизация осуществлялась представляют немалый интерес. Я имею непосредственно в цилиндре, объясняетв виду, например, проект мотора, рабося тем, что перед входом в цилиндр темтающего на парафине, который, как пература значительно меньше и, следоожидают ученые, будет развивать вдвое вательно, хуже условия ионизации. большую мощность по сравнению с бенК сказанному необходимо добавить, двигателем. Или возьмем что у двигателей, оснащенных • ионизизиновым двигателя проект с «эластичными» рующими устройствами, облегчается поршнями, обеспечивающими автоматипуск, значительно уменьшается нагароческое регулирование степени сжатия в зависимости от нагрузки. Но и без этого ясно, что поршневой двигатель в блиР и с. 1. Двигатель с электродом в гожайшем будущем сможет быть вполне ловке цилиндра. конкурентноспособным по отношению к газовой турбине, особенно в наземном Рн с. 2. Ионизатор, устанавливаемый транспорте, где основным требованием. в топливопроводе перед карбюратором: предъявляемым к силовым установкам, 1 — контакт в первичной цепи; 2 — является экономичность. магниты; 3 — отвод топлива; 4 — подВывод один: некрологи поршневому вод топлива. двигателю писать рано.