АВТОМОБИЛЬим отоцик л...Публикуемая статья посвящена проблемам дальнейшего развития конструкций автомобилей и мотоциклов. Не со всеми ее положениями можно согласиться. Во многих своих выводах автор ставит во главу угла вопросы технической эстетики и совершенно не касается всего того, что связано с совершенствованием такого, например, важнейшего агрегата, как двигатель. Но тем не менее надеемся, что статья эта представит определенный интерес для наших читателей, стремящихся расширить свой технический кругозор. 80-х годах прошлого века почти одновременно появились двух-, трех- и четырехколесные повозки с двигателями внутреннего сгорания. С тех пор «е прекращается развитие трех этих схем машины и не сходят с повестки дня вопросы, какая из них наиболее перспективна, будут ли они развиваться параллельно, вытеснит ли какая-нибудь одна другие или, быть может, все они отойдут на задний план перед бесколесными аппаратами на воздушной подушке. Попытаемся представить себе направления усовершенствования автомобиля и мотоцикла. А для этого прежде всего проследим изменения их компоновки. М.Ы увидим, что автомобиль станозится все более компактным. Резко сократился выпуск дорогих, более чем четырехместных машин; улицами и шоссе завладели малые, так называемые малолитражные, и микроавтомобили. Они в полтора-два раза легче и дешевле «больших», а в их кузове с удобствами размещаются четыре человека, скорость движения достигает 120—140 километров в час, по богатству оборудования малые машины ни в чем не уступают прежним «классным» — есть и отоп пение, и радиоприемник, и откидные спинки сидений, и указатели поворота, и стеклоомыватели. И все это — при умеренном расходе топлива, при отличных маневренности и динамике, очень важных в условиях современного интенсивного движения, особенно в городах. Это стало возможным в результате совершенствования механизмов автомобилей, технологии их производства. Крохотные двигатели развивают 30—60 лошадиных сил. Миниатюрные колеса, шины и тормоза с успехом выполняют функции прежних — больших и тяжелых. Штампованные несущие кузова вытеснили раму, понизили и облегчили автомобиль. Этот переченьВдостоинств можно продолжить. Вывод? Появилась возможность создания рациональной компоновки машины в целом. «Пассажирское помещение» занимает все большую часть длины автомобиля, а «машинное отделение», колеса и их ко ­ жухи, колесная база — все меньшую. Если попытаться, сопоставляя автомобили разных лет выпуска, представить себе возможное направление их дальнейшего развития, то можно предугадать почти полное исчезновение «мотоотсека» или «капота», а может быть, колесной базы, то есть появление «одноосного» автомобиля с опорным, убирающимся во время движения стояночным костылем или катком наподобие самолетного. Такая машина при малых габаритах и обтекаемой форме была бы, несомненно, весьма вместительной, легкой, поворотливой и достаточно устойчивой на всех скоростях. Однако возможен и другой вариант развития. К форме будущего кузова хорошо подходит одноколейная схема экипажа, так называемый «монотрас» (односледный), у которого двигатель находится в блоке с единственным задним колесом (ведущим), а расположенное между сиденьями переднее колесо (тоже единственное) является направляющим. На стоянке и во время торможения выдвигаются маленькие боковые опорные колеса. Схема монотраса дает возможность придать кузову почти идеально обтекаемую форму при умеренной длине, обеспечивает высокую проходимость и маневренность — можно совершить поворот на месте вокруг вертикальной оси заднего колеса. Очень удобным становится доступ ко всем сиденьям. Устойчивость монотраса при современных достижениях техники (да еще при наличии выдвижных боковых колес) не вызывает сомнений. Позвольте, скажет читатель, но ведь описываемый монотрас — это, по существу, большой мотоцикл или, точнее, мотороллер с закрытым кузовом. Совершенно верно! По схеме монотрас не имеет принципиальных отличий от мотороллера. Теперь рассмотрим проблему с другой, так сказать «мотоциклетной», стороны. Тяжелые мотоциклы с двигателями большого рабочего объема (свыше 350 см 3 ) вытесняются легкими, у которых рабочий объем <не превышает 100150 см 3 , а собственный вес — 80 килограммов. Современные легкие мотоциклы, так же как и микроавтомобили, будучи более экономичными, не уступают прежним большим машинам в ходовых качествах. На нынешних мотоциклах водителю и пассажиру предоставлена лучшая защита от встречного потока воздуха, пыли и грязи, масла и тепла двигателя, обеспечены удобная посадка (двухместное седло-подушка), легкость управления (электропуск), возможность сигнализации (указатели поворота). Другая особенность новейших мотоциклов — объединение отдельных элементов (фара, бак, рама, щитки) в единое архитектурное целое, в котором эти элементы выполняют не только свои основные функции, но и придают машине известную обтекаемость, динамичный внешний вид. Наконец, характерная черта современного мотоцикла — сравнительно малые размеры колес (с диаметром обода 14—16 дюймов вместо прежних 17—23). Специфика современного мотоцикла еще более заметна в его разновидностях — мопеде и, особенно, мотороллере, получивших распространение в послевоенные годы. Штампованные маленькие колеса, удобная посадка водителя, наличие своеобразного кузова из листового металла подводят мотороллер вплотную к автомобилю или, вернее, к его возможной перспективной моделимонотрасу. Достаточно снабдить мотороллер легкой оболочкой, и он превратится в маленький одно-двухместный одноколейный «автомобиль будущего». Так, пройдя особые для каждой машины стадии развития, автомобиль и мотоцикл-мотороллер, возможно, придут к одной оптимальной, наиболее рациональной схеме, которую мы условно назвали «монотрас». Автомобиль сзнет большим, многоместным монотрасом, а мотоцикл-роллер — малым. Для него не обязательны двери и опорные колеса, •но ветровое стекло, жесткая крыша, щитки-обтекатели будут неотъемлемыми элементами, обеспечивающими обтекаемость, безопасность и красивый внешний вид. Трехколесная же схема экипажа (мотоколяски) перспектив развития не имеет. Органический недостаток мотоколяски — три колеи вместо двух у автомобиля и одной — у мотоцикла, мотороллера, монотраса. Отсюда при одинаковом весе, вместимости, высоте центра тяжести, размерах колес — недостаточная проходимость и устойчивость мотоколяски. При равной вместимости микроавтомобиля, мотоцикла с прицепной коляской и мотоколяски последние две машины получаются не намного легче и конструктивно проще, чем автомобиль, но значительно уступают ему по комфортабельности, маневренности и проходимости. Привлекает внимание развитие очень важного элемента всякой современнойЧТО ДАЛЬШЕ?НА ВКЛАДКЕ24