р огласитесь, странным кажетсядля * * н аших дней подобный призыв . Мотоцикл давно уже завоевал права гражданства. Не найдется, пожалуй, на" громадной территории СССР такого уголка, куда не проникли бы ИЖ или «Ковровец», мотороллеры «Тула» и ли «Вятка». Мотоцикл и мотороллер прочно вписались впейзажсовременных городов и сел каксамый массовый исамый доступный вид транспорта. И скаждым годом этих пол юбившихся всем машин, простых и удобных в работе, н адежныхи безотказн ыхналюбых дорогах, становится все больше. Об этом красноречиво свидетельствуют цифры Центрального статистического управления . Только в 1963 году наша промышленность выпустила 647 000 мотоциклов и мотороллеров. Побывайте в течение рабочей смены упроходных заводов ифабрик . Вы увидите сотни мотоциклов и мотороллеров — в ерных помощников тех, кто трудится в это времяу станков, з ачертежным столом, в лабораториях, к онструкторских бюро. Оседлали «железного коня» и труж еникиколхозныхи совхозных полей — руководители хозяйстви животноводы, б ригадирыимеханизаторы , агрономы и полеводы. Велика его рольив подготовке молодежи к обороне нашей страны. Умение управлять мотоциклом для юношей, идущ ихв армию, т акже важно, к ак умение стрелять, п рыгатьс парашютом, ш турмовать небо, з нать радиодело. А вдни отдыха? Выйдите в воскресенье на загородные шоссе — к реке, в . л ес , в горы наотдыхвыезжают сотни А тысяч тружеников. Однако скажемпрямо : немало невзгод испытываютещеэнтузиасты . Трудно достать запасные части, н ев каждом городе найдешь ремонтную мастерскую, д ажезаправка топливом не везде организована. Но каждому ясно — это врем енные трудности. Планирующие, торговые. х озяйственные организации делают многое, чтобы помочь мотоциклистам. Совершенствуются конструкции машин, у величивается производство запчастей. у жепоявилисьв городах инаавтомобильных дорогах колонки, пригот авливающиетопливные смеси специально для мотоциклов и мотороллеров. Полезную инициативуврешении «мотоциклетной проблемы» проявляют ина местах. Однако в этой статье мы вынуждены, к сожалению, вести речь об инициативе наизнанку , о той вредной отсебятине. ч томешаетеще дальнейшему распространению мотоциклов, осложняет их использование в городах. Перед нами целаяпачка взволнованн ых писем из Одессы. Их авторы — рабочие и инженерно-технические работники судоремонтного завода № 1. канатного завода, ч лены самодеятельного автомотоклуба ДОСААФ сталепрокатного завода коммунистического труда им. Дзержинского и других предприятий. И во всех письмахразговор об одном —В ЗАЩИТУ МОТОЦИКЛИСТА0 решении исполкома Одесского городского Совета депутатов трудящихся от 1апреля 1964 года. Мы познакомились с этим документом, н азванным «Об упорядочении движ ения мотоциклов и мотороллеров в г. Одессе», и нам стало понятным беспокойство мотолюбителей. В самом деле, отметив «большой рост мотоциклетного и мотороллерного транспорта в условиях сложности (I) шоссейн ых дорог и улиц г. Одессы», р аботники госавтоинспекции «в целях улучшения организации движения» не нашли ничего лучшего, к акзапретить (полностью или частично) движение мотоциклов и мотороллеров индивидуального пользования по важнейшим магистралям города. Реш ение более чем неожиданное. Напраш ивается вопрос: к акже пользоваться мотоциклами и мотороллерами тем, кто проживает или работает в районах, имевш их несчастье попасть в длинный список запрета? В своей «заботе» об улучшении движ ения составители документа пошли еще дальше, з апретив стоянку мотоциклов и мотороллеров на... всех улицах с трамвайным, троллейбусным и автобусным движением. Иными словами, п роезжать по улице можно, а приехать на завод, в учреждение, институт или вечернюю школу нельзя: ведь для этого надо будет оставить машинуна улице. А как понять запрещение «оставлять без надзора и присмотра мотоциклы и автомобили на улицах города»? Может быть, отныне нельзя будет ездить в одиночку? Конечно, было бы хорошо организовать в городе широкую сеть охран яемых стоянок. Однако врешении горсовета об этом нет ни слова. Одесские товарищи установили и особый режим скорости для мотоциклистов — 40 км/час по городу и 20 км/час наперекрестках . Вероятно, они надеял ись таким образом повысить безопасность движения. Но даже неспециалисту ясно, что наиболее безопасным является движение всех транспортных средств с одинаковой скоростью, б езлишних обгонов иманеврирования . Ведь искусственное снижение скорости одного из видов городского транспортана оживленн ыхмагистралях неизбежно внесет беспорядок в движение, а в конечном счете может стать причиной аварий . Эти меры совсем не способствуют и снижению загазованности воздуха отработавшими газами иуменьшениюшума — цели, поставленной врешении . Наоборот, езда на низших передачахималых скоростях значительно повышаетизагазованностьи шум. Как известно, любой мотоцикл и мотороллер без коляскирассчитаны на двух человек: водителя ипассажира . Составители документа внесли свою «поправку» и здесь, з апретивперевозкупассажиров на одиночных мотоциклах водителям, не имеющим двухлетнего стажа. Трудно найти объяснение этому пункту. Что же , товарищи из Одесской ГАИ: водители или не водители те. кого вы экзаменовали и кому сами вручали водительские права? Вы не рискуете доверить им жизнь одного пассажира. А разве десятк ами сотням людей на улицах и дорогах не создает опасности неумелый, плохо обученный водитель? Нет, повышение водительского мастерства достигается.не администрированием, а постоянным кон> тролем за качеством обучения, своевре менным устранением недостатков в учебном процессе, наконец, самой широкой разъяснительнойипрофилактиче . ской работой с мотолюбителями. Согласившись с точкой зрения тех. кто подготовил это решение, м ы невольно должны будем прийти к выводу, что права водителя выдаются в Одессе недостаточно подготовленным мотоциклистам. Нет нужды останавливаться на всех пунктах этого документа, тем более что после обращения мотолюбителей в редакции газеты «Известия» и журнала «За рулем», после вмешательства прок уратурыи Госавтоинспекции Украинской ССР Одесский горисполком пересмотрел свое решение. И все же точку ставить еще рано. Как и прежде, новое решение содерж ит неубедительные и необоснованные требованияо двухлетнем водительском стаже для езды с пассажиром, об обязательном «присмотре и надзоре» з а машиной. оставленной на улице, и другие запретыи ограничения. Видимо, у товар ищей из Одессы просто не хватило решимости до конца исправить имиже допущенную ошибку. А шаль! Ведь тем временем в водительских талонах преду прежденийуже появились первые просечки. Точку ставить рано и потому, ч тоещевнекоторых других городах работники 01'УД — ГАИ зачастую кропотливую работу по организации движения сводят к разного рода запретительству, действуют вопреки общесоюзным Правилам. В Днепропетровске также ограничили скорость мотоциклов до 40 км / ч асизапретили водителям со стажем менее года езду с пассажиром. В Сочи мотоциклы с недавних пор просто не ставятна учет. Перечень подобных «новшеств» можно было бы продолжить. Эти скоропалительныерешения весьма далеки от настоящей борьбы с нарушителями правил, с теми, кто садится нет резвым за руль автомобиля или мотоцикла, от действенных мер по укреплению дисциплины водителей и совершенствованию организациидвижения . Идти к этому надо совсем не так , к ак это было сделано в Одессе и Днепропетровске. Ссылки на «сложность улиц», на «чрезмерную загруженность проездов» я вно неубедительны. Достаточно взятьвпример Москву. Как известно, ритм стол ичныхтранспортныхмагистралей несравнимо напряженней , ч емв любом другом городе страны, и трудностей здесь уорганизаторовдвижения значительно больше. Однако никому не приходит в голову закрыть улицы столицы для мотоциклов и мотороллеров. Р ешениетранспортных проблем сов ременных городов — в создании магистралей скоростного безостановочного движ ения . в разработкеи внедрении новейш их средств регулированияс использованием автоматикии телемеханики, введении на напряженных участках одно стороннего движения , в применении ме тодов гибкого регулирования, улучшении освещенности проездов и знаков и т. п. Так решается эта задача в столице. Так ее следует решать повсеместно. Только над всем этим надо думать. И дум ать сегодня, сейчас, потому что с каждым днем внашей стране автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, этих верн ых помощников советского человека, становится все больше и большеХотя письмо и не опубликовано -"-Нужно ЛИ это?опрос этот возниквсвязис письмом читателя В. Дзюбы из Красноводска. Обладателем мотоцикла К-175В он стал год тому назад, однако до сих пор неможет получить правана вождение. ГАИ непринимаетэкзамен : от него, ш офера первого класса со стажем работ ы около 10 лет, требуют обязательно закончитькурсы мотоциклистов. Мы, п ризнаться , подумали, что произошло какое-то недоразумение, в котором легко разберутсяна месте. Письмо В. Дзюбы было направленов госавтоинспекцию г. Красноводска. Приводим ответ, к оторыйредакция получила за подписью начальника ГАИ капитана Павлушенко: «По вопросу письма гр-на Дзюбы В. Д. сообщаю, что в соответствии с действующим законоположением лица, имеющ ие право управления транспортными средствами ижелающие получить удостоверение на право управления мотоциклом, д олжны проходить курсы мотоциклистов при автомотоклубах с последующим правом сдачи экзаменаи пол учения удостоверения на право управл ения мотоциклом». Что и говорить: только равнодушие инежеланиевникнутьв существо вопроса могли продиктовать такой ответ. Нужно ли, в самом деле, шоферу-профессиона-Влу, п роработавшему за рулем многие год ыи самостоятельно овладевшему вождением мотоцикла, в обязательном порядке кончатьспециальные курсы? Надо ли опытному водителю проходить дополнительную подготовку по программе, в которой около 80 процентов учебного времени отводится на изучение уже известных ему вещей — правил движенияи устройства двигателя внутреннего сгорания, — причем в значительно меньшем объеме? З дравый смысл ипрактика убедительно доказывают, что в этом нет никакой необходимости. П рофессиональный шоф ер вполне может самостоятельно подготовиться кэкзаменам по программе для мотоциклистов. Зачем же , тов. Павлушенко, возводить искусственные барьеры , да еще ссыл атьсяпри этом на «действующее законоположение»? Что понимать под этими словами и кто утвердил такой «закон», из Вашего ответа, к сожалению, не ясно. Но дело даже не в этом. Если такой порядок ибыл когда-то принят, р азумнолисохранять его дальше? Однако эти вопросы следует, видимо. адресовать уженачальнику Госавтоинспекции Туркменской ССР тов. И. Чарыеву.27 »