За нашу Советскую Родину!^S^^^НОВЫЕ РУБЕЖИ СОВЕТСКОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯН. И. СТРОИИН, Председатель Государственного комитета автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения при Госплане СССР, Министр СССР советских людей стало доброй традицией отмечать свои праздники, знаменательные события трудовыми подарками. Отличным урожаем встречают сорок седьмой Октябрь хлеборобы. О сдаче важнейших объектов рапортуют строители. Рекордные плавки выдают металлурги. Весь мир взволновало новое выдающееся достижение нашей науки, техники икультуры — п олет космического корабля «Восход» с героями-космонавтами В. М. Комаровым, К. П. Ф е ­ октистовым и Б. Б. Егоровым на борту. В мощной поступи советской экономики слышен и шаг автомобилестроителей. Старейший советский автозавод имени Лихачева запустил в серию грузовой автомобиль ЗИЛ-130. Начали серийный выпуск нового автомобиля повышенной проходимости — ГАЗ-66 — горьковчане. Московский автозавод малолитражных автомобилей приступил к производству удобного и красивого «Москвича-408». В сельском хозяйстве, на стройках Большой химии,.в промышленности — на всех участках обширного фронта коммунистического строительства — трудятся наши ЗИЛы, М АЗы , машины многих других марок. Далеким теперь кажется тот день, когда первые советские автомобили — грузовики АМО-Ф-15 — торжественно прошли по Красной площади. Это было ровно сорок лет назад — 7 ноября 1924 года. По теперешним понятиям грузовики АМО были маломощны и несовершенны. Но мы с благодарностью думаем о первенцах нашего автомобилестроения, сослуживших хорошую службу а период восстановления народного хозяйства. Мы с гордостью вспоминаем об ударном строительстве старейших наших автозаводов — Московского и Горьковского, об их машинах, которые славно потрудились в годы индустриализации страны ис честью выдержали тяжелые испытания на фронтовых дорогах. Быстрым развитием автомобильной промышленности отмечены послевоенные годы. Выдвинутые партией перед наVродным хозяйством задачи потребовали расширения производственной базы автомобилестроения. В короткие сроки были созданы новые автомобильные заводы в Кутаиси, Минске, Павлове. Увеличены производственные мощности заводов в Ульяновске и Миассе (ныне Уральский автомобильный завод). Подъем советской экономики, всего народного хозяйства вызвал к жизни прогрессивные формы организации промышленности, в том числе и автомобильной. Были созданы новые специализированные заводы: Заволжский моторный, Кременчугский, Брянский и Белорусский автомобильные, Львовский, Ликинский, Курганский автобусные, Полтавский агрегатный и другие. Ярославский завод был специализирован на производстве унифицированных дизельных двигателей. Для выпуска массового микролитражного автомобиля в 1959 году был организован Запорожский автомобильный завод, двигатели которому поставляет Мелитопольский моторный завод. Список предприятий автомобильной промышленности дополняют специализированные заводы, изготовляющие различные агрегаты. Наше народное хозяйство уверенно набирает темпы. Развитие каждой его отрасли, деятельность каждого предприятия подчинены одной цели — выполнению грандиозной программы, начертанной XXII съездом партии. На эти задачи ориентируют свои планы и автомобилестроители. С каждым годом возрастают потребности в автомобильных перевозках. Отсюда ясно, насколько важно повышение производительности труда на автомобильном транспорте, Ключ к решению этой задачи находится в руках автомобилестроителей. Основным направлением является увеличение средней грузоподъемности автомобильного парка. Что для этого делается? Прежде всего, повышается грузоподъемность автомобилей, предназначаемых для перевозки мае-1 совых грузов. Примером могут служить новые базовые модели ЗИЛ, ГАЗ и МАЗ и их модификации, включая автомобили с колесной формулой 6X4 . Горьковский автомобильный завод в 1965 году начнет массовый выпуск грузового четырехтонного автомобиля ГАЗ-53А. 8 перспективе организация производства на Московском автозаводе им. Лихачева восьмитонного трехосного грузового автомобиля (ЗИЛ-133), который сможет работать с 15-тонным полуприцепом. На производстве в ближайшие годы будут находиться базовые автомобили и автопоезда грузоподъемностью от 5 до 15 тонн, рассчитанные на движение по дорогам общего назначения. Значительно расширяется выпуск прицепов и главным образом полуприцепов. Применение их намного повышает грузоподъемность, а кроме того, дает возможность более гибко маневрировать автомобилями, используемыми в качестве тягачей, что очень важно, в частности, при междугородных перевозках грузов, получающих все большее развитие. Промышленность будет выпускать автомобильные поезда с прицепами и полуприцепами общетранспортного назначения грузоподъемностью до 24 тонн. Народное хозяйство предъявляет и другие, не менее важные требования к типажу транспортных средств. Они связаны с дальнейшей специализацией производства во всех отраслях, с повышением его культуры. Автомобиль стал теперь неотъемлемым звеном технологии производства, будь это вывозка зерна от комбайнов, перевозка деталей при индустриальном методе строительства, доставка удобрений на поля, предметов народного потребления в магазины. Речь идет о значительном расширении номенклатуры подвижного состава как по грузоподъемности, так и по назначению. Для работы в карьерах, на больших стройках тяжелые самосвалы выпускает Белорусский завод. В перспективе — автомобили-самосвалы грузоподъемностью сорок, шестьдесят и более тонн. В последние годы все больше производится автомобилей малой грузоподъемности. Сейчас отрабатывается конструкция однотонной машины на базе агрегатов УАЗ. Она предназначается для развозки легковесных грузов в торговой сети (емкость кузова не менее 7 м3) и придет на смену непроизводительно используемым более мощным машинам. На базе основных моделей предусматривается выпуск различных модификаций — с удлиненной и укороченной колесной базой, с передним расположением кабины, а также шасси для установки специализированных кузовов (фургонов, цистерн и т. д.). Предмет особой заботы автомобилестроителей — машины для сельского хозяйства. Пока на селе работают главным об-В сборочном цехе Львовского автобусного завода. Полным ходом идет выпуск автобусов ЛАЗ-695Е. У этой машины новый V-образный восьмицилиндровый двигатель от автомобиля ЗИЛ-130.разом бортовые автомобили. Но уже в ближайшее время структура парка резко изменится — намечается пополнить его специальными сельскохозяйственными самосвалами. Предусматривается производство нового микролитражного грузо-пассажирского автомобиля повышенной проходимости на базе агрегатов автомобиля «Запорожец». Автолюбителей, естественно, интересуют легковые машины. Прежде всего, увеличивается их выпуск. Одновременно заводы работают над совершенствованием конструкции, вводя отдельные изменения в ходе производства, и готовят перспективные модели. Количество моделей легковых автомобилей останется прежним, но будут увеличены мощность и экономичность двигателей, улучшена динамика автомобилей, их внешний вид и комфортабельность. «Москвич-408» уже выходит на дороги. Недалеко время, когда появится новый «Запорожец». На Горьковском автозаводе заканчивается разработка конструкции нового автомобиля, который придет на смену «Волге». При разработке перспективных автомобилей повышенной проходимости особое внимание обращалось на унификацию их агрегатов с агрегатами базовых машин. Такая унификация позволяет снизить их стоимость, упрощает ремонт, дает возможность при необходимости увеличить выпуск, Повышение проходимости этих новых моделей во многом определяется применением разработанных в последние годы усовершенствований узлов и агрегатов автомобиля. Сюда входят одинарные колеса с шинами низкого давления и централизованной системой изменения давления воздуха, установка двигателя повышенной мощности, блокирование межосевых и межколесных дифференциалов, улучшение маневренности автомобилей при помощи усилителей рулевого управления и др. Наряду с расширением номенклатуры перед автомобильной промышленностью стоят и другие задачи. Одна из главнейших — увеличение надежности и долговечности агрегатов. Решение этой ответственной задачи требует большого коллективного труда. На заводах, в научно-исследовательских институтах ведутся работы по повышению износостойкости, прочности отдельных деталей, узлов и агрегатов автомобиля: осваивается производство стальных поршневых колец, клапанов с жароустойчивой наплавкой, подогревателей для пуска двигателей зимой, внедряются многие другие усовершенствования и новшества. Для того чтобы выпускать в большом количестве современные по конструкции, надежные в эксплуатации и прочные автомобили, заводам предстоит значительно улучшить технологию их изготовления. Работа в этом направлении ведется непрерывно. Автоматизация основных производственных процессов, широкое внедрение новых, прогрессивных методов обработки, применение стендов и различных испытательных установок позволят в ближайшие годы поставить народному хозяйству в необходимом количестве новые современные автомобили.•jap^sr-J l.$.»» P iIlШ:"•«,If "mm;«i^!iiiil: • • ' • . "'.•.: