ft.ЗРИТЕЛЕЙ МНОГОУЧАСТНИКОВЛичное первенство СССР по ипподромным мотоциклетным гонкама этот раз девять медалей для тех, кому предстояло оспаривать звание чемпионов и призеров, были отправлены в г. Киров, где в прошлом году успешно прошло первенство Российской Федерации. Но едва не случилось так , что победители в классах 125 и 175 см 3 уехали без медалей. Для розыгрыша первенства страны на старте, к ак известно, должно быть не меньше 10 участников. В классе 125 см 9 по самому последнему, уточненному списку их было всего 12, а в группе гонщиков, заявленных на мотоциклах 175 см 1 , — 1 1 . Кворум был шаткий , и, естественно, у организаторов это вызывало тревогу. Несколько спортсменов из РСФСР и Белоруссии томились еще в ожидании машин , и, хотя по железнодор ожным линиям летели депеши, оставалось гадать, прибудут мотоциклы или нет. Но это бы полбеды. 17 машин оказались без передних тормозов, у нескольких были недостато'чной длины колесные щитки , плохо закрепленные глушители, малого размера шарики на рычагах сцепления. Короче говоря, даже не слишком щепетильная техническая комиссия вынуждена была возвратить для разного рода доделок 23 мотоцикла, а в предстартовый день прошло официальную тренировку лишь 27 из 44 заявленных участников во всех трех классах. Впрочем, все волнения организаторов и спортсменов остались за кулисами. А зрители увидели то, что было на арене, представлявшей собой хорошо укатанную дорожку длиной 1600 метров, шириной 8 метров на прямых и 12 метров на поворотах: увлекательную картину борьбы, которую сумели создать 39 гонщиков. Достаточно сказать, что Е. Шерстнев, В. Григорян и Ю. Дудорин обновили рекорды Кировского ипподрома во всех трех классах машин . Оговоримся: не они первыми привлекли внимание тысяч кировчан, п ришедших на ипподром. Перед началом состязании, к подъему флага на зеленое поле внутри дорожки опустилась группа парашютистов. Это члены Кировского летноспортивного клуба приветствовали участников первенства. А во второй день состязаний их товарищи демонстрировали искусство высшего пилотажа, парного затяжногопрыжкас парашютом, группового прыжка на точность приземления. Инициатором такого удачного соединения двух праздничных событий, каждое из которых по-своему сыграло роль пропагандиста технических видов спорта, был областной комитет ДОСААФ. Открыл состязания квартет «легковесов». В первом же заезде встретились вероятные претенденты на медали. В прошлом году белорусское трио — А. Л укьянчик , А. Стефанович и Е. Шерстнев — не пустило «посторонних» на пьедестал почета. Теперь сразу же самые серьезные намерения обнаружи ­ ли ветеран тбилисец К. Цалкаламанидзе и свердловчанин И. Клевнов. Если машины их и уступали минским мотоциклам, то далеко не так очевидно, к ак раньше. Клевнов в обоих четвертьфинальных заездах, в полуфинале и финале тактически расчетливо построил гонку, показал прекрасное умение держ аться «на колесе» у противника и заслуженно победил. Второе место занял Лукьянчик . Третьим призером стал цалкаламанидзе, очень мужественно и сосредоточенно проведший состязания.НВ классе 175 CMJужев четвертьфинальных заездах в полный голос заговорили москвич Н. Михайлов и тбилисец В. Григорян. Однако в финале их опередил державшийся поначалу в тени В. Котов из Красноярска, который к золотой медали присоединил специальный приз журнала «За рулем» как самый молодой участник финальных заездов. В решающий момент ему принесла успех та жетактика , к акую приманил и Клевнов. Звание победителя в классе 350 см 3 еще до старта прочили Ю. Дудорину, прошлогоднему чемпиону. Уфимец не обманул надежд. Его преимущество вновь было неоспоримо. Признанный мастер трековых гонок (он равно силен и на льду) показал образец серьезной подготовки к соревнованиям. Успех его базируется на прочной технической основе — з наниимаши ­ ны, умении правильно подобрать передаточное отношение, отрегулировать двигатель. Между тем многим участникам недоставало именно такого умения. К этому заключению приводит сопоставление результатов гонщиков и собранных технической комиссией данных об их машинах . И стоило Дудорину в утро перед решающими заездами взять шефство над молодыми кировскими спортсменами, его помощь не замедлила сказаться. Пятое место, занятое перворазрядником В. Чирковым в острой борьбе с опытными мастерами, — очевидный успех и один из отрадных результатов первенства. Большой похвалы заслуживает организация соревнований. Работники обкома ДОСААФ (председатель В. А. Чепрасов), его актив очень много сделали для того, чтобы они прошли на высоком уровне, начиная с рекламы и кончая мерами безопасности. Во всем чувствовалась продуманность и любовь к делу. Достаточно сназать о стартовом приспособлении, которое сделало бы честь любому международному состязанию, о шаблонах для замера рабочего объема двигателей, об удобных карточках для счета кругов. Заслужила бы самого высокого балла и судейская коллегия (главный судья В. Т. Карьеа), если бы не досаДная накладка: в заключительный день старший судья при участниках выпустил на старт финалистов, когда по распорядку должны были состязаться гонщики , оспаривавшие 5 — 8 - е места. Возможно, причиной послужило то обстоятельство, что главному судье пришлось по совместительству... вести репортаж. Т ак случилось, что приглашенный на соревнования специалист-комментатор не прибыл, а «дома» не оказалось другого человека, готового к этой миссии. Собственно, дело не в случае. Просто мы еще не прониклись сознанием, что комментатор — столь же обязательная фигура на соревнованиях, к аки судья. И хотя разговор об этом идет не впервые, на местах не думают серьезно о подготовке мастеров репортажа. Как-то стало традицией (конечно, в плохом смысле), что срывается значащаяся каждый раз в распорядке дня конференция. К этоМу даже привыкли. В Кирове распорядок был выдержан. И дело не в форме, а в том, что назрел серьезный разговор о подготовке к соревнованиям. Ведь нелады начались с представления заявок. Ц АМК получил их с запозданием, небрежно оформленными. За несколько дней до первенства предполагалось 90 участников, а приехало вдвое меньше. Спортсмены в своих выступлениях вскрыли причины. Главная из них — невнимание со стороны целого ряда автомотоклубов и организаций ДОСААФ. Отсюда и следствия. И то, что до многих из Них не дошли действующие с этого года новые правила соревнований, а в результате — несоответствие мотоциклов техническим требованиям. И то, что у большинства участников не оказалось положенной парадной формы. Обстоятельно были обсуждены специальные вопросы. В частности, спортсмены внесли ряд предложений по уточнениютехнических требований н мотоциклам для ипподромных гонон, относительно порядка определения участников финальных заездов. Конференция, несомненно, принесет пользу. Во всяком случае, она поставила ряд серьезных вопросов перед центральным и другими автомотоклубами, перед Федерацией мотоспорта и Президиумом коллегии судей. После конференции я застал у председателя обкома л ДОСААФ двух только что избранных председателей районных организаций. Перед началом своей деятельности они получали напутствие. А точнее, т аким напутствием и первым предметным уроком им послужило первенство страны, на которое они были предусмотрительно приглашены. Б. М АНДРУС , спец. корр. «За рулем».г. Киров.ПОБЕДИТЕЛИ ПЕРВЕНСТВАСССРКласс 125 см». 1. И. Клевнов (Свердловск, Автомотоклуб); 2. А. Лукьянчик (Минск. Автомотоклуб); 3. К. Цалкаламанидзе (Тбилиси, СКА). Класс 175 см». 1. В. Котов (Красноярск. Автомотоклуб); 2. Н. Михайлов (Москва, «Буревестник»): 3. В. Григорян (Тбилиси, Автомотоклуб). Класс 350 см». 1. Ю. Дудорин ( .У*2' «Труд»): 2. В. Завидюк (Красноярск, Автомотоклуб): 3. М. Себов (Одесса, «Авангард»).Вверху: на дорожке острая борьба. Кто победит? Этот ^Mw вопрос поглотил сейчас внимание тысяч, людей, при- •^^*шедших на ипподром. Фото Н. Школьного. Решающий заезд. И. Клевнов «сел на колесо» и выжидает момент, чтобы обойти А. Лукьянчика. Фото Б. Сапожникова, присланное на конкурс «За рулем».•