В конце лета завершилось крупнейшее соревнование спортсменов оборонного Общества — III Спартакиада по техническим видам спорта. Опустели спортивные арены, улеглись страсти. Сейчас самое время поговорить о проблемах, которые она выдвинула перед нашим автомотоспортом в республиках, сделать некоторые выводы на будущее. Вспомним еще раз события июля, когда в Алма-Ате, Баку, Вильнюсе, Душанбе и других столицах торжественно и празднично открылись спартакиады республик и начались финальные встречи. Это были, бесспорно, самые значительные соревнования по автомобильному, мотоциклетному и автомодельному спорту из всех когда-либо проведенных в союзных республиках. Мы не говорим уже о количестве участников — здесь счет идет на миллионы. На прошлых спартакиадах и подготовка спортсменов и результаты были куда скромнее. К тому же во всех финалах теперь активно боролась молодежь и добилась немалых успехов. Удивляться этому не приходится. Совершенно закономерно,1*ЛЧ»>»^<Гч?1ЖГЛ:ОТЛХ!Л7У,>И*ЭТ^что автомотоспорт в стране развивается в темпе нашей жизни и стремительно движется вперед. Однако ж было бы ошибкой считать, будто он на всех фронтах одерживает в республиках сплошные победы. В отдельных видах даже год спартакиады остался «порой несбывшихся надежд». Сильные и слабые стороны в подготовке спортсменов, техническом оснащении, в работе тренеров и судействе особенно наглядно проявились на самой крупной из республиканских спартакиад — спартакиаде России. Основные ее состязания были сосредоточены не в южных городах (как это было в первых двух спартакиадах), а в Новосибирске. Здесь встречались кроссмены, гонщики-гаревики, двоеборцы и сверх программы — мотоболисты. На «Невском кольце» в Ленинграде разыгрывалось первенство по автомобильным и мотоциклетным кольцевым гонкам, в Москве состязались раллисты, Киров — принимал участников мотоциклетных ипподромных гонок, а Орджоникидзе — мотоциклетного многоборья.Мастер спорта Виктор Мороков увез медаль чемпиона в классе 125 смз в Хабаровск.Ставка на юныхосле триумфального выступления Виктора Арбекова в первенстве мира этого года один из зарубежных спортивных журналов писал, что «победила советская школа мотоспорта». Мы вспомнили эти слова, когда увидели финальные соревнования кроссменов на спартакиаде России, вспомнили потому, что перед нами предстали ученики этой массовой школы — мотоциклисты 55 областей и краев Российской Федерации. Уже сама по себе эта цифра — показатель необыкновенной популярности мотокроссов, их повсеместного признания. Но не менее важно другое — на решающие старты спартакиады вышла молодость нашего мотоспорта. Можно, конечно, говорить о недостатках в подготовке отдельных команд, об отсутствии опыта и слабой спортивной квалификации ряда участников (в особенности женщин), но все это не может заслонить главного: наш мотокросс сделал большие успехи и запевалами здесь стали юные. Да, именно юные — и те, кто стартовал в группе юношей, и те, кто впервые выступал вместе со взрослыми, — завоевали всеобщие симпатии своей неутомимостью, отличным владением машины, бурным темпом, иначе говоря, всем тем, что называют высоким классом в мотоспорте. Несколько лет назад один из лучших наших тренеров Юрий Игнатьевич Трофимец создал в Коврове юношескую мотошколу. Плоды его трудов мы увидели в Новосибирске. Прошлогодние чемпионы и призеры первенства среди юношей — ковровчане Вячеслав Краснощеков, Юрий Варабин и Феликс Мешков — оказались в этом году лидерами и среди взрослых: Краснощеков стал чемпионом спартакиады РСФСР в классе 350 см3, Варабин — вторым призером в классе 175 см3, а Мешков третьим — в классе 125 см3. Победителями российской спартакиады средиП4 ;Ш/П1?1ШШ]/АУБ,[1Ш ОG <З Da Daь*&юношей были также ученики Трофимова — А. Сивяков (125 см3) и 3 А. 'Кралинин (175 см ). Победа команды Владимирской области (а точнее — ковровчан), набравшей 501 очко (у занявших второе место челябинцев — 374), — это победа курса на юный резерв. Командные результаты: 1. Владимирская обл. 2. Челябинская обл, 3. Ростовская обл. Чемпионы спартакиады России: женщины — В. Лукина (Ростовская обл.); юноши: 125 см 3 — А. Сивяков; 175 см3 — А . Кралинин (оба Владимирская обл.); класс 125 см3 — В. Мороков (Хабаровский край); класс 175 см3 — А, Яковлев (Владимирская обл.); класс 350 см3 — В . Краснощеков (Владимирская обл.). У новосибирцев Валерия Хайкина и его жены Лиды праздник — они стали призерами спартакиады по мотокроссу. Саша Кралинин кроссмен России. лучший юный ##CX]ZZ\ GfflZIACPnZIXGCIGaZlXZI^CiПремьера на стадионеВ каждом заезде — напряженная борьба. Чемпионская лента на груди у Льва Краева — молодого гонщика из Уфы.Зтот финал проходил, что называется, при полном аншлаге. Новая гаревая дорожка, открытая в Новосибирске, впервые принимала мотоциклистов из других городов — и повышенный интерес к состязаниям был вполне закономерен. Кроме победителей — команды Башкирии , за которую выступали ветеран гаревой дорожки Ф. Шайнуров, Л . Краев и Р. Хайбрахманов, н ужно отметить и вух других призеров — команды Саратовской области и Приморского края. собого секрета в том, что они опередили остальных финалистов, нет. И в Балаково (Саратовская обл.), и во Владивостоке построены мототреки и довольно часто проходят соревнования. В этих местах живут и трудятся подлинные энтузиасты гаревого спорта. Есть они ив других областях России — Куйбышевской, Ростовской, Новосибирской, Московской, сумевших выставить команды для участия в финальных встречах. Но отсутствие тренерских кадров, а главное — острая нехватка специальных мотоциклов ставят под угрозу дальнейшее развитие гаревых гонок в Российской Федерации. Командные результаты: 1. Башкирская АССР; 2. Саратовская обл.; 3. Приморский край. Чемпионы спартакиады: 1 . Л . Краев; 2. Ф. Шайнуров (оба Башкирская АССР); 3. В. Дубинин (Новосибирская обл.).ЭВПЕРЕДИ-СИБИРЯКИвтомобильный спорт вА бирске был представленНовосидвоеборьем. Обладателем главного приза стали хозяева трассы. Командные результаты: 1. Новосибирская обл., 2. Рязанская обл. 3. Ярославская обл. Чемпионы спартакиады России: ГАЗ-51 — В. Ж ук (Новосибирск), «Волга» — В. Советов (Ярославская обл.).Без совместителейак могло случиться, что в Орджоникидзе, на финале спартакиады по мотоциклетному многоборью, стартовало меньше команд, чем на обычном первенстве прошлого года? Ответить на этот вопрос нетрудно. Спартакиада — строгий экзаменатор. Она призвала на финальные старты одновременно мотоциклистов всех специальностей. И сразу же выяснилось, где проявляется подлинная забота о разностороннем и массовом развитии мотоспорта, а где пекутся только о небольшой группе ведущих гонщиков. Московская область выставила команды по всем шести мотоциклетным видам спартакиады, Башкирская АССР и Саратовская область — по четырем, а вот Ярославская, Ивановская, К алужская области — лишь по одному. На многодневных соревнованиях спартакиады отразилось то, что в них, к ак правило, «по совместительству» выступают кроссмены. Бесспорно, кросс — это основа мотоциклетного многоборья, но в то же время это совершенно разные виды соревнований, требующие различной методики тренировок, различной подготовки спортсменов и мотоциклов. В этом еще раз убеждают результаты многодневки. В первый день прекратили соревнования вся команда Брянской области и по три гонщ ика Тамбовской, Горьковской, Волгоградской областей. Причина — в недостаточном объеме тренировок. Всего же из 104 стартовавших финишировало 60 . Командные результаты: 1. Ставропольский край ; 2. Челябинская обл.; 3. Курская обл. Чемпионы спартакиады: 125 смз — А. Гоготов (Северо-Осетинская АССР); 175 смз — Б. Динабург (Владимирская обл.); 350 смз — Г. Чащипов (Удмуртская АССР).КУдарник коммунистического труда шофер Владимир Жук — чемпион спартакиады по двоеборью. На трассе «фигурки». cpOGGDacaМожно ли, придя к финишу восьмым, завоевать звание чемпиона? Не будем ломать голову. Это, к сожалению, не вопрос из спортивной викторины, а печальный факт, случившийся на «Невском кольце», где разыгрывался финал спартакиады России по шоссейно-кольцевым гонкам, а правильнее сказать, — намечалось разыграть. Как и всегда, на этой испытанной ленинградской трассе вовремя было размечено и ограждено кольцо, вовремя появилась милиция, заняли свое место судьи, радиокомментатор. Накануне гонок, как и полагается, прошла официальная тренировка, в установленное время на доске объявлений были вывешены стартовые номера. На этом кончаются «как обычно» и начинаются исключения. В классе мотоциклов 350 смЗ, которые открывали финальные соревнования Российской Федерации, была представлена только одна область — москов* екая, и только одним участником — перворазрядником В. Сухаревым. Остальные 14 гонщиков, принявшие старт, были из Ленинграда, Таллина и Пярну. Такое же положение сложилось ив двух других зачетных спартакиадных классах — 175 и 125 смЗ. Из-за малочисленности их пришлось даже объединить, включая и женщин, в один заезд, где участников спартакиады РСФСР было четверо, а пятеро — «внеконкурентное». Финиш был еще безрадостнее старта. В классе 350 смЗ победил ленинградский мастер спорта В. Генералов. Представитель Московской области В. Сухарев финишировал лишь двенадцатым, но зачета не получил, так как успел закончить только 21 круг из 34 положенных. В классах 125 и 175 смЗ сумело пройти обязательное количество кругов лишь по одному представителю Московской области — В. Маслов и В. Земляное. Совершенно неподготовленной вышла на старт второразрядница Т. Селезнева. Этот смешанный заезд к стыду мужчин выиграла ленинградка Г. Сандлер. Автомобилистам все же удалось разыграть медали. В объединенном заезде классов АиБ (серийные улучшенные «Волги» и «Москвичи») стартовало шесть участников спартакиады РСФСР, а во втором заезде, к которому были допущены гоночные автомобили всех классов и спортивные, — только три. Чемпионом в группе серийных машин стал П. Фролов из Нальчика («Волга»), в группе гоночных и спортивных — краснодарский спортсмен В. Подковыров на машине свободной формулы, которому, естественно, не смогли составить серьезной конкуренции его земляк С. Шахбазян на «Вартбурге» и В. Недопекин наспортивном автомобиле. Но, увы, чемпионы финишировали в своих заездах один — четвертым, а другой — лишь восьмым. По существу, борьба шла между «внеконкурсниками». Одним из них нужны были классификационные очки, другие вели пристрелку, готовясь к всесоюзному финалу. Недорого же досталось звание победителя команде Кабардино-Балкарской АССР. Мало весят и зачетные очки ко ­ манд Краснодарского края и Московской области, занявших второе и третье места: претендентов было ровно столько, сколько призовых мест. После финиша ваш корреспондент беседовал с главными тренерами ЦАМКа по автомобильному и мотоциклетномушом долгу перед мотоспортсменами. Пора этот долг оплатить. А сейчас положение таково, что не из кого формировать сборную РСФСР. А что думают сами спортсмены? Мы говорили с одним из них, чемпионом республики по группе серийных автомобилей Павлом Фроловым. В третий раз он выступает в больших шоссейно-кольцевых гонках. В прошлом году в Каунасе завоевал звание мастера спорта. Д о ­ ма, в Нальчике специальной кольцевой трассы нет. И все-таки энтузиаст нашел возможности для совершенствования. Хорошей школой послужили для него ралли с их трудными скоростными участками. К ралли же нынешний чемпион пришел через «фигурку» и соревнования на экономию топлива. Путь — са-Облегченные очкиспорту Ю. В. Гофманом и Ю. В. Христофоровым. Был задан один вопрос: как могло случиться, что интереснейший вид автомобильных и мотоциклетных соревнований в крупнейшей республике не собрал кворума? Ответ Ю. В. Гофмана был лаконичен: этого можно было ожидать. Шоссейнокольцевые гонки в Российской Федерации (исключая Ленинград и Москву, которые выставляют свои отдельные команды на правах республиканских) практически не культивируются — нет трасс. Включение их в программу спартакиады должно было по идее послужить своего рода стимулом, но расчеты не оправдались. Ю. В. Христофоров смотрит на вещи несколько по-иному. Трассы для мотоциклистов оборудовать можно. Пример тому — опыт прибалтийских спортсменов. Хуже с машинами. Заводы в больмый типичный, условия со всеми их трудностями — тоже самые типичные. Весь «секрет» в том, что спортсмены повседневно чувствуют поддержку своего республиканского комитета ДОСААФ , со всей серьезностью занимающегося автомобильным спортом. Вот и команду, прибывшую в Ленинград, возглавлял председатель комитета — случай, прямо скажем, не частый. Опыт кабардино-балкарцев поучителен. Бесспорно, трудностей в развитии автомобильного и мотоциклетного спорта немало. Но они не могут остановить настойчивых. Бригада «За рулем» Ю. КЕРНЕР, Б. МАНДРУС, И. СТАРЧЕНКОг. Новосибирск, Ленинград, щ г. ОрджоникидзеСВЕРХЗПРОГРАММЫтот вид соревнований официально не входил в программу спартакиады, но его с полным правом можно назвать спартакиадным. На открытии городских и областных спартакиад, на спортивных праздниках, посвященных третьей Всесоюзной спартакиаде, часто выступали команды мбтобйлИсТОв. В Новосибирске, в дни российских финалов состоялись заключительные встречи по мотоболу на первенство РСФСР. Чемпионом стала команда «Комета» (г. Элиста), победившая в финальной встрече новосибирский «Восход» со счетом 2 : 0 . На снимке : момент финальной встреч!*!Фото С. Баранова7