«Вятке»ного лет я езжу на мотороллере «Вятка» модели ВЛч150. За это время у меня накопился 'некоторый опыт, сложившийся 'из длительных (наблюдений и экспериментов. Думаю, что он будет полезен ;и другим водителям эти)машин.ОВ инструкции к .мотороллеру рекомендуется заменять масло 'в картере через каждые 2000 км пробега, то есть так же, как, (например, IB «ЬСовровце». Но если в мотоцикле масла 600—800 см 3 , то в «Вятке» только 130 см 3 . Поэтому оно .быстро загрязняется и теряет свои качества. Есть смысл менять автол через 1000 или даже 500 км .сительно фокуса рефлектора снизит интенсивность светового луча. На ,мой взгляд, иятнадцативаттная лампа не всегда дает достаточное освещение. Например, при езде по мокромуи поэтому темному асфальту. Я пользуюсь лампой 21 + 2 1свХб ' в . На мотороллерах первых выпусков на маховике генератора и щитке не делалось рисок, помогающих правильно устанавливать опережение зажигания. в оди ­ тели таких машин могут сами нанести их при тщательно выверенном положении коленчатого вала, соответствующем опережению в29 ± 1 градус. Момент размыкания контактов преры ­ вателя 'Можно достаточно точно определить визуально, освещая их фонариком со стороны наблюдения, в плоскости, касательной к пятну контакта. Мало кто подумает, 'что брызги от заднего колеса могут вызвать перебои в зажигании. Это, к сожалению, случаетсяпроисходит утечка 'Тока высокого напряжения. Выручит вас кусок резины от автомобильной камеры размером 300Х ХЗОО .мм, помещенный между колесом *) крышкой сцепления и прикрепленный верхним краем тремя винтами М4к раме мотороллера. Довольно часто приходится подтягивать гайки маховика магдино. При этом у старых конструкций необходимо снимать щиток вентилятора. Я предлагаю для более удобного доступа к гайке сделать зубилом звездообразное сечение в центре щитка (рис. 1) под углом 120 градусов и образовавшиеся язычки загнуть. Поверхность сердечников катушек со стороны маховика .неплохо покрыть тонким слоем краски. Если на ней появятся задиры — это сигнал того, что пришла пора менять 'коренные подшипники, не ожидая, когда будут повреждены сами сердечники. При обкатке, когда движущиеся детали прирабатываются, в .амортизаторах скопляется большое количество металлических частиц, увеличивающих износ. По-моему, целесообразно проводить первую замену .жидкости в амортизато-(0,5—1 мм) должна быть со стороны, противоположной выпучиванию. Наскольк о удачным оказалось исправление, п ро ­ веряют, 'наблюдая форму сжимаемой пружины, установленной в амортизаторе иа мотороллере. Таким же методом можно исправить пружинуи передней подвески, когда замечается односторонний износ стенок отверстия бронзового кронштейна. Если диск колеса окажется погнутым, то при езде по грязи внутрь покрышки будет попадать влага. Но достаточно уп ­ лотнить плоскость разъема дисков, вставив .между «ими резиновую прокладку и вырезав в ней шесть отверстий под болты, — и этого не случится.GВ процессе эксплуатации тормозные колодки постепенно изнашиваются и наступает момент, когда регулировка уже бессильна. Однако срок службы колодок можно продлить, если :их стальные наконечники изготовить из 2-миллиметрового листа. М ожно поступить и подругому. Из листа толщиной 1мм изготовьте две подкладки (рис. 2) и приварите 1Кк наконечникам со стороны колоЙ док. Бывает так, что тормозной барабан начинает задевать за рычаг задней подвески. Происходит это тогда, когда смята правая сторона-ступицы заднего колеса. В этом случае надо вставить между подшипником и ступицей кольцо из углеродистой стали наружным диаметр ом 27 и внутренним — 20 мм . Толщина кольца — 1,5—2 мм.'•.,>'После длительной эксплуатации или при недостаточной смазке у первичного вала коробки передач изнашивается шейка, играющая роль внутреннего кольца в игольчатом подшипнике. Износ, как правило, односторонний. Блок шестерен не будет перекашиваться, если вал повернуть другой, неизношенной стороной. Ослабив гайку первичного вала, в его шлиц вводят отвертку и поворачивают •на пол-оборота. Разбирать двигатель при этом не требуч. • ;я.I1I —i1V»Р и с. 1. Так рассекают щиток, чтобы открыть доступ торцевому ключу к гайке. Р ис . 2. Подкладка к наконечникам.«о -'Все, 'кто долго ездит «а «Вятке», наверно, замечали, что отверстие защитной муфты, через которую проходит впуокной патрубок цилиндра, с о временем расширяется и через образовавшийся зазор в отсек карбюратора проникает пыль и грязь с заднего колеса. Уплотнительное кольцо из изоляционной ленты или другого материала поможет вам избавиться от этого.•Если у вашей машины перегорит большая лампа i(15-|-15 втХб в) и заменить ее нечем, м ожно выйти из положения так. Купите лампу таких же параметров, но с цоколем меньшего размера (они часто бывают в продаже) и впаяйте ее в цоколь перегоревшей. При этом важно сохранить пространственное расположение нитей, так как их смещение отноpax не через 3000, а через 1000 км пробега. Порой очень нелегко ирошприцевать переднюю подвеску — старая смазка густеет и перемешивается с грязью. Я в таких случаях ослабляю гайки осей подвески и кронштейна пружины. Затем, шприцуя, одновременно отжимаю качающийся рычаг подвески и 'кронштейн пружины то в одну, то 'В другую сторону. Таким образом свежая смазка постепенно вытеснит старую. Случается, что в задних амортизаторах пружина, сжимаясь от нагрузки, искривляется, вызывает боковой износ кожуха и 'корпуса амортизатора и даже задевает за покрышку колеса. В этом случае нужно снять с торца пружины «а наждачном «руге ина 'клин» небольшой слой металла. Наибольшая толщина слоя2А.-ЛКi1W/W;б,17.5»»-Мне приходилось встречать мотороллеры, у которых и после обкатки передачи переключаются довольно туго. Причина заключается в слишком длинной или жесткой пружине фиксатора. Переключение легко регулируется. Операция это несложная. Когда сектор находится в нейтральном положении, вынимают пружину и свободный конец укорачивают на наждачном круге. Если, наоборот, переключение нужно сделать более тугим, то под торец пружины, в углубление корпуса сектора, подкладывают шайбу диаметром 8 мм соответствующей толщины. С. БЕРДНИКОВ, инженер г. Йошкар-Ола