ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР О МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРАХНа двадцать петом заседании «Клуба» («За рулем» № 1, 1966 г.) в беседе «Фильтры и фильтрация масла» мы говорили о нарушениях работы фильтра тонкой очистки. Этот вопрос вызвал большой интерес и отклики читателей. Продолжает разговор инженер В. Е. ТАБАКОВ. Мы уже разобрали подробно причины ухудшения тонкой фильтрации масла в связи с особенностями конструкции фильтров двигателей ГАЗ. Говорили о том, что при деформации центральной трубки фильтра повреждаются картонные сальники элемента, из-за чего фильтрация нарушается или прекращается вовсе. Разобрали способы обнаружения неисправности центральной трубки и ее ремонта, например, опиловкой. Однако бывает, что сальники работают плохо и при целой трубке. Это случается, когда они повреждены из-за неаккуратного монтажа фильтрующего элемента. Читатель Г. Н. Алексеев из Ташкента сообщил, например, что, прочитав статью о работе фильтров, он стал более внимательно следить за тонкой фильтрацией и обнаружил, что она ухудшена. Однако центральная трубка не была деформирована. На его «Москвиче» масло начинало темнеть после незначительного пробега (200—250 км ) , а на фильтрующем элементе оказывалось мало уловленной грязи. Заподозрив плохое уплотнение сальников, тов. Алексеев заменил картонные кружки резиновыми (из маслостойкой резины) и, промыв этот же фильтрующий элемент, поставил его обратно. Эксперимент удался: масло сразу начало светлеть и после пробега 150—200 км очистилось практически до нормы. А снова темнеть начало только через 1500—-1800 км . Тов. Алексеев считает, и с этим мож ­ но согласиться, что картонные сальники могут повреждаться также в случае перекоса элемента при его посадке на трубку. Мы попросили читателя продолжить эксперимент, только применить обыкновенную" резину (от негодных камер), поскольку маслостойкая не всегда бывает под рукой. Оказалось, что она годится. В последнем письме наш добровольный помощник не только подтвердил нормальную работу фильтра, но вложил в конверт один резиновый кружок — сальник, проработавший, по его словам, более двух тысяч километров. При осмотре этого сальника не обнаружилось никаких внешних признаков повреждения резины. Напрашивается вывод: если обнаружена плохая работа фильтра тонкой очист-ки из-за пропуска масла через сальники, можно восстановить его работоспособность, если заменить картонные кружки резиновыми, сделав в них отверстие на 1—1,5 мм меньшим. Тов. Алексеев, например, кладет по два кружка — один на другой. Замена проста: надо отогнуть либо усики пластины сальника (рис. 1), либо усики стяжек корпуса фильтрующего элемента — смотря по его конструктивному исполнению. При установке обычной резины срок службы сальников может сократиться. Кстати, в Грузии, например, изготовляются и продаются фильтрующие элементы с металлическим корпусом (сменная набивка) конструкции механика В. Г. Григоряна, в которых применены резиновые сальники. Тов. Григорян разработал также приспособление для правки трубок фильтров .двигателей ГАЗ. Об этом мы сегодня также поговорим. Закончим только с фильтрующими элементами. В прошлой беседе мы упоминали о перепускном отверстии, которое имеется в нижней части элементов (ом. рис. 1). Практика показала, что его можно заглушить без вреда, поскольку фильтры прогреваются от двигателя за счет радиации тепла. Получается так, что нет нужды постоянно перепускать часть масла мимо фильтра только ради гарантии его прогрева. Заглушённое же перепускное отверстие может в какой-то степени компенсировать, например, неплотность сальников, так как производительность фильтра при этом во всех случаях увеличивается. Перепускное отверстие (в металлической пластине) м ожно просто заглушить кусочком проволоки. Однако если учесть, что ради этого приходится отгибать усики и разбирать нижнее сальниковое уплотнение, может оказаться целесообразным просто заменить нижнюю пластину с отверстием такой же, но без отверстия, взятой из верхнего уплотнения. Ее можно снять, например, с отработавшего только что извлеченного элемента. М ожно пойти еще дальше: заменить целиком нижнее сальниковое уп ­ лотнение нового элемента верхним от старого. Это легко сделать, если при разборке одну стяжку оставить, а сальниковое уплотнение сдвинуть в сторону. Тогда сальниковое уплотнение удастся закрепить (тоже одной стяжкой) так, что элемент не рассыплется.63»»Рис. 1. Устройство фильтрующего элемента: А — ф ильтрующий элем енти его детали; Б — работа перепускного отверстия (красным цветом показан путь фильтрующегося масла, ч ерным — масла, проходящего через перепускное отверстие). 1 — ф ильтрующий элемент; 2 — с тяжка ; 3 — в ерхнее кольцо (без отверстий); 4 — прижимные усики; 5 — в ерхняя пластина; 6 — к артонные пластины; 7 — н ижняя пластина; 8 — перепускное отверстие; 9 — картонный сальник; 10 — нижнее кольцо (с отверстиями); 11 — корпуо фильтра; 12 — центральная трубка; 13 — калиброванное отверстие центральной трубки (условно показанос двух сторон).Р и с. 2. Приспособление для правки трубки корпуса фильтра тонкой очистки масла (красным цветом показанвариант изготовления оправки без прошивки шестиг ранника . ч ернымвнутри нее — положение головки болта, вставленного в такую оправку).